Кипелов, Беркут, Житняков: кто был лучший в Арии?

Всех приветствую! Знаете какой сегодня праздник? Хэллоуин? Возможно. Но для русского металла сегодня другая важная дата — день рождения Арии!-1-2

Всех приветствую! Знаете какой сегодня праздник? Хэллоуин? Возможно. Но для русского металла сегодня другая важная дата — день рождения Арии!

Уверена, что не существует такого человека, который бы не знал об этой культовой группе. Можно даже сказать, что любитель рока в принципе ассоциируется с Арией. Вспомнился сразу случай моего знакомого. В период, когда он в старших классах стал приобретать неформальный вид, отращивая гриву, его где-то в толпе участливо спросили: «А ты, наверное, Арию слушаешь, да?», хотя этот человек как раз-таки относился к таким, кто их не особо. Но стереотип «патлатый неформал = слушает Арию» закрепился уже давно.

 Ария основана 31 октября 1985 г и считается одним из самых успешных коллективов, как в творческом плане, так и в коммерческом. Музыкой занимались Владимир Холстинин и Виталий Дубинин. Текстом — Маргарита Пушкина и Александр Елин. Ария несколько раз меняла свой состав, а бывшие участники организовывали свои группы (Мастер, Артерия, Кипелов, Артур Беркут, Маврин). В фанатском обществе всех их называют —"Семейка Арии".

Ария основана 31 октября 1985 г и считается одним из самых успешных коллективов, как в творческом плане, так и в коммерческом. Музыкой занимались Владимир Холстинин и Виталий Дубинин. Текстом — Маргарита Пушкина и Александр Елин. Ария несколько раз меняла свой состав, а бывшие участники организовывали свои группы (Мастер, Артерия, Кипелов, Артур Беркут, Маврин). В фанатском обществе всех их называют —»Семейка Арии».

Ария — очень профессиональная группа в своем жанре, какой не было ещё до них. Глядя на западных коллег, они создали свой настоящий мир. Да, изначально были похожи на Iron Madein, но всё же каждый альбом был круче и мощнее предыдущего.

Ранние обвинения в плагиате перетекли в другие (уже сегодняшние) претензии — «потеряли былое» или «стали посредственной эстрадной группой» и т. д. Возмущаться, конечно, можно. Но! Полагаю, далеко не каждому дано иметь такую энергию в 65. Время идет, многие группы приходят и уходят, но Ария остается отжигать. Всем бы такой настрой, как говорится. Надеюсь, они нас порадуют ещё не один год.

Так, кто же лучший?

Момент ухода Кипелова из Арии многих поверг в шок. Те, привыкшие к классическому составу частенько упоминали, что воспринимают на месте вокалиста только Кипелова. Зря. Ведь, мы открыли его по-новому. Разве не так? Всё же, композиции, особенности в музыке, а также эмоциональный посыл у двух групп весьма отличаются.

Что первое приходит в голову, когда речь об Арии? Эпичность, мрачность, хеви-металл, мощь, брутальность, пауэр… Кипелов же — лиричность, драматичность, легкость, симфоник-металл, а также философия и экзистенциализм. Более того, Кипелов, воспитанный на оперной музыке и рок исполняет местами очень академично. Таким образом, после 2002 года, мы имеем уже две крутые группы вместо одной.

В 2011 Михаил Житняков принял это богатое наследие двух вокалистов, но в придачу с разделенным фанклубом. Непросто ему пришлось, однако.



На данный момент все три вокалиста примерно одинаковое время находились в группе. Думаю, теперь можно попытаться выявить отличия и особенности каждого певца. В качестве примера возьмём «Осколок льда». (Придется поднапрячься, чтобы вспомнить уроки музыки)

Валерий Кипелов (тембр  тенор альтино)

У Кипелова необычные природные данные, которые грамотно отточены в свое время, правильно поставлены и отработаны. Многие звуки достаются ему легко в силу особенностей его певческого аппарата. Поэтому, любым другим артистам сложно даётся спеть «именно как он». (Про сейчас я не говорю, ясное дело, что с возрастом все меняется)

В данной композиции (да и не только) слышен широкий диапазон, который умеренно украшается свободным вибрато (в конце каждой фразы). Стиль пения — легкий и проникновенный. Эксперты называют это «полëтным вокалом». В этом видео периодически прорывается вокал и Виталия Дубинина тоже. Кстати, всегда удивлялась с какой простотой ему удается всегда умело подхватывать.

Интересной отличительной чертой Кипеловского пения является непохожесть на разговорную речь, благодаря индивидуальному интонированию и своеобразной артикуляции. Например, в некоторых протяжных моментах у него нет четкой «а», потому что слышится что-то между «а» и «э».

И ещё. Не замечали, что он использует такие приёмы, которые не часто встречаются в роке? Поясню. Преподаватель по вокалу назвал бы это «мелизмы», я же скажу проще — украшения, которые чаще можно услышать, к примеру, в блюзе. Самый яркий любитель подобных «мелизмов» — Уитни Хьстон. Она в своих композициях, как будто опевает ноты, делая голосом круг. А у Валерия Кипелова (особенно раннего) получалось филигранно уместить этот прием в песне, что сразу даже не понятно, почему так необычно звучит. Расслышать четкое движение голоса можно в замедленном воспроизведении. Плюс, нельзя не отметить, свойственное ему, плавное скольжение по звукам в конце фраз. К примеру, после слов «Пусть каждый сам находит дорогу», на слове «дорогу-у-у» он не обрывает звук, а протягивает его вниз сводя на нет.

