Коко Шанель — революционерка, разрушительница устоев и феминистка или содержанка, интриганка и вредная старушенция?

Не знаю, почему женщины требуют всего того, что есть у мужчин. Ведь у женщин, среди прочего, есть мужчины.»

Габриэль появилась на свет 19 августа 1883 года во французском городке Сомюр. Всю жизнь эта женщина сочиняла о себе небылицы, рассказывая в каждом интервью новую версию событий, всю жизнь страстно любила одного мужчину, но замуж за него так и не вышла.Так кто же эта женщина, которую в наше время считают одной из приверженок феминизма? Была ли она хоть на толику к нему близка?

Габриэль Бонер Шанель была вторым ребенком в семье Жанны Деволь и Альберта Шанель. Когда Габриэль было двенадцать, мать умерла от астмы, а отец девочек сдал их в католический приют. Больше девочки его не видели.

Габриэль Шанель (семейный архив)

Габриэль Шанель (семейный архив)

В приюте Коко научилась шить, а, покинув его в 18 лет, устроилась работать помощницей в трикотажную лавку. Тогда Габриэль мечтала стать певицей. По вечерам она пела для офицеров в концертном зале, где и получила прозвище Коко за исполнение шуточной песенки Qui qu’a vu Coco?

В 1908 году Коко познакомилась с молодым агличанином Артуром Кейпелом по прозвищу Бой. Бывалый сердцеед в нее влюбился, а она ответила ему взаимностью. Кейпел посоветовал девушке открыть собственный магазин шляпок и обещал помочь с деньгами. Он обеспечил ее всем необходимым для начала бизнеса, и через пару лет в Париже появилось ателье со смелым названием «Мода Шанель». Первое произведение Шанель – минималистическая шляпка-котелок покорило сердца парижских модниц.

Редкие фотографии Шанель в возрасте примерно 20 лет

Редкие фотографии Шанель в возрасте примерно 20 лет

Началась война и Коко со своим возлюбленным перебралась в Довил.

«Мой бутик оказался единственным открытым, Кейпел не ошибся. У него потрясающий нюх на заработки. Все дамы в Довиле вдруг стали моими клиентками. Как тут не развернуться? Пришлось нанять дополнительный персонал.»

Артур Кейпел и Коко

Артур Кейпел и Коко

«Но главное: клиенткам поневоле пришлось принять мои правила одежды! Наверное, мне помогла война, но в таком случае ужасная война помогла не только мне, но и всем женщинам вообще.

В госпиталь не отправишься в корсете с турнюром, громадной шляпе или с множеством оборок на блузе. Дамам, ставшим добровольными сестрами милосердия, срочно понадобились именно мои модели — простые и удобные! Каждое утро перед открытием магазина возле него выстраивалась очередь из желающих приобрести только что сшитую одежду. Однажды увидев эту почти толпу дам, переминавшихся с ноги на ногу, я распорядилась поставить скамеечки и столики.» (из воспоминаний Коко Шанель)

Нужно отметить, что магазины готового платья в начале прошлого века — тот же масс-маркет сегодня — недорогие стандартные вещи для простых смертных. По сути, им же был и магазин, Коко.

Шел 1916 год; трудности с получением добротных материалов никак не заканчивались. И тогда в какой-то момент Коко решает закупить партию бракованной ткани, завалявшейся на складах фабриканта Родье.

Прознав об этом, решительная Коко скупила все, не торгуясь, да еще заказала Родье новую партию. Эта скромная ткань сродни трикотажу была сложной в пошиве, казалась невзрачной, и оттого не была востребована модистками.

Но Коко Шанель уже все продумала: она имела опыт работы с трикотажной тканью, так нелюбимой ее коллегами по цеху; она прочувствовала, как можно украсить ее, применить, придать естественные формы. Ведь это лучшая ткань для ее худощавого тела!

