Кэрол Ломбард помнят сегодня ценители классики голливудского кино за ее яркие роли в комедиях 1930-х годов. Даже сегодня её творчество еще любимо многими. Жизнь и карьера Кэрол отмечены разными периодами, яркими и провокационными, ведь за ангельской внешностью кинодивы была волевая и страстная женщина. Жизнь Кэрол Ломбард была наполнена событиями. Она снялась в 80 фильмах, не все из которых сохранились.
Во многом сохранились подробности браков Кэрол с двумя самыми знаковыми звездами своего – Уильямом Пауэллом и особенно с Кларком Гейблом. Совместная жизнь этой пары преждевременно закончилась из-за трагедии, оборвавшую жизнь Кэрол — звезды Голливуда, никогда не остававшуюся в тени браков.
Кэрол Ломбард родилась в Форт-Уэйне, штат Индиана. В детстве она переехала в Калифорнию. С ее выразительными глазами, остроумием и неизменным очарованием она будто была создана для киноэкрана. С юных лет Кэрол была влюблена в мир кино. В возрасте двенадцати лет случайно замеченная на улице руководителем одной киностудии, Кэрол была вырвана из безвестности. Она сыграла небольшую роль в ныне утраченном немом фильме “Совершенное преступление”, а через четыре года она была подписана с Fox Film Corporation, принимая имя Кэрол Ломбард.
Затем последовали бесчисленные пробы и неброские роли, пока в 1929 году она не подписана контракт с Paramount. С тех пор ей доставались главные роли. Кэрол сыграет с лучшими звездами своего времени — от Кэри Гранта до Гари Купера. Две из ее пяти картин 1931 года – “Человек из высшего общества” и “Бабник” – были отмечены её игрой с ведущей звездой Paramount Уильямом Пауэллом. Хотя они были абсолютно разными по натуре и возрасту людьми – Билл уже повидавший жизнь 38-летний киноактер, а Кэрол 22-х летняя красотка с привычкой ругаться, как моряк — оба сошлись на съемках и вскоре составили пару. Они поженились позже в том же году.
А в следующем 1932 году Кэрол сыграла с Кларком Гейблом в романтической драме “Трудный мужчина”. Тогда они были безразличны друг к другу. Скорее были озабоченны своими собственными семейными жизнями без намека на роман на стороне, который случиться через нескольких лет. В то время Кларк был женат на «Рие» Лэнгхэм, а Кэрол была замужем за Уильямом Пауэллом.
К тому времени оба брака были не очень успешными. Кэрол развелась с Пауэллом год спустя, а Кларк изменял своей жене с актрисой Джоан Кроуфорд. Но, несмотря на их будущий роман, Кларк и Кэрол были более раздражены друг другом, чем очарованы. В конце съемок Кларк подарил Кэрол пару негабаритных балетных туфель, чтобы так подшутить над её раздутым эго примадонны. Она приготовила ему подарок, который, по ее словам, характеризовал его актерские способности: большой кусок ветчины с его изображением на нем! Поскольку они оба любили подобные шутки, обошлось всё без обид.
***
Карьера Кэрол оказалась довольно многогранной актрисой в Голливуде. В 1934 году Paramount доверил ей главную роль в комедии «Двадцатый век». Картина была основана на одноименной бродвейской пьесе. Это история о режиссере, который призывает бывшую возлюбленную возродить свою театральную карьеру. Несмотря на то, что раньше Кэрол снималась почти исключительно в драмах, комедийный потенциал её был замечен режиссером Говардом Хоксом. Он и привел её “на борт” производства киноленты вопреки советам студии.
Именно Хокс оценил сложный драматический подход Кэрол. Он поощрял более естественный, спонтанный метод актерской игры и выступал за импровизацию перед камерой между Кэрол и ее знаменитым эксцентричным коллегой Джоном Бэрримором. Кэрол вложила свое сердце, душу и обаяние при съемках ленты. В итоге комедия молниеносно вывела Кэрол в первые ряды голливудских звезд, утвердив за ней в том числе амплуа талантливой комедийной актрисы.
В 1933 году она развелась с Уильямом Пауэллом, а в начале 1936 года она сошлась с бывшим коллегой Кларком Гейблом. Кэрол развелась, и Кларк к тому времени расстался со своей женой Рией. Именно в это время они снова встретились на вечеринке. Они танцевали вместе несколько раз. Достаточно скоро они начали проводить все больше и больше времени вместе. Казалось, они созданы друг для друга: Кларк был настоящим мужчиной, ловелас, Кэрол была красивой женщиной, которая высказывала свое мнение прямолинейно, могла не поскупиться на крепкое выражение.
Их первым публичным выходом в свет стали похороны хорошего друга и коллеги Кларка Жана Харлоу. Студийные боссы были в ярости, так как Кларк был официально еще женат, им было неуместно выходить на улицу в паре. Пресса начала писать о них, и Кларк попросил Риа развестись.
