Светлый, волнующий фильм «Вам и не снилось», вышедший на экраны в 1980 году, стал, наверное, главной, или, во всяком случае, самой известной историей любви в позднем СССР. Но что стояло за ним? Даже у света есть темные стороны.
Интересно, что многие зрители не знали, что фильм был снят по повести писательницы Галины Щербаковой. А я знала, поскольку, прежде чем увидеть и полюбить фильм, прочитала повесть, опубликованную в журнале «Юность» (его родители выписывали).
Мои тогдашние впечатления: не могу сказать, что была в полном восторге. Прежде всего, я сразу заметила, что история Ромки и Юльки написана автором «по мотивам» «Ромео и Джульетты» Шекспира. На это открыто указывали имена героев, и это показалось мне лишним. Не очень приятно читателю, когда автор тычет ему свои идеи в глаза. Сейчас я думаю, что, возможно, таким способом Щербакова просто хотела избежать обвинений во вторичности — вроде как честно открыла карты: да, вот юные влюбленные, которым их семьи мешают соединиться, это шекспировский сюжет, но он может существовать в любые времена. И даже в нашу советскую эпоху – тоже.
Но это все равно не позволило ей избежать дидактичности. Не знаю, по каким конкретно соображениям режиссер Илья Фрэз изменил имя героини – вместо Юльки в фильме появилась Катя, но он это сделал, и хорошо. Само по себе имя сути не изменило. Еще одно изменение: в повести Щербаковой герой, сорвавшись с окна, погибал. Говорят, авторский финал редакторы сделали открытым, не прописав четко гибель героя, но по моим воспоминаниям – его смерть читалась между строк совершенно однозначно.
Во-первых, это соответствует Шекспиру.
Во-вторых, вероятно, вписывается в трагически-драматическое мировоззрение писательницы. В нем явно было что-то такое, из-за чего она видела мир в довольно мрачных, суровых красках, замечала страшные, уродливые его стороны. Поэтому, хотя прозу Щербаковой многие относят к категории женской – по тематике, по тому, что в ней часто транслируется именно женская точка зрения – ей точно не свойственна легкость, кокетливость «мери-сьюшности», часто встречающаяся теперь у современных писательниц. Щербакова — серьезный автор, реалист и даже порой натуралист, остро чувствующий драму.
Как многие авторы, в своем творчестве она использовала собственный жизненный опыт и собственные чувства – и это читается в ее биографии.
Реальная жизнь
Галина Николаевна Руденко (девичья фамилия Щербаковой) родилась 10 мая 1932 года в небольшом поселке городского типа на Донбассе – Щербиновка. Уже в 1936 году поселок получил статус города и сделался Дзержинском (по названию большой шахты имени Дзержинского, градообразующего предприятия). Теперь это город Торецк ДНР.
Во время войны родной город Гали был занят гитлеровскими войсками, и ее детство омрачила оккупация: девочке было 9 лет, когда немцы вошли в Дзержинск, и 11, когда наступающая Красная армия их оттуда, наконец, выгнала. 3 тяжелых года не могли не оставить темного пятна в душе маленькой школьницы. Хотя человеческая психика, в особенности, детская адаптивна, тем не менее, война и оккупация, несомненно, стали частью мрачного жизненного опыта впечатлительной творческой натуры.
Галя рано вышла замуж за человека чуть старше себя. Евгений Ярославович Режабек был старше ее лишь на четыре года, но пользовался бесконечным уважением жены. Поступив после школы в Ростовский университет, Галина беспрекословно и не задумываясь оставила его, чтобы быть с мужем – его по работе перевели в Челябинск, и Галина уехала туда вместе с ним. Перевелась в местный педагогический институт, окончила его и работала скромным преподавателем русского языка и литературы.
В 1957 году в семье родился сын — Александр Евгеньевич Режабек. Впоследствии он стал врачом и писателем, эмигрировал в Израиль (там живут сейчас его трое сыновей – внуки Галины) и умер там в 2013, всего на три года пережив свою мать (Галина Щербакова умерла в 2010 в Москве) и на два года – своего отца, профессора, доктора философских наук Евгения Ярославовича Режабека.
С которым Галина Николаевна развелась в начале 60-х. Причина банальна – измены мужа.
Второй муж — Александр Сергеевич Щербаков был моложе Галины на шесть лет, его призванием и работой была журналистика. Вслед за ним Галина Николаевна тоже занялась журналистикой, а затем – редакторской работой.
В новом браке у пары в 1965 году родилась дочь — Екатерина Щербакова (в замужестве – Шпиллер; ее дочь, Алиса – актриса бурлеска, певица и модель).
Тяга к писательству была у Галины Николаевны, судя по всему, в крови: явным маркером можно считать проявленный ею изначально интерес к филологии, к языку и литературе. Несколько лет Щербакова писала в стол вещи, которые никто не хотел публиковать, по ее собственному мнению, из-за излишней серьезности и философского содержания. Мне представляется, что это – типичное мнение новичка. Скорее всего, молодой автор просто еще не нашла нужной формы, чтобы полностью выразить свои идеи. Поднимая большие серьезные темы в художественном творчестве, автору важно найти такую форму для своего высказывания, чтобы это было созвучно сердцу читателя. Обращаясь только к уму читателя, можно написать неплохой учебник.
Но чтобы написать хороший роман – надо затрагивать чувства.
Вероятно, журналистская и редакторская работа открыли Щербаковой эту истину и добавили легкости ее перу: она решила написать роман о любви.
И выбрала, практически, беспроигрышный вариант сюжета – историю насильно разлученных влюбленных. Это самый часто повторяющийся сюжет в мировой литературе, а в шекспировском «изводе» он особенно выразителен. Это был определенный вызов для молодого автора, но Галина Щербакова с ним справилась, убедительно адаптировав трагедию в советскую современность.