Не знаю, почему женщины требуют всего того, что есть у мужчин. Ведь у женщин, среди прочего, есть мужчины." Габриэль появилась на свет 19 августа 1883 года во французском городке Сомюр.-4
Дамы в платьях от Коко Шанель

Дамы в платьях от Коко Шанель

В годы, когда дела в обществе шли не лучшим образом, когда молодые мужчины гибли на фронтах мировой войны, она почти инстинктивно отказывается от шикарных тканей в пользу дешевого трикотажа и грубого джерси, делая их предметом высокой моды. «Обладая чутким вкусом, она поняла, что это ей подходит – и не только ей, но и многим другим женщинам, которым доставит удовольствие эта исполненная шарма игра в двусмысленность, в двуполость, ею была открыта новая манера акцентировать внимание на женственности – не столь бросавшаяся в глаза, более размытая, но не менее эффектная». Все это даст возможность Коко гордо произнести:

– Прежде джерси шло только на нижнее белье; я оказала ему честь, сшив из него платья и костюмы!

Справедливости ради стоит сказать, что убрать корсет из женского гардероба первым придумала не Коко, а ее основной конкурент – Поль Пуаре: в 1905 году он предложил рубашечный покрой женского платья без корсета, тем самым совершив первый шаг к полной ликвидации корсета.

Понятно, что с отъездом на войну миллионов мужчин женщинам пришлось перейти к несвойственному им прежде активному образу жизни. Новая реальность в виде обретенной свободы и независимости заставила женщин меняться не только внутренне, но и внешне. И Коко сыграла в этом процессе далеко не последнюю роль. Клиентки Коко стали носить струящиеся платья с отсутствием подчеркнутой талии, без акцента на бюст и ягодицы; отсутствие корсета и укороченные юбки делали женское тело более раскованным, но одновременно – более… простым и доступным. Пал барьер между мужчиной и женщиной в виде пышных изукрашенных нарядов, тонны мехов и бижутерии, тяжелых корсетов с кружевами, пуговицами и лентами, широкополых шляп с цветами и перьями… «Дамы недавнего прошлого, украшавшие собою трибуны ипподрома в Лоншане или Шантильи, увешанные бижутерией, точно ходячие рождественские елки, утопавшие в мехах и увенчанные экстравагантными шляпами-тортами, казались теперь анахронизмами из минувшего века». На смену этим жеманницам пришли женщины нового века: спортсменки, гольфистки, автомобилистки, деловые женщины, руководительницы предприятий, простые работницы и сестры милосердия.

«Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм»

«Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм»

В какой-то момент Артур Кейпел познакомится с герцогиней Сазерлендской. Он официально предложил ей руку и сердце и получил согласие. Артур женился, стал отцом, но продолжал и после свадьбы встречаться с Коко. Шанель не могла иметь детей: причиной того был аборт, который она сделала в ужасных условиях, что привело к непоправимым последствиям.

Артур Кейпел и Коко Шанель

Артур Кейпел и Коко Шанель

Однажды Габриэль Шанель, терзаясь сомнениями по поводу будущности своего романа с Боем Кейпелом, в гневе отрезала свои роскошные косы и вдруг поняла, что ей очень к лицу короткие волосы, которые не закрывают длинную шею. И вот весной 1917 года – с легкой руки Габриэль – в моду мгновенно входит новая прическа. Популярная газета «Журналь» сообщает о том, что случился настоящий переворот и «тенденция носить короткие стрижки распространилась среди женщин в какие-то несколько дней».

«Женщина, которая меняет стрижку, собирается изменить свою жизнь», — говорила Коко Шанель.

«Женщина, которая меняет стрижку, собирается изменить свою жизнь», — говорила Коко Шанель.

В 1919 году Кейпел погиб в автокатастрофе. Оказывается, Бой ехал со своим шофером в Канны, где его ждала жена, чтобы вместе отметить Рождество. По дороге лопнула шина, и автомобиль на всем ходу полетел в кювет. Шофер отделался легкими ранениями, но Артур, у которого был проломлен череп, скончался на месте.

«Со смертью Кейпела я потеряла все», – признавалась Шанель. Именно в это время появилось легендарное черное платье, которое Габриэль создала, находясь в трауре по возлюбленному. А затем по прихоти Шанель черный цвет перестал быть траурным и превратился в символ элегантности.

