Проня Прокоповна сделала Маргариту Криницыну знаменитой на весь Советский Союз, но вместе с тем и поломала ей жизнь.
Актрису стали воспринимать только как комедийный персонаж, а она мечтала о драматических ролях и могла их сыграть блестяще — судьба одарила ее редким талантом.
Однако ярлык Прони к актрисе приклеился крепко…
«За двумя зайцами»
Непростое детство
Родилась Маргарита Криницына в небольшом уральском городке Новая Ляля. Когда девочке исполнилось семь, родители развелись. Дети, а их в семье было трое, остались с отцом, матери поставили условие покинуть город.
Маргарита еще долго помнила полные слез глаза родного человека и себя саму, когда прощалась с мамочкой. Вскоре в дом пришла мачеха, женщина жесткая и властная. Детям доставалось за любую шалость. Но, несмотря на это, Рита росла добрым и отзывчивым ребенком.
Актерские задатки у Криницыной проявились еще в раннем детстве. В городе, где она жила, нельзя было стать знаменитой актрисой, как она всегда мечтала. Поэтому, окончив школу, девушка отправилась покорять Москву. С маленьким чемоданчиком в руке.
Ее появление на вступительных экзаменах во ВГИК произвело на приемную комиссию неизгладимое впечатление — прежде всего из-за внешнего вида и характерного уральского говора. Но она блестяще продемонстрировала всё, что умела. Разумеется, ее приняли, отметив «характерность» образа.
Вслед за любимым
Рита прилежно училась, параллельно играла на сцене Театра киноактера. Во время учебы вышла замуж за Женю Оноприенко, будущего драматурга. Это по его сценарию Леонид Быков снял свой легендарный фильм «В бой идут одни старики».
После окончания ВУЗа мужа распределили на киностудию имени Довженко в Киев. Рита очень не хотела оставлять Москву и театр, но покорно отправилась вслед за любимым. Уже здесь у пары родилась дочь Алла.
Криницына мечтала о ролях в кино, надеялась на предложения от украинских режиссеров. Но, увы, республике требовались фильмы о трудовых буднях шахтеров, о войне. В такие проекты Маргариту не приглашали. А вот у Оноприенко дела шли в гору. Бывший фронтовик, к тому же вырос среди шахтеров, поэтому героические темы знал изнутри.
Неожиданная встреча
Маргарита не отчаивалась и упорно продолжала ходить на пробы, пока ей неожиданно не повезло. В коридорах студии Довженко 30-летняя актриса случайно столкнулась с режиссером Виктором Ивановым. Тот пригласил ее на пробы. Ей нужно было лишь подыграть уже утвержденным главным героям фильма «За двумя зайцами».
Но едва Рита вошла в кадр со своей неповторимой мимикой и удивительным голосом, режиссер понял: лучшей Прони ему не найти. Для съемок актрису буквально уродовали: завивали на гвозди, вставляли в нос специальные пробки. А она так мечтала быть на экране красивой!
На площадке всей группе пришлось нелегко. Виктор Иванов славился своим жестким характером. Говорят, что в порыве гнева он мог запросто запустить в актера чем-нибудь тяжеленьким.
Сама же Криницына позже рассказывала, что частенько рыдала от такой эмоциональности режиссера. Но игра стоила свеч. Свою роль она исполнила бесподобно, передав всю амбициозность и напыщенную глупость образа Прони Прокоповны.
«За двумя зайцами»
Незабываемая Проня
А как ей удалось подать зрителям трагизм ситуации, когда бедная девушка поняла, что Голохвостый ее просто использовал и не более. Как она тонко и талантливо сумела показать перелом своей души. И если в начале фильма над ее образом хотелось смеяться, то в финале вместе с ней многие плакали.
Ей досталась всего пара драматических строк в конце фильма, но как они были сказаны!
«Зачем вы ходили ко мне? На что вы божились? Клялись, падали передо мной на колени, говорили, что в груди шкварчит, а то шкварчала ваша папироска! Не за ваши магазины я шла! Я вас любила… А вы осрамили на весь Киев, на всю округу!».
Картина долго не выходила на экраны из-за чиновников, ее редко показывали по телевизору, в то время она не стала популярной. Свое признание она получила через долгих сорок лет. Поэтому ожидаемые предложения о работе на Маргариту не посыпались.
Все режиссеры, как сговорившись, видели в ней только Проню, прочно приклеив к ней амплуа «комедийной» актрисы. Она же мечтала о ролях серьезных, драматических.
