Одри просто обожали её поклонники. Они во всём старались подражать своей кумирше — идти так же грациозно, как она, говорить с очаровательным акцентом, кокетничать и игриво поправлять волосы.
А вот партнёры Одри по съёмкам считали её такой хрупкой, почти волшебной. Будто она фея, которая в любой момент может раствориться в воздухе, как в доброй сказке.
Особенно после фильма «Римские каникулы» Одри стали называть настоящей принцессой. Такая изящная, тонкая, артистичная. И эта её особая аура загадочности и очарования. Да, Одри Хепбёрн по праву считали иконой стиля и грации.
А вскоре она поднялась на третью ступеньку в рейтинге самых известных актрис американского кино.
Однажды, во время интервью, один из критиков назвал ее «баловнем судьбы». Актриса мило улыбнулась и покачала головой. Она не любила говорить о трудностях и о том, что судьба не всегда осыпала ее малиновыми трюфелями. Одри умело скрывала боль и никогда не хвасталась удачами. А свою жизнь делила на «до» и «после».
На завтрак – луковица, на обед – цикорий
Одри Хепбёрн родилась в Бельгии 4 мая 1929 года. Судя по рассказам актрисы, ее детство никогда не было счастливым. Родители часто ссорились, и дети становились свидетелями скандалов. Они знали имена всех подружек отца и не понимали, почему он не любил маму, которая была красивее их.
Ссоры тянулись годами, а закончились неожиданно. Однажды мать Одри застала мужа в постели с няней детей, живущей в их доме. Влепив мужу звонкую пощечину, она вышвырнула его вещи на улицу. Следом полетел чемодан няни. Развод получился шумным и вдоволь повеселил жителей небольшого городка.
Как бы ни было трудно, мать – баронесса Элла ван Химстра – ни о чем не жалела. Или старалась не показывать этого. Аристократка, в жилах которой текла голубая кровь, занялась поисками подработок, а вечерами валилась с ног от усталости. Дети все время думали о еде, но старались не жаловаться на голод.
Так что принцесса действительно по утрам ела тюльпаны. Правда, не лепестки, а увядшие луковицы, заменявшие ей завтрак. Обедом могли быть листья цикория. А если вечером удавалось перехватить клубень картофеля, которым она делилась с двумя братьями, чувствовала себя счастливицей.
«Я знаю, почему ушел отец…»
Фраза, неосторожно брошенная матерью, имела безжалостную концовку: «… потому что ты была толстой». Вы только представьте, каково девочке, тосковавшей по отцу, услышать такое тяжкое обвинение. Конечно же, она была ни при чем. Любовная лодка отца и матери давно шла ко дну, а брак, длившийся девять лет, трещал по швам.
Отец, зализывая вину перед семьей, баловал детей, а дочь закармливал малиновыми трюфелями. Пухлые щечки девочки вызывали гнев матери. Однажды она не выдержала и резко сказала девочке, что истинная леди не может постоянно есть сладости и не должна весить больше 46 килограммов.
А если женщине что-то мешает расстаться с дурными привычками, ей нет места в высшем обществе. С тех пор, несмотря на то, что Одри могла себе позволить все, о чем коллеги даже думать боялись, она никогда не весила больше 46 килограммов.
Развод и война изменили рацион Эдды Кетлин – это имя родители дали дочери при рождении, Одри появилась позже. Конфеты исчезли, а вместо них появились сухари. Тогда и завершилось счастливое «до», где был отец, Джозеф Виктор Энтони Хепбёрн-Растон.
Балерины из Одри не получилось
Мать Одри, когда-то мечтавшая о карьере актрисы, надеялась, что ее дочь станет прима-балериной и будет танцевать на лучших сценах мира. Балетом девочка действительно начала заниматься еще в детстве, когда впервые подошла к станку. К своему увлечению вернулась уже после войны, окончив Арнемскую консерваторию и перебравшись в Амстердам.
Днем они с матерью работали сестрами милосердия. А вечером девушка брала частные уроки у знаменитой голландской балерины Сони Гаскелл. В числе учителей была не только Гаскелл. Одри училась танцевальному мастерству у великих педагогов Мари Рамбер и Вацлава Нижинского. Она много трудилась, оттачивая фуэте, но война и голод, подорвавшие здоровье молодой танцовщицы, аукнулись анемией и заставили забыть о маминых грезах.
Одри чувствовала, что танцы – это не ее стихия. Все самые известные балерины были невысокого роста. Ее 170 сантиметров не укладывались в привычные стандарты. Это могло привести к краху карьеры. Да и пуанты 41 размера – оказывается, у красавиц тоже бывают большие ступни – смотрелись бы нелепо. Впрочем, любовь к танцам осталась навсегда. Она не упускала ни малейшего случая выйти повальсировать, восхищая окружающих невероятной экспрессией и изяществом.
«Смех в раю» и многое другое
И все-таки балет оставил в ее жизни глубокий след. Не все почитатели иконы стиля знают, что в 1948 году, переехав в Лондон, где Хепбёрн получила балетную стипендию, она, пусть и ненадолго, стала членом знаменитой танцевальной студии Рамберт. Там Одри и сказали, что примы из нее не получится, ей не хватит здоровья.