Ее учительское прошлое сыграло в этой работе и положительную роль, и – не очень. Не очень – это излишний дидактизм посыла. Положительное – знание школьных реалий. В образы повести «Вам и не снилось» автор вложила собственные переживания: персонаж матери Юльки, Людмилы Сергеевны, вышедшей замуж второй раз за мужчину моложе себя, родившей второго ребенка в новом браке, воспитывающей и малыша, и первого ребенка-подростка, конечно, отчасти был списан с самой Галины. И, вероятно, не в меньшей степени, в переживаниях классной руководительницы, Татьяны Николаевны, одинокой, не способной мириться с несовершенством мира, тоже проглядывали чувства и характер самого автора.
Принятое решение оказалось судьбоносным: повесть «Вам и не снилось» опубликовали в самом массовом и читаемом журнале СССР – «Юности», а когда историей заинтересовались на студии имени Горького в Москве и был снят фильм, Галина Щербакова, как говорят сейчас, «проснулась знаменитой».
Лучшее кино о школьной любви
Фильм «Вам и не снилось» (спустя год его признали лучшей молодежной картиной о любви) вышел на экраны Советского Союза в 1981 году. Он сразу стал событием. Хотя молодежного и детского кино снималось в СССР не мало, однако тема любви подростков и школьников всегда была достаточно острой, проблемной. Картине с подобной тематикой пройти сквозь сито партийных и художественных советов на студии было особенно трудно. Поэтому каждая такая картина притягивала внимание зрителей.
Фильм очень украсила музыка Алексея Рыбникова. Написанная им песня – «Я уплываю, и время несет меня с краю на край» на стихи Рабиндраната Тагора сразу сделалась очень популярна у молодежи.
К съемкам фильма были привлечены звезды: Ирина Мирошниченко, Альберт Филозов, Лидия Федосеева-Шукшина, Леонид Филатов, Елена Соловей, Руфина Нифонтова, Татьяна Пельтцер – что ни имя, то страница в истории советского кино. И все же самой сильной стороной картины оказался потрясающий дуэт двух молодых главных героев – Татьяны Аксюты и Никиты Михайловского.
Всех на съемочной площадке поражало, насколько органичен в кадре 16-летний Никита. Он играл не то наравне с актерами-мастерами, он жил в кадре, и, казалось, больше и глубже взрослых знал, что такое любовь.
Рядом с ним его партнерше по фильму приходилось нелегко. Татьяне Голубятниковой, уже замужней даме на тот момент, было 23 (фамилия Аксюта – по мужу. Юрий Аксюта сейчас известный продюсер, с Татьяной они развелись после 25 лет брака. Их дочь, Полина Аксюта, тоже связана с кино, живет в Эстонии).
Травести-внешность Голубятниковой выгодно оттеняла мужественную красоту Михайловского, и не смотря на разницу в годах, у младшего партнера опыта в кино, было, пожалуй, больше, чем у Татьяны. В свои 16 лет Никита успел сняться уже в нескольких картинах, поскольку его еще шестилетним привел в кино отчим – ленинградский кинорежиссер Виктор Сергеев.
Но Михайловский был еще и необыкновенно талантлив. Его актерский диапазон, как вскоре выяснилось, был невероятно широк: он одинаково убедительно играл злодеев и героев, играл драму, комедию, трагедию. Больше, чем кино, он любил театр, потому что считал, что только в театре может полностью раскрыть себя.
В 20 лет он женился в первый раз; в браке родилась дочка Соня. Но семейная пара распалась, и второй супругой Никиты стала художница по имени Катя. Никита тоже рисовал; вместе они устраивали выставки, а деньги передавали в фонд онкобольных детей. Как гром среди ясного неба в конце 90-х грянула страшная новость: у Михайловского рак крови. На операцию пересадки костного мозга в Лондоне удалось собрать деньги «всем миром». Но операция не помогла: Никита умер в 1991 году, в возрасте 27 лет, спустя 10 лет после выхода фильма, в котором он обещал своей киновозлюбленной Кате, что «умрет первым». Рядом не было никого из близких, кроме любимой жены — Кати.
Вот так наиболее известная роль Никиты Михайловского принесла ему славу, но, будто сросшись с его собственной судьбой, задела его своей тенью, ударила бумерангом.
Слава и успех вообще категории не только капризные, но часто и опасные. Они легко могут обернуться проклятием. Случается, что одна роль, одна книга, одна песня, принеся творцу особенную любовь публики, заслоняют собой все остальное его творчество. Иногда это бывает болезненно, неприятно, иногда наносит существенный ущерб: творение как бы порабощает своего создателя. Актер не может выбраться из надоевшего амплуа, певец становится заложником славы единственного хита и т.п.
Галина Щербакова не ушла в тень после первого успеха – она сделала, в общем-то, неплохую карьеру писательницы и сценаристки. С 1980 по 2009 были сняты 6 фильмов и сериал по ее книгам.
-
· 1980 – «Вам и не снилось»;
-
· 1983 — «Карантин»;
-
· 1985 — «Личное дело судьи Ивановой»;
-
· 1988 — «Двое и одна» (по рассказу «Дядя Хлор и Корякин»);
-
· 1988 — «Пусть я умру, Господи»;
-
· 2004 — «Женщины в игре без правил» (мини-сериал).
-
· 2009 — «Мальчик и девочка».
Но ни одно из созданных ею позднее произведений – а их больше 20 — ни разу даже не приблизилось к тому триумфу, который выпал на долю ее ранней книги о Ромке и Юльке. Большинство тех, кто знают этого автора – знают ее по фильму или по повести «Вам и не снилось». А ведь она сама не считала это свое произведение в числе лучших.