Маргарита Терехова: 5 историй о великолепной актрисе

Маргарита Терехова (Миледи). Кадр из кинофильма "Д’Артаньян и три мушкетера", 1979 г., режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, сценарист Марк Розовский, композитор Максим Дунаевский (скриншот)

«Мне вообще не очень понятно, как она это делает. Это такое тончайшее, виртуозное мастерство! Лучше об этом не говорить…, мы же не анализируем, как летает птица…, а просто смотрим, любуемся, восхищаемся». Такими словами актер Александр Леньков описал впечатление от таланта своей коллеги Маргариты Тереховой.

25 августа Маргарите Борисовне исполняется 81 год. От всей души поздравляем, желаем здоровья и благодарим любимую актрису за великолепные образы, созданные в кино. Вот несколько фактов, связанных с ее творческой биографией.

О выборе профессии

Маргарита Терехова с мамой, актрисой Галиной Томашевич. Фото: fb2.top

Маргарита Терехова с мамой, актрисой Галиной Томашевич. Фото: fb2.top

Маргарита Терехова родилась 25 августа 1942 года в городе Туринске Свердловской области. Ее родители, Борис Иванович Терехов и Галина Станиславовна Томашевич были актерами Свердловского драматического театра. Вскоре после рождения дочери отец ушел на фронт. После окончания войны в семью он не вернулся, жил и работал в Сибири. С Маргаритой встретился, когда она уже стала взрослой.

Маленькая Рита в прямом смысле выросла за кулисами театра. Спала в коробке с театральными костюмами, выучила наизусть весь мамин репертуар. После того как девочка перенесла воспаление легких, Галина Станиславовна решила переехать с дочерью в Ташкент, к сестре. Там Маргарита oкончила школу с золотой медалью. Особенно хорошо ей давались точные науки, поэтому в 1959 году, за компанию с одноклассниками, выпускница легко поступила в Среднеазиатский государственный университет на физмат. Однако вскоре Терехова забрала документы. «…Решила ехать в Москву и поступать на актерский, как мама. Поддалась инстинкту, который все расставил по своим местам», – пишет Маргарита Борисовна в книге воспоминаний «Из первых уст…».

О поступлении

Маргарита Терехова, 1960-е годы. Фото Андрея Князева, источник: vk.com

Маргарита Терехова, 1960-е годы. Фото Андрея Князева, источник: vk.com

Летом 1961 Терехова успешно сдавала творческие туры во ВГИКе и слышала за спиной, как старшекурсники говорили: «Вот эта девочка с косой проходит!». Однако в списке поступивших ее не оказалось. Узнав об этом, Маргарита пошла бродить по Москве, ничего не замечая вокруг, и чуть не попала под грузовик. Вернувшись в общежитие за вещами, обнаружила, что пропали все деньги. Ехать домой было не на что. Выручили знакомые старшекурсники, которые устроили ее статистом на съемки научно-популярного фильма. Там Терехова узнала, что Юрий Александрович Завадский, главный режиссер театра имени Моссовета, набирает курс, и решила воспользоваться шансом.

На экзамене громко читала монолог Натальи из шолоховского «Тихого Дона», хотя знала, что Завадский не жалует этого писателя, а любит Гоголя. Однако мэтр терпеливо выслушал абитуриентку, а затем попросил прочесть что-нибудь потише. Маргарита выбрала лирические стихи Алексея Кольцова и произнесла их почти шепотом. «Либо ненормальная, либо гениальная», – сказал кто-то из приемной комиссии. Так Терехова попала в школу-студию Завадского при театре имени Моссовета, в труппе которого состоит по сей день, несмотря на тяжелую болезнь. Кстати, курс, на который она в тот год не попала во ВГИКе, оказался неудачным и его распустили.



О работе с Тарковским

Маргарита Терехова и Андрей Тарковский на съемках фильма "Зеркало". Фото: densegodnya.ru

Маргарита Терехова и Андрей Тарковский на съемках фильма «Зеркало». Фото: densegodnya.ru

В кино Маргарита Борисовна начала сниматься в 1965 году. В 1972-м ее пригласили на пробы в фильм «Солярис». Роль Хари тогда досталась Наталье Бондарчук, но через два года режиссер взял Терехову в свою картину «Зеркало». Там она сыграла сразу двух женщин – Марию, мать Алексея, главного героя картины, и Наталью, его жену. На эти роли пробовалась также Марина Влади.

