Королева Голливуда в роли русской комиссарши. Из-за этой роли фильмы с ее участием долго не показывали в СССР.

Когда она приехала в Голливуд и были сделаны ее первые фотопробы, их результаты потрясли многих киношников. Пропорции ее лица – высота лба равнялась расстоянию между глазами, а также между подбородком и кончиком носа – соответствовали пропорциям лиц античных статуй, а пропорции тела – образцу античной красоты Венеры Милосской. Правда, другие ее поклонники утверждали, что своими широкими плечами, узкими бедрами и длинными ногами, скорее, похожа на античного мальчика.

Знаменитый голливудский режиссер Билли Уайлдер писал: «Ее чудо – это чудо целлулоида. На пленке ее лицо полностью преображалось, становясь ликом звезды, на котором зритель пытается прочесть все тайны женской души. Эмульсионный слой пленки невероятным образом сообщает плоскому изображению глубину и таинственность. Ее случай – это случай рождения звезды на пленке».

Про одну из своих лучших ролей — Маргариту Готье в фильме по роману А. Дюма-сына «Дама с камелиями» она говорила

Как ни странно, но на эту работу я получила много откликов. Например, мне написала жена Мао Цзедуна и сообщила, что так часто смотрела фильм, что совершенно испортила пленку. Пришло письмо от дочери Дюма. Она утверждала, что я играю лучше Дузе и Бернар, которых она видела на сцене. Она не сомневалась, что если бы ее отец посмотрел фильм, то обязательно влюбился бы в меня».

Современники так отзывались о ней

В Голливуде были, есть и будут только две великих «звезды» – она и Чарли Чаплин. А другие, на первый взгляд не менее знаменитые и талантливые, были лишь подданными в свите этих некоронованных королей экрана.

английский критик Александр Уолкер

Не требовалось говорить ей: «Посмотрите сюда, взгляните туда». Нужно было только сказать, какую эмоцию она должна показать в этой сцене. «Я поняла», – отвечала она, внимательно выслушав. И она действительно все понимала, потому что ее лицо сразу обретало нужное выражение. С ним согласовывалось и движение тела. Она обладала двумя воистину неоценимыми для кино качествами – фотогеничностью и интуицией. В этом она была абсолютно уникальна.

режиссер Роберт Мамулян



То, чем кажутся другие женщины с пьяных глаз, мы, протрезвев, обнаруживаем в ней. Но про нее, за исключением ее внешности, мы знаем не намного больше, чем про Шекспира

английский критик Кеннет Тайнан

Моим идеалом всегда была Мэрилин Монро – красивая блондинка с налетом вульгарности. Меня никогда не тянуло к женщинам типа Греты Гарбо. Гарбо была королевой. А чего хочет королева? Выбрать себе короля, чтобы командовать им. Разве она сумеет, скажем, сварить яйцо всмятку? Марчелло Мастроянни

Да, это она, «Королева Голливуда» Грета Гарбо, на пике славы в 1941 г., в 36 лет, оставившая кинематограф. Вот такой она была в своем последнем фильме, кинокомедии Джорджа Кьюкора «Двуликая женщина». Джордж Кьюкор, так уж случилось, снял первый фильм Кэтрин Хэпберн и последний фильм Греты Гарбо.

Уйдя из кино, она полвека провела в затворничестве, не появляясь на публике и не давая интервью, воплотив в жизнь свою любимую фразу: «Больше всего я хочу, чтобы меня оставили в покое». Кино было для нее не больше, чем работа, за которую хорошо платили. Никакой «моя жизнь в искусстве». Хладнокровная и расчетливая шведка, «Прекрасный Сфинкс», «Снежная королева», к моменту ухода из кинематографа была уже мультимиллионершей и могла позволить себе свободную и независимую жизнь.

