Латышская советская «королева» и ее разбитое корыто: единственный несчастный брак Вии Артмане

Латышка с «русской душой», аристократка из крестьянской семьи, – она умела очаровать с первого взгляда. Что не спасло ее от одинокой бедной старости, впрочем.

Ее называли в 70-х «королевой латвийского кино», фильмы с ее участием знали и любили не только в Союзе – картины получали в том числе и зарубежные награды.

Сегодня вспомним Вию Артмане и поразмышляем, почему при всех возможностях и удаче, которая сопутствовала ей всю жизнь, Вия доживала свои годы в бедности и в больничной палате.

***

После ее появления на свет отец вскоре скончался. Мать вышла замуж за пьющего, жестокого и в самом плохом смысле слова – деревенского – мужчину. Маленькая Алида ранние свои годы провела в страхе, голоде и лишениях. Когда ей было 10, она ушла работать к соседям, пасла их коз. И для юной пастушки такая работа стала облегчением и способом почувствовать себя в безопасности.

После окончания сельской школы она уехала в Ригу, с первого раза поступила в студию при Художественном театре имени Райниса. Диплом она получила в 1949 году.

Польско-немецкие корни подарили ей необычную внешность, которая прекрасно вписалась в киношные стандарты.

Польско-немецкие корни подарили ей необычную внешность, которая прекрасно вписалась в киношные стандарты.

***

Тогда же, лет в 17, она сменила имя. Теперь ее звали Вия. И словно бы со сменой имени все ее детские горести остались в прошлой жизни.

Театральные подмостки стали ее вторым домом. Ей стали давать главные роли в пьесах классического репертуара, каждый ее день был загружен и ей нравился такой плотной график. Чуть позже, когда ей было 25, стали приходить приглашения от киностудий. Так она переместилась с театральной сцены на съемочную площадку. В 1963 году вышел фильм с ней – «Родная кровь». Для Артмане это стала уже примерно десятая по счету киноработа, и она принесла небывалую славу, сорвав кучу наград даже за рубежом.

Так 34-летняя Артмане получила негласное звание «Королевы латвийского кино», она стала пожалуй самой знаменитой латышкой в Союзе.

В 1970-х – 1980-х гг. Вия Артмане была одной из самых известных латвийских актрис в СССР и одной из самых востребованных в профессии.

В 1970-х – 1980-х гг. Вия Артмане была одной из самых известных латвийских актрис в СССР и одной из самых востребованных в профессии.

***

Несмотря на успех, красоту и признание всей огромной страны, Артмане была поразительно несчастна в браке и десятилетия терпела нелюбимого супруга, потому что так было «надо».

Ее единственным мужем стал латвийский актер Артур Димитерс, который был старше девушки на 14 лет. Может, из-за такой разницы в возрасте не было между ними чувств?… В 1957 году родился сын Гаспар, впоследствии он посвятил свою жизнь музыке, написал либретто к рок-опере «Парижская Богоматерь».

Дом семейства со стороны казался образцовым. Из воспоминаний:

» – Лига, как вы стали вхожа в дом актрисы?

– Мой отец был дружен с мужем Вии Артуром Димитерсом. Я сама из деревни и на тот момент училась в торговом техникуме. Однажды к нам пришел дядя Артур и спросил: «Ты ведь оканчиваешь учебу в Риге. А работать и жить где будешь?» Я ответила, что работать стану в ресторане, а где жить — не знаю. Он улыбнулся и промолчал. А когда я устроилась на работу и подыскивала жилье, позвонил папа и сказал, чтобы я зашла к Димитерсам.

Помню, был четверг, я пришла к ним, и Вия Фрицевна сказала: «Ты будешь жить в комнате моей мамы, она умерла год назад. Мы ее для тебя немного украсили». Я зашла в комнату и ахнула — она была увешана… апельсинами. И я осталась. На долгих 30 лет.»

То есть видите, какой была Вия.

Другая женщина едва ли пустила к себе на территорию чужого по сути ребенка – тем более юную девушку, а эта впустила, еще и относилась по-человечески.

