Она считает себя абсолютно счастливым человеком. Это заявление повисает в воздухе, когда за ним встают унижения от первого мужа, самоубийство второго, отъезд третьего и предательский удар собственного здоровья.
Её судьба — не цепь случайных событий, а путь от балетного станка к кинокамере. От послушной дочери — к бунту против воли семьи. От горьких потерь — к внутреннему преображению. Она не просто выстояла, а научилась быть счастливой, не стирая боль из памяти.
Балет, сердце и чужая роль
Путь к славе начался с крушения. С детства Наталья Аринбасарова грезила сценой Большого театра, и упорство привело её в московское хореографическое училище.
Сама Уланова ставила ей высший балл на экзамене. Но коварный порок сердца, обнаруженный врачами в пятнадцать лет, безжалостно перечеркнул балетное будущее.
Казалось, мечты рассыпались в прах. Однако судьба, отобрав одну возможность, уже подставляла другую. На последнем курсе её по ошибке позвали на кинопробы — совсем для другой девушки.
Взгляд молодого Андрея Кончаловского выхватил её из толпы. Он был очарован нестандартной, чуть экзотической красотой начинающей балерины.
Без лишних испытаний Наталья Аринбасарова получила главную роль в картине «Первый учитель». Она ещё не знала, какую цену придётся заплатить за этот звездный билет.
Съёмочный процесс стал для юной Аринбасаровой испытанием на прочность. Её готовили не к славе, а к унижению.
Чтобы сделать из изящной балерины грубую деревенскую девушку, её лишили главного богатства — длинных волос, безжалостно обрезав их ножницами. Лицо покрывали слоями грязи, а не грима.
Кончаловский видел в ней слишком утончённую, почти кукольную красоту, мешающую правде образа. Но физические метаморфозы были лишь началом.
Режиссёр, старше и опытнее, методично ломал её психологически. Он ввел для Натальи драконовскую диету — лишь капуста и яблоки. При всей группе он мог отпустить колкость, обозвав «толстухой», и требовал, чтобы её щёки стали впалыми.
Особенно тяжело давались съёмки на высокогорье. Из-за врождённой сердечной недостаточности организм Натальи Аринбасаровой болезненно реагировал на разреженный воздух. Щёки отекали, лицо становилось одутловатым.
Кончаловский, не вникая в причины, тут же обвинял её в обжорстве, язвительно спрашивая, что же она успела съесть, если её лицо раздуло уже за полчаса пути.
Настоящим кошмаром стала сцена избиения, где партнёрша била её по-настоящему, раз за разом, в попытках добиться идеального дубля. Но этот адский труд принёс ошеломляющий результат.
В 1966 году начинающая актриса Наталья Аринбасарова получила главный приз Венецианского кинофестиваля — «Золотой кубок Вольпи». Триумф родился из боли.
Мужчины и их призраки
За жесткими съемками «Первого учителя» последовал бурный роман. Наталья Аринбасарова влюбилась в Кончаловского, несмотря на унижения и его статус женатого человека. Она была наивна и не знала о существовании его законной супруги.
Родители Натальи, узнав о связи, пытались силой удержать дочь дома, но вмешательство высоких инстанций из ЦК КПСС положило конец этому противостоянию. Пара тайно расписалась, и за этот брак Аринбасарова заплатила годом молчания со стороны своей семьи.
Примирение случилось лишь с рождением внука, Егора Кончаловского. Но семейная идиллия оказалась миражом. Пока Наталья хранила верность, Андрей не скрывал романов на стороне.
Их союз продлился пять лет и рухнул, когда режиссеру для отъезда во Францию потребовался фиктивный брак.
Инициатором развода выступила сама Наталья Аринбасарова. Годы спустя Кончаловский найдёт простое объяснение: она была слишком хорошей, без споров и скандалов, а потому — скучной.
После Кончаловского жизнь Натальи Аринбасаровой не остановилась. Её карьера шла вверх, одна роль сменяла другую.
Именно тогда появился Николай Двигубский, харизматичный художник с французскими корнями.
Он был старше, уже дважды женат, но дарил то, чего ей так не хватало — открытую, почти бурную любовь. Его принял даже сын Егор. Они поженились, и вскоре родилась дочь Екатерина.
Казалось, Наталья обрела наконец простое человеческое счастье. Но Николай грезил возвращением во Францию.
Перед Аринбасаровой встал мучительный выбор: муж или Родина. Она выбрала Россию.
Ирония судьбы — с оформлением отъезда Двигубскому помог её бывший муж, Кончаловский, найдя для него ту самую «невесту-француженку».
Оставшись одна с двумя детьми, Наталья пережила тяжелейший период, даже отдав младшую дочь на время в интернат.
А в 2008 году пришло известие о трагической гибели Двигубского, покончившего с собой в своем французском замке, наедине с тоской и одиночеством.
Третьей попыткой построить личное счастье стал гражданский брак с режиссером Эльдором Уразбаевым. Они были старыми знакомыми, и их отношения, продлившиеся 16 лет, стали для Натальи Аринбасаровой самым долгим и, возможно, самым спокойным союзом.
Дети снова приняли нового мужчину в доме. Однако грянули лихие девяностые. Уразбаев, человек советской закалки, не смог принять новых реалий. Работы не было, перспектив — тоже. Он твердил одно: «Надо уезжать».
Его сестра звала в Америку. И вновь, уже во второй раз, судьба заставила Наталью выбирать. И она вновь, не смогла покинуть Россию.
В 1998 году их пути окончательно разошлись. Эльдор Уразбаев уехал в США, где впоследствии и скончался.
Выбор в пользу себя
Сегодня Наталья Аринбасарова встречает старость в подмосковном доме. Её жизнь — это тихие радости и суровые будни, где место голливудской драмы заняла борьба за обычное, земное здоровье.
Несколько лет назад, в собственный день рождения, случился инфаркт глаза. Внезапно, без предупреждения, в левом глазу потемнело.
Врачи скорой, измерив давление, настояли на немедленной госпитализации. Результат оказался необратимым — сейчас она различает этим глазом лишь крупные силуэты. Врачи советуют беречь силы, но Наталья Аринбасарова не умеет себя жалеть.
«Слишком много забот», — объясняет она свою позицию. Главная из этих забот и источник силы — пятеро внуков, которые наполняют ее жизнь смыслом и суетливым счастьем.
Несмотря на все пережитое, она сумела сохранить удивительное, отстраненное спокойствие по отношению к прошлому. С Андреем Кончаловским их связывают редкие, почти дипломатические контакты: он присылает цветы на день рождения, они обмениваются короткими поздравлениями.
Близкого общения нет, да она, кажется, к нему и не стремится. Он погружен в свою новую семейную жизнь, а она — в свою, где нашлось место мудрому принятию.
Это принятие ярко проявилось в ее оценке нынешней жены Кончаловского, Юлии Высоцкой. Наталья Аринбасарова как-то отметила, что сама никогда не смогла бы, как Юлия, связать жизнь с «стариком».
Но в этой фразе нет ни капли обиды или злорадства. Лишь холодная констатация факта и даже некая благодарность женщине, которая сумела дать её бывшему мужу то, чего ему так не хватало, — покой и уют.
Наталья Аринбасарова называет себя счастливым человеком не потому, что ее жизнь сложилась идеально. А потому что она отказалась быть вечной жертвой обстоятельств. Её счастье — не в забывчивости, а в осознанном решении смотреть вперед, а не оглядываться на призраков прошлого.