Любимая роль Юрия Соломина: фильм, который вы могли не видеть, но его стоит посмотреть

Юрий Соломин – один из любимейших актеров советского и российского кино.

Юрий Соломин – один из любимейших актеров советского и российского кино. Многие помнят его по ролям в фильмах «Летучая мышь» и «ТАСС уполномочен заявить…», «Адъютант его превосходительства» и «Блокада». Он даже сыграл в фильме Акиры Куросавы «Дерсу Узала», который был удостоен «Оскара».

Но на вопрос о том, какие фильмы и роли были у него любимыми, Юрий Соломин называл только два фильма, и одна из его любимых киноработ — роль Штубе в фильме «И был вечер, и было утро…» режиссера Алексея Салтыкова.

Что же это за фильм и почему его обязательно стоит посмотреть?

 Юрий Соломин. Фото:Kremlin.ru​, по лицензии CC BY-SA 4.0 Марина Опарина

Юрий Соломин. Фото:Kremlin.ru​, по лицензии CC BY-SA 4.0 Марина Опарина

«И был вечер, и было утро…» (1970)

Борис Лавренёв написал свою пьесу «Разлом» еще в 1927 году. Пьеса была принята очень хорошо, на ее материале сделали телеспектакль, но только через двадцать лет по пьесе решено был снять фильм. Интересно, что переработать такую известную пьесу в сценарий поручили молодому автору Эдуарду Володарскому. От оригинала Володарский отошел значительно, поэтому будет неправильно назвать фильм экранизацией пьесы – скорее, это приблизительное ее изложение, кинокартина по мотивам.

Сюжет фильма разворачивается на крейсере «Заря», прототипом которого автор взял знаменитый крейсер «Аврора». Снимать фильм поручили режиссеру Алексею Салтыкову, и для постановщика было важно не просто рассказать историю, но детально показать характеры персонажей, поэтому он тщательно отбирал претендентов на главные роли.

На роль капитана Берсенева был выбран Борис Кудрявцев, которого режиссер знал по предыдущим своим фильмам — «Бабье царство» и «Директор». Борис Кудрявцев, игравший до этого простых парней из народа, был взволнован необходимостью примерить на себя образ человека из благородного сословия, но принял приглашение режиссера сняться в новой картине с готовностью показать другую свою сторону, пусть и довольно неожиданную.

Алексей Салтыков пригласил на роль старшей дочери Берсенева актрису Светлану Жгун, которая также раньше работала с режиссером.

Пригласили в фильм и почти неизвестного тогда актера Михаила Голубовича – ему предложили роль Артема Годуна.

Неожиданной стала роль и для Юрия Соломина: до этого момента играть отрицательных персонажей актеру не приходилось, а тут ему предложили сыграть роль лейтенанта Штубе, идеологического противника персонажа Артема Годуна. Актер подумал, что это довольно любопытный опыт, и согласился. А у режиссера были свои соображения на этот счет: ему не хотелось делать очевидно отрицательного персонажа: он намеренно выбрал актера с «положительной» внешностью, располагающего к себе, а в случае с Юрием Соломиным интересно было еще и то, что при своей сдержанной манере игры Юрий Мефодьевич должен был сыграть достаточно яркие эмоции – раздражение, ненависть. По сюжету, жена Штубе Татьяна приходилась также дочерью Берсеневу, и ее поддержка отца в его лояльном отношении к революционерам тоже раздражала Штубе, как и ее увлечение идеологическим противником мужа Артемом Годуном.

В фильме принимали участие также молодая и неопытная Елена Соловей, Кира Головко, Евгений Лебедев, Евгений Матвеев, Борис Хмельницкий, Юрий Каморный, Александр Кайдановский, Вячеслав Невинный, Семен Морозов. Этим актерам экранного времени досталось немного, но при этом удалось создать довольно ярких персонажей, которые запоминаются.

Долго не могли определиться с окончательным названием фильма: фраза из Ветхого Завета «И был вечер, и было утро…» была рабочим вариантом, но так в итоге и осталась за картиной, хотя цензура вполне могла и не пропустить.

Съемки проходили в павильонах «Мосфильма», где для этого построили многоэтажные декорации, а также на крейсере «Аврора», где в качестве консультанта картины привлекли бывшего командира легендарного крейсера капитана первого ранга Юрия Федорова. Это благодаря его протекции съемки на палубе крейсера стали возможными. Сцены, которые происходили внутри, снимали в декорациях киностудии, поскольку в тесных отсеках крейсера было просто невозможно разместить видеооборудование.

 Кадр из фильма «И был вечер, и было утро…» Марина Опарина

Кадр из фильма «И был вечер, и было утро…» Марина Опарина

С этим фильмом была связана еще одна интересная история. Один из героев исполняет в картине песню «Губы окаянные», которую тогда особо никто не заметил, а позже, после выхода фильма Никиты Михалкова «Пять вечеров», она стала по-настоящему знаменитой. Автором этой песни был Юлий Ким. Однако, ни в фильме «И был вечер, и было утро…», ни в фильме Михалкова имя его не указано. Дело в том, что Юлий Ким считался неблагонадежным, был диссидентом, поэтому публиковался, в основном, под псевдонимом Ю. Михайлов – под этим именем он и указан в титрах фильма Михалкова.

Интересно, что встретила критика фильм достаточно сдержанно: писали, что авторы фильма «не сумели подняться от простого пересказа событий к раскрытию истинного смысла пьесы». Авторы журнала «Советский экран» пеняли съёмочной команде за то, что она слишком вольно обращалась с оригинальной пьесой, хотя признавали за фильмом право называться творческой интерпретацией драмы. Чтобы согласиться или спорить с этим, лучше увидеть картину своими глазами.

Популярности этот фильм не имел, но его, безусловно, стоит посмотреть – хотя бы ради того, чтобы понять, чем так зацепила история замечательного актера Юрия Соломина, что он назвал роль Штубе одной из самых любимых своих киноролей.