Она согласилась при условии выплаты Кларком большой суммы. Кларк не медлил, одолжив сумму у своей студии MGM. А те согласились, при условии, что Кларк должен был сниматься в “Унесенных ветром”. 8 марта 1939 года Кларк и Риа официально развелись, а через 21 день Кларк и Кэрол поженились. Они создали роман, который станет одним из самых любимых в золотой эре Голливуда.
Кэрол разделяла хобби Кларка, таких как рыбалка и охота. Они оба были людьми практичными. Они не хотели делать из свадьбы шумиху. Кэрол и Кларк обосновались в тщательно отреставрированном фермерском доме. У них были лошади, собаки и цыплята, и они даже пытались продавать яйца.
Интересно, что одной из лучших работ в ее карьере стал фильм 1936 года “Мой слуга Годфри”. Одна из самых любимых комедий десятилетия, она в какой-то степени определила эру разговорного кино. В картине снялись бывшие муж и жена — Кэрол и Уильям Пауэлл. Оба были на пике своей популярности и получили номинации на Оскар. Эмоциональная игра Кэрол удачно контрастировала с игрой Уильяма — более задумчивого и сдержанного. Уильям забавно сравнил роман их экранных персонажей с их собственными пятью годами брака, утверждая, что Кэрол была единственной актрисой, имевшей право на эту роль.
К концу 1930-х годов Кэрол стала более избирательной в отношении своего выбора карьеры, предпочитая время проводить дома на своем упомянутом ранчо в Энсино с Кларком Гейблом. Их отношениями восхищались и обсуждали все в Голливуде и за его пределами. Их любовь ощущается на каждой фотографии и в каждом интервью той поры. Кларк, находящийся на грани самой знаковой роли в своей карьере, сделал небольшой перерыв в съемках “Унесенных ветром”, чтобы побыть вдвоем с женой.
***
После периода комедий, совпавшего с расцветом отношений с Гейблом Кэрол решилась искать роли с более глубоким смыслом и возможностью показать свою универсальность в качестве актрисы. Первая из серии драм была картина 1939 года “Созданы друг для друга” с Джеймсом Стюартом. Несмотря на то, что эта постановка Дэвида О. Селзника была продвигаема как драма с элементами комедии, она провалилась в прокате, доказывая, что один только расчёт на звёздные имена может спасти фильм. В том же 1939 году с Кэрол вышла драма “Лишь на словах”, в которой Кэрол снялась вместе с Кэри Грантом. Эта картина стала успешной и получила значительную прибыль от проката. Кэрол Ломбард говорила:
“То же самое относится к любой другой профессии. Вы не можете стать хорошим газетным репортером, освещая только что-то одно. Вы не можете стать хорошим механиком, ремонтирую только одну машину. Дело в разнообразии опыта, который расширяет и развивает скрытые возможности.”
Ее третья и последняя попытка утвердиться в драматических ролях была роль в фильме “Бдение в ночи” 1940 года. Играя медсестру, берущую на себя вину за роковую ошибку другой, Кэрол надеялась получить премию Оскар, которую она так жаждала. Несомненно, эта роль была самой серьезной в ее карьере. Тем не менее, медицинская мелодрама была настолько далека от её амплуа, что картина не была оценена коммерчески, несмотря на похвалу, которую она и её коллеги получили от критиков. Но нежелание зрителей принять актрису и в драмах в тот период немало разочаровало Кэрол.
В эти годы пара устраивала популярные званые обеды для друзей. Они искренне наслаждались совместной жизнью. Под влиянием Кэрол Кларк стал более общительным. Хотя и не все было не так радужно, как казалось прессе. Ведь Кларк был бабником по своей натуре. Он изменял Кэрол. Другая проблема заключалась в том, что Кэрол хотела завести ребенка, но физически не способна была его зачать. Несмотря на эти сложности, они все-таки были без ума друг от друга. Кэрол даже начала меньше работать, чтобы проводить больше времени с Кларком.
В начале 40-х признав, что зритель ценит её в качестве актрисы комедийного жанра, Кэрол все же вернулась в комедии с ролью в фильме 1941 года “Мистер и миссис Смит”. Снимал картину Альфред Хичкок. Еще на ранних этапах своей американской карьеры Хичкок стремился задействовать Кэрол в серьезной драме. Тем не менее, политика студий диктовала свои условие. Его желание не могло быть полностью исполнено, и вместо этого он решил снять её в беззаботной романтической комедии с Робертом Монтгомери. Комедия во всех смыслах этого слова, картина утверждала способности режиссера в этом жанре, несмотря на его неопытность. В игре звезд ощущалась явная химия.
За кадром Кэрол и Роберт часто спорили о политике. Он был республиканцем, а она убежденной демократкой. Шутки были второй натурой актрисы, она взялась подшучивать над Робертом, даже обклеила его машину фотографиями Франклина Д. Рузвельта во время съемок. Именно такие выходки создали ей репутацию одного из самых оживленных шутников города. С отличным сценарием, воплощенным в жизнь звездным составом и командой, “Мистер и миссис Смит” была идеальной картиной для развлечения, в то время, когда на горизонте маячила мировая война.