Всего двадцать лет длилась ее кинокарьера — с 1920 г. по 1941 г. Став суперзвездой немого кино, она с успехом перешла в эру звука. Ее первый звуковой фильм 1930 г. «Анна Кристи» рекламировался под слоганом «Гарбо говорит». Всю свою кинематографическую карьеру она играла роли коварных обольстительниц, женщин-вамп, трагические истории любви — Анна Каренина, Маргарита Готье, королева Христина, Мария Валевская, Мата Хари. Но в 1939 г. режиссер Эрнст Любич предложил Грете Гарбо главную роль в кинокомедии «Ниночка». И этот фильм уже рекламировался слоганом «Гарбо смеется». Да, великая трагическая киноактриса в этом фильме не просто смеется, а уморительно, в голос, хохочет.

1938 г. , в Париж приезжает советская торговая делегация с чемоданом драгоценностей, ранее принадлежавших царской семье. В СССР неурожай и надо продать драгоценности, чтобы закупить зерно. В составе делегации трое мужчин — Иранов, Бульянов и Копальский. Вот они селятся в роскошный парижский отель. Вообще-то им указано поселиться в каком-то отельчике на окраине, где из крана горячей воды течет холодная, а из холодного крана вообще ничего не течет. Но мужчины решили не снижать статус большевистских посланников и заселяются в королевские апартаменты роскошного отеля. Одеты они, конечно, не по последней парижской моде.

Но на эти драгоценности имеются претенденты — представительница царской семьи, великая княгиня Свана и ее бойфренд, или как она зовет его «мой волжский бурлак», француз, граф Леон д Альгу. Графа играет двухкратный оскароносец Мелвин Дуглас. Они как раз обсуждают, как заработать деньжат, есть идея издать книгу «Любовные похождения великой княгини.» И в это время служащий отеля, русский князь Раконин, сообщает им, что в Париж приехали большевики, чтобы продать фамильные драгоценности царской семьи.

Граф тут же подает исковое заявление в суд в интересах великой княгини о запрете продавать драгоценности и изъятии их в ее пользу.

А потом приходит в отель к советским служащим, сообщает об иске и предлагает пообедать, чтобы обсудить варианты. Дальше происходит настоящий угар нэпа — в королевских апартаментах играет приглашенный оркестр, шампанское льется рекой, порхают изящные горничные, подаются изысканные закуски. И обаятельный авантюрист Леон уже называет своих новых приятелей Сашенька, Мишенька, Сереженька, а они его Ленечка. Стороны приходят к мировому соглашению. Чтобы избежать многолетнего судебного рассмотрения стороны согласны поделить драгоценности пополам. Тут же отправляется составленная Леоном соответствующая телеграмма в Москву.

Под влиянием графа твердокаменные большевики приобретают парижский лоск и шик. Демократические кепки и ободранные цигейковые шапки меняются на цилиндры и котелки.

Но в Москве не дураки сидят. Начальство в ответ на их телеграмму разделить драгоценности пополам лишает комиссию полномочий и присылает своего спецпредставителя. И вот этот спецпредставитель прибывает. Его зовут Нина Ивановна Якушова и играет эту большевистскую комиссаршу Королева Голливуда тех лет Грета Гарбо. Как никогда образ «прекрасного Сфинкса» подходит для этой роли. Бесстрастный, ничего не выражающий взгляд синих глаз, неподвижное выражение лица. Все внутри, никаких эмоций. Для образа комиссарше не достает только маузера, из которого она тут же, на платформе вокзала, приведет в исполнение приговор в отношении этих трех коррупционеров и предателей. А те уже чувствуют леденящий холод Сибири, куда их должны отправить валить лес.

Они знают о суровых нравах своей Родины. Вот они спрашивают начальницу, что нового в Москве. А она им отвечает

Последние московские процессы имели успех. Количество русского народа уменьшилось, но зато качество улучшилось.

А у мужичков уже и глаза от страха по полтиннику. Нина Ивановна отстраняет эту веселую троицу от всех дел и принимается заниматься всеми вопросами лично. В т.ч. и общением с хитрым графом. Общение между ними очень забавное. Люди из двух совершенно непересекающихся миров. Плейбой и бонвиван, веселый и обаятельный граф Леон, и очень серьезная, абсолютно идейная и убежденная в своей правоте, и в том, что скоро этому обществу эксплуатации человека человеком придет конец, идеальный продукт социалистического общества Нина Ивановна.