Услышанное не стало трагедией: к тому моменту Хепбёрн уже знала, что будет актрисой. И соглашалась на проходные роли, многие из которых впоследствии даже не могла вспомнить. «Смех в раю», «Засекреченные люди», «Малыш Монте-Карло»… Вряд ли актриса стала бы рассказывать о них. Но в «Людях» она ненадолго вспомнила о балете – в фильме было много танцевальных сцен, и Одри отказалась от дублерши.
А «Малыш» стал прологом к успеху в качестве театральной актрисы. Когда знаменитая французская писательница Колетт увидела Хепбёрн во время съемок, она сразу позвала ее в Театр Фултона на Бродвей. Одри покорила публику и кинокритиков. Вскоре актрису наградили престижной премией Театральный мир, которой ежегодно отмечают самых талантливых дебютантов.
«Римские каникулы» (1953)
Когда на экраны вышла романтическая мелодрама «Римские каникулы», которую поставил режиссер Уильям Уайлер, Одри поняла, что значит быть настоящей кинозвездой. Зрители, влюбившиеся в актрису, поверили, что она действительно наследница престола и ходили за ней толпами, прося автограф.
Старшее поколение киноманов наверняка помнит сюжет и то необыкновенное ощущение счастья, которое не покидало зрителей во время просмотра. На улицах Рима настоящая принцесса по имени Анна случайно познакомилась с американским журналистом Джо Брэдли – его сыграл дамский любимец Грегори Пек.
Мимолетное знакомство закончилось любовным романом. Но финал был явно не похож на сказку. После долгой прогулки по Риму герои расстались. На встрече с журналистами принцесса обещала навсегда сохранить память об удивительном городе, вкладывая в эту фразу особый смысл. А зрители обливались слезами.
За эту роль Одри Хепбёрн получила главную награду Голливуда – золотую статуэтку «Оскар». Ее вручают выдающимся актерам. Через 46 лет мелодраму «Римские каникулы» внесли в Национальный реестр фильмов, которые имеют особое значение для культуры. Актриса об этом не узнает. К тому времени она покинет мир. Славы и зрительской любви ей вполне хватило. Фильмов – тоже. Их было более восьмидесяти.
Муза и подруга Живанши
Во время подготовки к съемкам романтической кинокомедии «Сабрина», которая тоже выдвигалась на «Оскара», Одри познакомилась со знаменитым французским кутюрье Юбером де Живанши. Он помогал в подборе костюмов для исполнительницы главной роли.
Знакомство не обошлось без курьеза. Собираясь на встречу, модельер невероятно нервничал, понимая, что его ждет знакомство с настоящей кинозвездой, да еще и невероятной красавицей. Но Хепберн, которую он рассчитывал увидеть, звали Кэтрин. Живанши имя будущей исполнительницы роли впопыхах не сказали.
Впрочем, он огорчался недолго. Одри, обладающая невероятным шармом, умом и красотой, покорила его сердце. Их дружба длилась 40 лет. И даже после кончины звезды Живанши говорил о ней как о живой.
Для Живанши она была не просто другом. Она стала его музой и советчицей. Именитый модельер посвящал Одри коллекции духов, одежды. Создавал фантастические аксессуары, которым завидовали все звезды Голливуда. Знаменитое черное платье, перевернувшее представление о женской моде из «Завтрака у Тиффани», – это тоже творение кутюрье.
Мужья и дети
Интрижки и влюбленности считать не будем, их было много – ярких, страстных, с битьем бокалов и прочей атрибутикой. Первого мужа – актера и режиссера Мела Феррера Хепбёрн встретила, когда работала над спектаклем «Ундина», вышедшим на Бродвее.
Чувства, вспыхнувшие между женатым артистом, у которого к тому времени было пятеро детей, и влюбленной баронессой, завершились свадьбой. Родить актрисе удалось не сразу, было несколько выкидышей. Но через шесть лет Одри ощутила счастье материнства – у супругов появился сын Шон. После этого брак продлился еще восемь лет, а завершился разводом, причина которого осталась в тайне.
Переживания актрисы привели к нервному срыву. Одри, которая никогда не расставалась с сигаретами, в это время выкуривала до трех пачек в день. Друзья нашли хорошего психиатра. Андреа Дотти избавил Одри от душевных страданий и стал ее мужем. Хепбёрн, мечтающая о большой семье, сумела родить сына. Его назвали Люком.
Радость семейного счастья омрачали измены мужа, который был на десять лет моложе. Желтая пресса смаковала подробности похождений психиатра, менявшего любовниц как перчатки. Ангельскому терпению пришел конец, когда одна из пассий Андреа оставила в их доме свое нижнее белье.
Зарок не связывать себя больше семейными узами Хепбёрн нарушила, когда ей было 50 лет. В голландца Роберта Уолдерса она влюбилась как девчонка. Официальный брак пара не зарегистрировала, но это не помешало им чувствовать себя счастливыми до последнего дня совместной жизни. Звезда Одри Хепбёрн погасла, когда ей было 63 года.