Отчаяние
Но самое удивительное — не приглашали и в комедии с формулировкой «далека от идеала украинской красавицы». С такими словами директору киностудии прислали анонимку и настоятельно требовали не утверждать актрису на главные роли. Упорно ходили слухи, что инициатором травли была очень известная актриса, фаворитка чиновника из Минкульта.
Режиссер Юрий Чулюкин видел в роли Нади в «Девчатах» только Маргариту Криницыну. Но его выбор не одобрили высокие чины. Актриса разрывалась между бесконечными кинопробами, где-то получала крохотный эпизод, но чаще уходила ни с чем.
Она обвиняла мужа, что он не хочет ей помочь. А что он мог сделать? Евгений писал сценарии с главными ролями для жены, но встречал стойкое сопротивление режиссеров и партийного начальства.
Евгений Оноприенко
Криницына тяжело переживала каждую неудачу и очень эмоционально реагировала. Шантажировала близких своим самоубийством. Дочь рыдала, кидалась ей в ноги и просила не умирать.
После шикарных проб, желания играть и… очередного отказа, актриса впала в сильнейшую депрессию. Она постоянно повторяла, что больше не хочет жить.
Это тяжелое состояние длилось вечность…
«Свадьба в Малиновке»
В 1972 году Евгений Оноприенко написал для жены еще один сценарий. На экраны вышла кинокартина «За твою судьбу», но опять без Маргариты. Расшатанная психика актрисы не смогла выдержать такого удара, и она попыталась свести счеты с жизнью.
К счастью, домой вовремя вернулся муж и вызвал неотложку. Маргариту спасли.
Теперь ей уже приходилось бороться не за роли, а за безымянные эпизоды. В фильме «Рождённая революцией» роль небольшая, но запоминается сразу. Рыжая в «Свадьба в Малиновке», Ванда в «Дни Турбиных». А еще были крохотные образы в известных картинах: «Цыган», «Вий», «Одинокая женщина желает познакомиться»… Но кто теперь их вспомнит?
Новая жизнь
Во второй половине 90-х в стране многое поменялось. На экране вновь стали показывать картину «За двумя зайцами». Теперь у фильма был ошеломительный успех. Над ним смеялась вся страна, его буквально растащили на цитаты.
Тут же Криницына получила звание народной актрисы УССР. Ее стали узнавать на улицах и просить автограф, звали на интервью и творческие встречи.
Пришла слава, но резко ухудшилось состояние здоровья. Дочь к тому времени переехала в Москву, вокруг народной артистки постоянно крутились какие-то непонятные личности.
После смерти мужа круговорот непонятных людей в доме актрисы только усилился. Она плохо ходила, все время проводила в квартире и радовалась любому общению. В итоге у Маргариты Васильевны украли ее «похоронные» деньги, которые она откладывала не один год.
В 1999 году героям Олега Борисова и Маргариты Криницыной поставили в Киеве памятник. Актриса приезжала на открытие, хоть и чувствовала себя очень плохо. Но держалась стойко, улыбалась и шутила.
В 1999 году героям Олега Борисова и Маргариты Криницыной поставили в Киеве памятник
Две Аллы
Еще через четыре года по мотивам фильма «За двумя зайцами» в Киеве снимали мюзикл с Аллой Пугачевой в главной роли. Певица устроила в честь Маргариты Васильевны ужин и подарила ей великолепное изумрудное ожерелье стоимостью 18 тысяч долларов.
За разговором женщины поняли, что могут быть дальними родственниками. Примадонна даже предлагала Криницыной переехать в Москву, обещала купить дачу, но та отказалась, хотя всю жизнь мечтала жить в столице.
Пугачева устроила в честь Маргариты Васильевны ужин
Маргарита Васильевна боялась хранить ожерелье дома и вернула его в магазин. Позже часть денег от продажи драгоценностей пошла на памятник народной артистке и ее мужу — киносценаристу и драматургу Евгению Оноприенко.
К концу жизни Криницына потеряла речь и последние годы провела в инвалидном кресле. Умерла она на руках любимой дочери Аллы. И, что удивительно, за день до смерти пела. Правда, без слов…
Их единственная дочь Алла Сурина тоже связала судьбу с кинематографом, стала сценаристом, как и отец. Самой удачной ее работой стал кинопроект для семейного просмотра «Спартак и Калашников».
А всего по ее произведениям снято более 25 киноработ, в том числе «Четыре таксиста и собака», «Кавказская рулетка» и многие другие. До 2015 года она работала в соавторстве со своим мужем — известным актером, режиссером и сценаристом Александром Суриным(«Два дня тревоги», «Территория», «Сашка» и др.)
Алла Сурина