Маленькое черное платье от Коко Шанель

Маленькое черное платье от Коко Шанель

Ставшее затем классическим

Ставшее затем классическим

В 1921 году она выпустила знаменитый парфюм «Chanel № 5». Над ароматом работал русский эмигрант Эрнест Бо. Это были первые духи со сложным ароматом, которые даже отдаленно не напоминали запах известных цветов. А Шанель утверждала, что у женщины, которая не пользуется духами, нет будущего. «Духи — это невидимый, но зато незабываемый, непревзойденный модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла…»

знаменитый парфюм «Chanel № 5».

знаменитый парфюм «Chanel № 5».

В 1924 году Коко начала встречаться с герцогом Вестминстерским, богатейшим человеком Англии. Их связь длилась 6 лет. Герцог дважды предлагал Шанель руку и сердце, но она отказывала.

Коко Шанель и герцог Вестминстерский

Коко Шанель и герцог Вестминстерский

Путешествуя по Шотландии в сопровождении герцога Вестминстерского, Шанель открывает для себя твид, который традиционно считался мужской тканью.

В феврале 1955 года на одном из показов Дома Моды Chanel были представлены стеганые кожаные сумочки на металлических цепочках, моментально ставшие легендарными.

Легендарная сумочка Шанель

Легендарная сумочка Шанель

«Я знаю женщин, они обожают цепи — так дайте же им их!».

Стеганый мотив был навеян миром скачек, столь любимых Габриэль. Свое творение Коко Шанель представила со словами: «Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их постоянно теряю». На создание сумки, которую удобно носить, Коко Шанель вдохновила также военная амуниция солдат. С тех пор небольшая черная элегантная сумка на цепочке со стеганым клапаном — самая популярная из сумок бренда и обязательный элемент гардероба каждой модницы.

Магия цифр

Помимо астрологии Шанель верила в нумерологию и искренне считала, что ее счастливое число — «5». Эта цифра стала еще одним талисманом Дома Chanel. Так распорядились звезды: ее знак зодиака Лев — пятый в цикле. Вокруг сакральной «пятерки» закручена и история Шанель №5 Для создания дебютного аромата Шанель пригласила Эрнеста Бо, парфюмера Царского двора, перед которым поставила задачу создать «духи для женщины, которые пахнут как женщина». Парфюмер составил букет из 80 ингредиентов и сделал один из самых абстрактных, загадочных и новаторских ароматов в истории парфюмерии. Он представил Шанель несколько готовых вариантов в пронумерованных бутылочках. Несложно догадаться, флакон под каким номером Шанель выбрала, даже к нему не притронувшись. Шанель говорила, что «женщина должна наносить духи на те места, где она ждет поцелуя». Женская интуиция и «игра в числа» сработали блестяще: «Сhanel № 5» до сих пор остается одним из самых продаваемых ароматов в мире.

Фирменный знак Шанель

Фирменный знак Шанель

После смерти Коко дом моды «Шанель» переживал трудные времена. Его возрождение началось в 1983 году, когда руководство домом принял модельер Карл Лагерфельд.

Она знала как и чем можно соблазнить мужчину (…я сомневаюсь, что стала бы всем известной Шанель без помощи мужчин) , веря , что секс — главное в жизни мужчины, а женщина только средство . Пропагандируев правила женщины : обувь на размер больше , бюстгальтер на размер меньше ; женщина должна одеваться так, чтобы было ее приятно раздеть ; наносите духи на те места , куда вы хотите чтобы вас поцеловал мужчина … С одной стороны она создавала образ женщины любовницы, охотницы амазонки , обольстительницы . Короткие платья (для тех времён), подчеркивающие фигуру и изгибы женского тела ; бижутерия, делающая акцент на груди . А с другой стороны, это удобная свободная одежда из грубых тканей , в которой можно быстро передвигаться, ездить верхом и работать , как мужчина .

Так кто же эта женщина, которую в наше время считают одной из привержененок феминизма? Была ли она хоть на толику к нему близка?