Сценарий был написан так, что зритель должен был хохотать над тупой и непробиваемой советской комиссаршей. И это было бы так, если бы эту роль не играла Королева Голливуда. Роль Ниночки была одной из самых любимых у Греты Гарбо. Она полностью изменила рисунок роли по сравнению со сценарием.

Ниночка – моя любимая роль, она понравилась и зрителям, но, увы, не запомнилась. Моя героиня вовсе не походила на прежних женщин-вамп, напротив, русская комиссарша приезжала инспектировать своих соотечественников, сначала была строгой и идейно крепкой, но довольно быстро попадает под «тлетворное» влияние парижской жизни и становится нормальным человеком. Фильм мне очень нравился, моя Ниночка тоже, хотя при съемках не обошлось без сложных моментов. Но Эрнст Любич режиссер внимательный и с актрисами работать умеющий. Он не настаивал на своем, пытаясь разобраться, почему я вижу какой-то эпизод не так, как сценаристы. Обычно приходилось признавать мою правоту.

Например, почему комиссарша должна разговаривать только невежливо и даже грубо? Она женщина, и то, что она прибыла из далекой непонятной России вовсе не говорит о ее дикости и невежестве.

И если по сценарию Ниночка происходит из деревни, в 16 лет ушла служить в Первую Конную, получила ранение в боях под Варшавой. где зарубила польского улана, который и ее ранил, то в фильме перед нами умнейшая женщина с манерами аристократки. Выдержанная, воспитанная, говорящая умно и веско. И поэтому то, что граф Леон влюбляется в красную комиссаршу с первого взгляда, бросив великую княгиню, выглядит совершенно естественно и единственно для него возможным вариантом.

Все, парень пропал. Красные в Париже. Пора сдаваться.

Леон всюду следует за Ниночкой, именно так он ее называет. Вот они сидят в рабочем кафе и он пытается понравиться Ниночке. Рассказывает ей анекдоты, окружающие просто покатываются со смеха, а Ниночка абсолютно серьезна и задает вопросы по существу, которые сразу же обескураживают Леона.

-Значит , двое французов поехали в Америку…

— На каком пароходе?

Все, полный облом.

Но ведь Гарбо же должна смеяться, как сообщает слоган на реклaмной афише. «Сфинкс» впервые должен засмеяться. И Ниночка просто раскалывается от смеха, когда Леон, отчаявшись заставить ее улыбнуться, неловко повернувшись, падает со стула на пол. Вот он этот уникальный эпизод. Смеющийся «Прекрасный Сфинкс»,

И ничего не остается от строгой и идейной советской женщины. Ниночка влюбляется в Леона и просто преображается. Золушка превращается в принцессу. Действительно, «тлетворное влияние Запада» — балы, шампанское (а до этого она пила лишь водку), лакеи, юнкера- и вот перед нами веселая и очаровательная влюбленная женщина.

Но счастье было таким коротким. Великая княгиня с помощью швейцара гостиницы князя Раконина похищает из сейфа, который находится в номере Ниночки, фамильные золото-брилллианты, но готова их вернуть, если Ниночка немедленно улетит и таким образом граф Леон вернется к княгине.

Ниночка не может поставить личные интересы над интересами страны. Драгоценности должны быть проданы, чтобы на них можно было закупить зерно. И ничего не сказав Леону, она улетает вместе с веселой троицей подчиненных в Москву. Леон пытается поехать за ней в СССР, но ему не дают визу.

И тут нам показывают жизнь в СССР, как это себе представляли тогда в Америке. Вот это первомайская демонстрация 1939 г. Народ радуется — «Никогда не было такого Первомая!»

А это Ниночка идет в колонне советских тружениц.