***
Война оказала глубокое эмоциональное воздействие на Кэрол. Она ненавидела Гитлера. Актриса в Голливуде была одним из самых активных сторонниц присоединения Америки к войне. Вполне вероятно, что именно эти чувства привели к ее решению взять на себя ведущую роль в противоречивой комедии Эрнста Любича “Быть или не быть”. Черный юмор сатирической комедии, действие которой разворачивается в период нацистской оккупации Польши оказалась одной из самых смелых для своего времени. Когда мир погряз в мировом конфликте, насмешка над нацизмом была не только над Адольфом Гитлером, а по сути политическим заявлением методами кинематографии. Так поступил и Чарли Чаплин в 1940 году, открыто издеваясь над Гитлером в “Великом диктаторе”.
К 1940 году Вторая мировая война была в самом разгаре, и Кэрол чувствовала себя очень страстной от того, чтобы помочь ей любым возможным способом. Она объявила своей студии, что отказалась снимать больше фильмов и присоединилась к Красному Кресту. В начале 1942 года Кэрол попросили отправиться в тур по продвижению военных облигаций, поскольку она была любимой звездой, которая могла помочь собрать деньги. Ее мать сопровождала ее вместе с пресс-офицером Кларка и хорошим другом Отто Винклером. Сам Кларк все еще снимался и должен был остаться в Калифорнии. Пик тура был в Индианаполисе 15 января, где Кэрол подписывала военные облигации в течение нескольких часов и в конечном итоге собрала более двух миллионов долларов.
Втроем они должны были возвращаться в Лос-Анджелес поездом. Но Кэрол хотела быстрее вернуться домой, поэтому вместо этого решено было лететь самолетом, хотя ее студия посоветовала ей не делать этого. Её мать и Отто в тот раз тоже не хотели лететь. Кэрол настаивала. Отто якобы подбросили монету, и Кэрол победила.
Рано утром 16 января 1942 года трое сели в самолет с армейским персоналом на борту. Самолет поднялся в небо, планировалась его дозаправка в Лас-Вегасе, но в 19:20 самолет врезался в гору Потоси. Никто не выжил. Поиск тел занял три дня из-за снега и суровой местности. Тела было было невозможно опознать визуально, только по личным вещам удалось это сделать. Так была найдена сережка с бриллиантом и рубином, которую Кларк подарил Кэрол на Рождество. Потерявший любимую жену актер положил его в медальон и будет носить его долгие годы.
Ее жизнь оборвалась в возрасте 33 лет, она была объявлена президентом Рузвельтом такой же жертвой войны, как и любой солдат на линии фронта. Ей полагались военные похороны, но Кларк позаботился о том, чтобы это была простая и приватная церемония, что всегда ценила Кэрол. 21 января Кэрол была похоронена рядом со своей матерью.
Когда умерла Кэрол, картина “Быть или не быть” была на финальных стадиях пост-продакшна. Фильм должен был появиться на экранах 12 февраля. Руководители United Artists обсуждали вопрос, насколько отложить премьеру, и в конце концов решили ее перенесли на март. Несмотря на первые смешанные рецензии, само последнее появления Кэрол Ломбард на большом экране хвалили как критики, так и фанаты. В последующие годы после выхода фильма оценка его выросла, а сегодня он считается одной из лучших комедий своего времени.
За свою короткую жизнь и 17 лет в Голливуде, Кэрол достигла большего, чем многие другие. Она запомнилась не только тем, что была мастером выругаться, не только искрометным юмором и появлениями на экране. В душе Кэрол была филантропкой, никогда не отворачивающейся от нуждающихся, о чем знали близкие. Кэрол Ломбард украсила жизнь всех, кто встречал ее, и хотя она ходила по этой земле всего 33 года, она наполнила свои дни деятельностью и любовью, даря миру величайший дар из всех: смех.
***
Друзья, семья и даже пресса говорили одно и то же: после смерти Кэрол Кларк никогда уже не был прежним. Он был убит горем из-за потери любимой женщины. Гейбл одиноко бродил по их дому в течение нескольких недель. Хотя они и думали продать свой дом, когда она была еще жива, Кларк после смерти Кэрол остался жить в доме до конца своих дней. Он утверждал, что ее дух все еще будет там, если он останется.
Кларк был в состоянии депрессии. Он исхудал после трагедии. После завершения своего фильма «Где-то я найду тебя» актер решил пренебречь мнением голливудских боссов и вступил в армию.
По словам его армейских приятелей, ему было все равно, выживет он или нет в этот момент. Он он оставит армию в звании капитана. Позже Гейбл придёт в себя, еще будет встречался с несколькими женщинами. Тем не менее, он, казалось, будет искать в женщинах, с которыми он встречался, воспоминание от Кэрол. К тому же актер стал сильнее налегать на алкоголь после смерти Кэрол.
В 1949 году Гейбл женился на Сильвии Эшли, но брак не стал счастливым. Пара развелась в 1952 году. В 1955 году он снова нашел новую избранницу и женился на Кей Спрекелс. Они были счастливы вместе, но здоровье Кларка было изношено. 16 ноября 1960 года он скончался спустя десять дней после сердечного приступа. Кларк был похоронен рядом с Кэрол, как он и хотел.