Артур Беркут (низкий тенор)

Здесь сразу бросается в глаза длительность композиции (аж на три минуты больше, чем у остальных!) . Не удивительно, ведь половина песни занимает вокализ (пропевание гласных), а также прекрасные гитарные партии. В вокализе Беркут действительно превосходит всех, в его исполнении этот прием очень точный и уверенный, так, что душу просто рвет на части. Он, вообще, мастер различных украшений в пении, так сказать «рокерских штучек». Стоит признать, что у него они выходят великолепно и уместно: и рявкнет, где надо и взвизгнет. Манера исполнения, которая идеально подходит металлисту. А чего стоит работа с залом… Буквально, настоящее единение с его подачи! Прямо-таки магия происходит на концертах. Харизма и энергетика этого человека просто зашкаливают. (Говорю, так уверено, потому что видела это всё вживую в 2008г.)

В данной композиции отличительной особенностью Беркута являются круглые и плотные гласные. Благодаря объемному и глубокому звуку, кажется, как будто в его исполнении «Осколок льда» звучит спокойнее. Меня всегда восхищал его вокал и вызывал сильные эмоции. Кстати, если Кипелов тянет вниз конец фразы, Беркут же, напротив — бьет четко в один звук. Также, иногда в его пении можно расслышать назальную манеру.

В отличие от академичного и лиричного Кипелова, Беркут более хэви-металличный исполнитель. Можно сказать, что Артур представитель олдскульного рока по манере пения.

Михаил Житняков (лирический тенор)

Мне кажется, Михаил Житняков всегда старается петь интеллигентно и сдержанно. У него приятный голос, не уступающий по силе двум другим исполнителям. Конкретно в этой песне чувствуется стремление к широкому звуку. Интересно, что многие ноты по эмоциональному окрасу слышатся какими-то торжественными, что ли. Возможно, это индивидуальные особенности тембра такие. Высокие ноты, хоть и уверенные, но в некоторых live-версиях срываются.

Из интервью узнала, что у него нет профессионального вокального образования до Арии. В это крайне сложно верится. Он поёт шикарно, и даже если это и так, то его работа в группе просто восхищает. (Ну, не просто же так он туда попал в конце-то концов!)

Больше всего нравится в Михаиле то, как он внимательно следит за реакцией зрителей на концертах, то насколько сильно ему важна обратная связь. Благодаря его стараниям, получается очень теплая и уютная атмосфера. Взять хотя бы это видео — как круто поддерживает его зал!

Многие осуждают старожилов-музыкантов из Арии, мол, делали из Житнякова предыдущих солистов, вот он теперь и поет «то Кипеловым, то Беркутом». Помню, в момент, когда он пришел в группу, был сильный протест у слушателей, и тем не менее, получился шикарный альбом «Феникс». Думаю, те, кто был знаком с творчеством «Гран-Куражъ» ранее, Житняковское влияние в Арии точно уловили. Поёт он собой. Поёт прекрасно. Просто, некоторые старые произведения нам сложно воспринимать, так как постоянно хочется сравнивать и выявлять параллели.

Отмечу еще такое наблюдение: не только разное исполнение у самих вокалистов, но и разный музыкальный аккомпанемент. Под каждого исполнителя звучат по-разному инструменты: где-то — больше гитарных проигрышей, где-то — медленней вся композиция в целом, а где-то — хоть чуть-чуть, но динамичнее.

  • Минутка ностальгии. Мое знакомство с легендами началось с найденной магнитофонной кассеты, которую папа купил на рынке. Сама кассета называлась «Колизей» и на обложке красовался «симпатичный молодой человек — Жорик» (так называют его сами Арийцы). Что удивительно, вместе с «Колизеем», «Антихристом» и «Обманом» там были «Герой асфальта» и «Химера», а в конце бонусом «Я свободен». Да кто тогда разбирался! Я была просто в восторге от своей находки и несколько дней к ряду, не прекращая крутила эту кассету, чем весьма удивила папу))) Помню свои первые впечатления. Мне понравилось буквально все: голос, музыка и тексты. И неважно, что больше половины в силу возраста было не понять. На тот момент я была 11-летним подростком. С тех пор Ария сопровождала каждый мой жизненный этап.
Фото из личного архива 2009г. Автограф-сессия в популярном тогда медиамаркете "Трек". Я тогда сильно переволновалась, зато рассмешила Сергея Попова))
Делюсь с вами самым дорогим))) Фото из архива 2014 года. Я и очень уставший Михаил Житняков. Концерт в ДК ЖД Краснодар.

Фото из личного архива 2009г. Автограф-сессия в популярном тогда медиамаркете «Трек». Я тогда сильно переволновалась, зато рассмешила Сергея Попова))

Теперь ваша очередь делиться мнением. Расскажите, пожалуйста, в комментариях: кто же больше нравится и почему? А свое отношение я, кажется, уже выразила — никого не выбираю, всех люблю и всех уважаю.

Все три исполнителя по-своему ценны.