Кстати, что характерно, никакой пародийности и шаржирования в изображении жизни в СССР, как это потом будет в западных фильмах на эту тему. Все очень достойно и аккуратно.

Ниночка живет в коммунальной квартире, снимает угол за занавеской в одной из комнат, где вместе с нею живут водительница трамвая и виолончелистка из симфонического оркестра. Иногда к ней заходят три друга, с кем она была в Париже, и тогда готовится омлет и пьется чай. А после такого праздничного пира они поют под гитару французский шансон о Париже. На заднем плане соседка-трамвайщица, только что пришла с работы. Гимнастерка, ноги, как тумбы, в сапогах, на голове кожаная кепка.

А когда друзья уходят, Ниночка остается одна. Париж навсегда отравил жизнь советского человека, да еще и в письмах от Леона советская цензура полностью вымарывает весь текст, остается только «Здравствуй, Ниночка!» . и в конце «До свидания, твой Леон». Полная безнадежность и тоска.

Тут уже даже и не комедия, а самая настоящая драма двух разлученных влюбленных. Ниночка понимает, что никогда больше не вернется в Париж, она смирилась и успокоилась. И когда начальство предлагает ей вновь поехать за границу, на этот раз в Константинополь, где опять что-то напортачили Бульянов, Иранов и Копальский, которых послали продавать меха, и уже длительное время от них никаких сведений не поступает, Ниночка отказывается. Она уже успокоилась и смирилась, и новая поездка за границу в этот мир, где всего вдосталь — и еды, и песен, и нижнего женского белья и вечерних платьев, может окончательно сломить ее идейность. Почему же в этом мире эксплуататоров и эксплуатируемых так хорошо живут, а здесь, в самой справедливой стране на земле, такая нищета. Но деваться некуда, приказ есть приказ.

И вот она в Константинополе. Веселая троица не теряла времени даром. Они стали невозвращенцами. Они открыли ресторан русской кухни с очень оригнальным названием «Обедайте с Ирановым,Бульяновым и Копальским». Очень довольны жизнью, о чем с удовольствием рассказывают Ниночке.

Оказывается, что к ним приехал граф Леон, окончательно бросивший свою великую княгиню, подал идею открыть русский ресторан, и они стали невозвращенцами. И вот он — тут как тут. Перед Ниночкой стоит дилемма. Граф угрожает, что будет ездить по всем странам, куда приезжают советские делегации и начнет соблазнять советских людей открывать русские рестораны и не возвращаться на Родину. И скоро все убегут из СССР. Или же Ниночка должна пожалеть свою страну и остаться с ним, тогда он не будет сманивать советских граждан оставаться на Западе. И опять для Ниночки интересы страны выше личных. Она остается с Леоном.

Фильм просто шикарный. Масса изящного юмора, все цитаты не перескажешь. Блистательная игра Гарбо и Дугласа. Грета Гарбо была номинирована за эту роль на «Оскара», но ей, как иностранке, американской гражданкой она стала в 1951 г., приз в очередной раз не дали. Королева Голливуда свой единственный «Оскар» получила спустя 15 лет, в 1955 г., за вклад в киноискустсво, когда уже 15 лет не снималась.

Через год, в 1941 г.. Гарбо и Дуглас вновь снялись вместе у Джорджа Кьюкора в новой кинокомедии «Двуличная женщина», где играли мужа и жену. Гарбо очень стралась уйти от своего привычного образа роковой женщины и опять снялась в комедии. Но успеха фильм не имел. В Европе уже шла война, а фильмы с участием Гарбо огромный успех имели именно там.

И как-то так получилось, что фильм стал последним в биографии великой актрисы. Вначале война, а после войны и особых предложений не поступало, а тут уже выросло новое поколение голливудских кинозвезд — Кэтрин Хэпберн, Вероника Лейк, Джинджер Роджерс, Ава Гарднер, Рита Хейворт и др. И Королева Голливуда оставила кинематограф навсегда оставшись его ярчайшей легендой.