Во-первых, потому что это великолепный фильм.
Во-вторых, потому что это лучшая на сегодня экранизация романа Булгакова.
В-третьих, это большая удача, что кино в прокате. И никакой гарантии, что оно не исчезнет из кинотеатров раньше времени.
Режиссёру Михаилу Локшину и сценаристу Роману Кантору — браво! Последний заслуживает Оскара за сценарную адаптацию романа. На основе сложного и мозаичного текста Булгакова Кантор, не теряя сюжетной канвы, большинства героев и важных деталей, сотворил стройное, логичное, последовательное повествование о любви Мастера и Маргариты, о творчестве и вполне земных силах, которые разрушают жизнь творца.
В фильме мистика «заземляется», а вот ад — это повседневность. Воланд здесь — закадычный приятель Мастера, а Москва куда инфернальнее выглядит не ночью в полнолуние, а в разгар дня — перекопанная, грязная, изрытая вдоль и поперёк в угоду чьим-то представлениям о благоустройстве, которые не имеет ничего общего с благом.
В центре фильма — Мастер. И с ним — сам Михаил Булгаков, который в 1930 году написал письмо советскому правительству с просьбой выслать его из страны, где ему не дают творить. Письмо это, я уверена, послужило, наряду с романом, основой для создания образа Мастера в фильме.
Булгаков не писал напрямую в романе о сталинских репрессиях, но эта тема у него, разумеется, есть, хоть и «считывается» далеко не всеми читателями. Авторы фильма сделали её зримой и понятной любому. Гнетущее, подавляющее действие цензуры и гонений на творцов, когда могут «посадить за слова», совершенно отчётливо выражено в фильме. Потому что актуально, да. Потому что снова надо сжигать рукописи, чтобы спасти себя. Смелость авторов фильма ныне выглядит почти подвигом.
…А подбор актёров! Это такое попадание «в яблочко», что даже удивительно, как некоторые согласились на свои роли — Ярмольник, Верник, Башаров….
Евгений Цыганов гениален. В некоторых сценах неузнаваем — такое перевоплощение в Мастера. Юлия Снигирь тоже прекрасна. Честно говоря, это первый фильм с её участием, когда я восхищалась не только её красотой, но и игрой. Аугуст Диль — невероятный. Пугающе легко его обаятельное лицо превращается в лик дьявола. И как в тексте Булгакова — он немец и он не стар, ему «за сорок»!
Отмечу также замечательную работу художников по костюмам и музыку Анны Друбич.
Особое спасибо — за внимание к кошачьей породе мейн-кун и за питерскую библиотеку (РНБ на Московском) в образе психиатрической клиники Стравинского. Приятно было увидеть знакомые библиотечные интерьеры в таком неожиданном ракурсе
Фильм идёт 2,5 часа, и это полное погружение в происходящее на экране. Лично я не шелохнулась всё это время. Хотя шла в кино без особых ожиданий, скорее, с опаской.
И знаете, так хорошо, когда отечественное кино не только развеивает сомнения, но и вызывает восхищение. «Мастер и Маргарита» Локшина — именно этот случай.