Немаловажным фактором в пользу Тереховой было ее сходство с матерью Андрея Тарковского – Марией Ивановной Тарковской-Вишняковой, которая была прототипом главной героини и тоже участвовала в съемках. Актриса много разговаривала с ней о личном, чтобы лучше понять роль

Маргарита Терехова (Мария, мать Алексея) и Анатолий Солоницын (доктор). Кадр из кинофильма "Зеркало", 1974 г., режиссер Андрей Тарковский, сценаристы Александр Мишарин, Андрей Тарковский, композитор Эдуард Артемьев (скриншот)

Маргарита Терехова (Мария, мать Алексея) и Анатолий Солоницын (доктор). Кадр из кинофильма «Зеркало», 1974 г., режиссер Андрей Тарковский, сценаристы Александр Мишарин, Андрей Тарковский, композитор Эдуард Артемьев (скриншот)

Уже после съемок оператор Георгий Рерберг рассказал исполнительнице, что первый эпизод, где Мария встречает доктора (Анатолий Солоницы), был решающим. От него зависела судьба всего фильма«К счастью, тогда я этого не знала и была совершенно раскрепощена, как можно чувствовать себя раскованной только «в руках» таких гениальных людей, как Андрей Тарковский, оператор Гоша Рерберг», – признается Терехова.

«Кто поедет в Трускавец»

Александр Кайдановский (Он) и Маргарита Терехова (Она). Кадр из кинофильма "Кто поедет в Трускавец", 1977 г., режиссер Валерий Ахадов, сценарист Максуд Ибрагимбеков, композитор Фируз Бахор (скриншот)

Александр Кайдановский (Он) и Маргарита Терехова (Она). Кадр из кинофильма «Кто поедет в Трускавец», 1977 г., режиссер Валерий Ахадов, сценарист Максуд Ибрагимбеков, композитор Фируз Бахор (скриншот)

1970-е годы Терехова называет особыми. Она много и успешно работала в кино и в театре, получила звание «Заслуженная артистка РСФСР». Авторитет актрисы рос, и в 1977 году она впервые смогла выбрать себе партнера по фильму. Это случилось на съемках мелодрамы «Кто поедет в Трускавец». Терехова поставила условие, что главную мужскую роль должен сыграть Александр Кайдановский, с которым ей было легко работать. Но на тот момент артиста редко куда-либо утверждали. Маргарита Борисовна пригрозила руководству творческого объединения «Экран», что не будет сниматься без Кайдановского, и его взяли.

Маргарита Терехова (Она). Кадр из кинофильма "Кто поедет в Трускавец", 1977 г., режиссер Валерий Ахадов, сценарист Максуд Ибрагимбеков, композитор Фируз Бахор (скриншот)

Маргарита Терехова (Она). Кадр из кинофильма «Кто поедет в Трускавец», 1977 г., режиссер Валерий Ахадов, сценарист Максуд Ибрагимбеков, композитор Фируз Бахор (скриншот)

После съемок актриса вернулась в театр, включилась в другие проекты. Когда ее пригласили на озвучивание картины, попросила немного подождать – была очень занята. Ждать Терехову не стали, ее роль озвучила другая актриса (ее имя нигде не упоминается), которая за два дня работы посадила себе голос. «Теперь моя героиня в фильме «Кто поедет в Трускавец?» говорит не моим голосом. Но сам фильм – замечательный…» – считает Маргарита Борисовна.

«Д’Артаньян и три мушкетера»

Маргарита Терехова (Миледи) и режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич на съемках фильма "Д’Артаньян и три мушкетера". Фото: moiarussia.ru

Маргарита Терехова (Миледи) и режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич на съемках фильма «Д’Артаньян и три мушкетера». Фото: moiarussia.ru

В 1979 году Терехова прошла пробы в фильм «Д’Артаньян и три мушкетера». Они оказались необычными. Актрису вызвали с репетиции во двор театра имени Моссовета. Неподалеку стояла машина, из которой за ней наблюдал режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. «Одета я тогда была в черные брюки и сапоги. На мне была черная зайцевская блузка в белые полосы. Что-то вроде основного костюма Миледи», – вспоминает исполнительница. Режиссер понаблюдал за артисткой, затем вышел из машины и попросил выручить – сыграть Миледи. До Тереховой он отверг кандидатуру Светланы Пенкиной, которую предлагал худсовет, а уже утвержденная им Елена Соловей отказалась по личным причинам.

Маргарита Терехова (Миледи). Кадр из кинофильма "Д’Артаньян и три мушкетера", 1979 г., режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, сценарист Марк Розовский, композитор Максим Дунаевский (скриншот)

Маргарита Терехова (Миледи). Кадр из кинофильма «Д’Артаньян и три мушкетера», 1979 г., режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, сценарист Марк Розовский, композитор Максим Дунаевский (скриншот)

Совместная работа в картине доставила удовольствие обоим. Терехова отмечает невероятно дружескую, располагающую атмосферу, которую создал Юнгвальд-Хилькевич. Он, в свою очередь, благодарен ей за высокий профессионализм и взаимопонимание: «Мы говорили-говорили-говорили, обсуждали и приходили к общему выводу, а потом она «выдавала»сцену так, что осветители стояли и аплодировали». Маргарита Борисовна признается, что образ Миледи занял особое место в ее творчестве, а фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» называет лучшей экранизацией романа.