Советский актер Константин Григорьев не только играл яркие роли на театральной сцене и в кино, но еще писал стихи, рассказы, сценарии, картины и занимался резьбой по дереву.
Григорьев мог бы сыграть больше ролей, если бы не несчастный случай, который изменил его жизнь на пике карьеры. Он две недели провел в коме, а потом перенес несколько операций, но так не восстановился до конца.
Будущий актер родился в Ленинграде. В начале Великой Отечественной войны его мама забрала сестренку и уехала в эвакуацию на Дальний Восток, а пятилетний Костя остался в северной столице во время блокады с бабушкой и дедушкой.
Маму он так и не простил за этот поступок, и никогда больше с ней не виделся. Его детство – это ужасы войны и блокады. Картинки тех страшных лет запомнились ему на всю жизнь.
Интересно, что к творчеству Константин имел интерес с ранних лет. В школе он сам организовал и вел драматический кружок, но в театральный институт не прошел по конкурсу, хотя от мечты стать актером Григорьев отказываться не стал – он посещал занятия в студии Выборгского ДК, а вечерами играл в постановках народного театра «На Выборгской стороне».
На сцене он играл великолепно благодаря природному артистизму и харизме. Его приняли в Школу-студию при Театре имени Ленсовета. Получив диплом, актер перешел в Театр имени Комиссаржевской.
В кино Константин Григорьев пришел в 1964 году. Поначалу играл эпизодические роли, и только через пять лет получил главную роль в военной драме «Сыновья уходят в бой». После этого на него обратили внимание режиссеры, последовали роли в известных фильмах «Раба любви», «Хождение по мукам», «Транссибирский экспресс», «Трактир на Пятницкой», «Сибириада», «Зеленый фургон» и других. 70-е и 80-е годы стал растянутым по времени звездным часом актера в кино.
— Он очень тонко чувствовал пластику характера. Любому режиссерскому предложению он находил мгновенное оправдание. Это актер, о котором всегда мечтают режиссеры, и, в частности, я, — говорил о нем режиссер Никита Михалков.
У Константина Григорьева по свидетельствам его коллег был непростой характер, он привык говорить прямо то, что считал нужным, не терпел лжи и интриг. Когда в начале 70-х годов актер раскритиковал худрука Театра имени Комиссаржевской Рубена Агамирзяна, то был уволен из труппы.
Актер уехал в Москву и поступил на службу в Театр имени Пушкина, ему дали комнату в коммунальной квартире. В этом театра Григорьев выступал до 1981 года, а потом Олег Ефремов переманил его во МХАТ.
Роковым днем для Константина Григорьева стало 17 февраля 1984 года, когда его жестоко избили в ресторане Дома актера, после чего он вынужден был по причине серьезных травм покинуть сцену.
В ресторан на Пушкинской площади актер пришел за день до своего дня рождения вместе с коллегой Борисом Борисовым. Говорили, что люди, напавшие на Константина, имели влиятельных покровителей, поэтому точные причины и имена нападавших не названы до сих пор.
В большом зале ресторана не оказалось свидетелей, следователи поспешили закрыть это дело. Потом была кома из-за проломленного черепа, долгая реабилитация. До конца жизни актер страдал провалами в памяти. Ефремов несколько лет держал Григорьева в штате театра, чтобы у него были средства к существованию. Он даже выходил иногда на сцену в образе Герасима – небольшая немая роль.
В 1989 году Константин Григорьев ушел из театра, в кино он снялся в последний раз в небольшой роли в фильме Александра Соловьева «По Таганке ходят танки».
90-е годы стали для актера очень тяжелыми – от него ушла третья жена вместе с сыном Егором. Актер вернулся в Санкт-Петербург, жил один, за ним ухаживали сестра и племянница. Скончался актер в 2007 году от онкологии в возрасте 70 лет.
Писали, что он назвал своим детям имена своих обидчиков, в числе которых был известный актер по имени Николай, но просил тайну эту не разглашать. Поэтому фамилии неизвестны до сих пор.