Артур Димитерс и Вия Артмане

Артур Димитерс и Вия Артмане

***

Несмотря на такую красивую картинку, любви там не было. Было терпение, уважение, принятие, дружба… может быть. Но любви не было.

Ходили слухи, что Артмане была близка с высокопоставленными людьми (в том числе даже ходили слухи о симпатии к ней самого Хрущева).

«Но ведь она в советское время была любовницей самого Восса (1-й секретарь ЦК Компартии Латвии), ездила к нему в загородный дом в Юрмале. Они ночью там веселились, а врачи дежурили под дверью. И все блага она получала в театре, а кто ей не нравился, того оттуда выживали…

Почему я вспомнила об этом разговоре? Да потому, что такие мысли нередко высказывают сплетники и завистники, умалчивающие о таланте актрисы, ее доброте. Ведь к ней обращались за помощью тысячи людей. А то, что ей благоволили сильные мира того… Так ведь тоже за талант и красоту.» (с)

Режиссёр Янис Стрейч предложил актрисе самой выбрать экранного возлюбленного. И она порекомендовала служившего с ней в одном театре и в ту пору не известного широкой публике Ивара Калныньша. Позднее актёра назовут секс-символом СССР.
Латышка с "русской душой", аристократка из крестьянской семьи, – она умела очаровать с первого взгляда. Что не спасло ее от одинокой бедной старости, впрочем.-4-2

Режиссёр Янис Стрейч предложил актрисе самой выбрать экранного возлюбленного. И она порекомендовала служившего с ней в одном театре и в ту пору не известного широкой публике Ивара Калныньша. Позднее актёра назовут секс-символом СССР.

***

Они прожили вместе 27 лет, и только после того, как Димитерс ушел из жизни, Вия призналась:

«Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась. Да… Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было» (с)

Латышка с "русской душой", аристократка из крестьянской семьи, – она умела очаровать с первого взгляда. Что не спасло ее от одинокой бедной старости, впрочем.-5

***

В 1965 году, спустя 8 лет после рождения сына, на свет появилась дочь Кристиана. Долгие годы Артур думал, что это его дочь, да и все так думали.

Лишь перед смертью, когда Артур был давно на том свете, Артмане раскрыла секрет рождения дочери. Отцом Кристианы был… партнер по съемкам культовой картины «Родная кровь», Евгений Матвеев.

Евгений Матвеев и Вия Артмане в фильме "Родная кровь"

Евгений Матвеев и Вия Артмане в фильме «Родная кровь»

***

В принципе, у нее было все, о чем могла мечтать любая женщина.

Верный хороший муж – пусть не любимый, но для любви у нее был Матвеев и, возможно, другие харизматичные успешные мужчины.

Супер-успешная карьера, уважение и любовь зрителей всего Союза, отличные роли, интересная работа, путешествия.

Здоровые дети (причем младшая дочь от другого мужчины, что удалось сохранить в тайне).

Но… не все коту масленница, как говориться.

Вия Артмане на Московском кинофестивале

Вия Артмане на Московском кинофестивале

***

В 1986 году скончался Артур, и с этого момента жизнь Королевы посыпалась, как карточный домик. Оставшиеся 20 лет ее жизни она провела в бедности, лишениях, унижении.

Когда СССР развалился, в Латвии начался антисоветский шабаш,

Началась так называемая «реституция». То есть возвращение бывшим хозяевам их собственности. У рижской квартиры Вии Фрицевны в Европе нашлись потомки её бывших владельцев. Актриса оказалась де-факто бездомной, жила в даче без отопления в 40 км от Риги. После всех переживаний у актрисы случился инфаркт, потом в течение трех лет еще два инсульта.

Её сын утверждает, что во многом ей помогло принятие православия и крещение под именем Елизавета. Последние годы Вия Фрицевна доживала (данные разнятся) – то ли в психиатрической больнице, то ли в старческом доме.

Осенью 2008 года ее не стало. Словно бы не стало одной из последних вех, которые напоминали о великой стране Советский Союз, в которой латвийская девчонка крестьянского происхождения смогла стать Королевой кинематографа.

Вот такая история.