Меньшиков унизил и растоптал: Елена Папанова о конфликте с Олегом Меньшиковым и её незаконном увольнении

Здравствуйте! Каково это годами получать зарплату, не работая? Каково быть в труппе театра, где тебе точно не дадут ролей и ловят на любом просчёте лишь бы уволить? Не могу и не смогу этого понять. А Елена Папанова (дочь Анатолия Папанова) несколько лет служила в театре Ермоловой, не выходя на сцену, но получая оклад. Да, Олег Меньшиков не давал ей ролей, но на то он и худрук. Или я не прав? В недавнем интервью Папанова рассказала о своём незаконном увольнении и о том как её унижал Меньшиков. Обсудим и обменяемся мнениями. 

Елена Анатольевна Папанова и Олег Меньшиков

Елена Анатольевна Папанова и Олег Меньшиков

Дорогие читатели, за ситуацией в театре Ермоловой летом 2021 года, когда Олег Меньшиков уволил разом 19 артистов, следили многие артисты, театралы и всё культурное сообщество. Дело это очень показательное и некрасивое со всех сторон. Я считаю, что и Меньшиков, и уволенные артисты проявили себя не лучшим образом и, как всегда, страдает реноме всего театра и театрального мира.

Но интерес к этим разборкам худрука и неугодных артистов ещё и в том, что если бы Меньшикову удалось тогда массовым сокращением под предлогом финансовых проблем избавиться от лишних сотрудников легко и без судов, то и другие худруки могли взять с него пример. Ведь в театрах есть проблема переизбытка артистов, но у многих из них бессрочные контракты, а уволить их можно только за грубые нарушения. В общем, многие ждали итогов этого суда, но исход тогда удивил — начались жуткие скандалы, череда проверок, Меньшиков лишился директорского кресла (он был и худруком, и директором, и бухгалтером), а Папанова и некоторые другие артисты выиграли суд и восстановились в театре ещё и с солидной компенсацией.

Елена Папанова

Елена Папанова

Мы с вами уже несколько раз обсуждали те сокращения Меньшикова и, с вашего позволения, я не буду снова пересказывать все события. Коротко: под конец сезона 2021 года Олег Меньшиков сократил почти 20 артистов. Некоторые из них (почти все) годами не выходили на сцену и получали зарплату буквально ни за что. Но, по словам артистов, Меньшиков сам лишил их ролей, понизил им категории и зарплаты, не позволял приглашённым режиссёрам занимать их в постановках и всячески старался «выдавить» из театра. А потом под предлогом сложных времён из-за ограничений и финансовых проблем сократил их. А дальше началась череда некрасивых поступков с обеих сторон.

Артисты созвали пресс-конференцию и поведали миру о всех грешках Меньшикова и театра Ермоловой. Самого Олега Евгеньевича обвинили в алкоголизме, срыве спектаклей, воровстве и коррупции. Дирекцию — в махинациях, театр — в уничтожении наследия бывшего худрука Андреева и т.д. А Меньшиков предлагал сокращённым должности гардеробщиков, уборщиков и билетёров, но через помощников, сам ни с кем из сокращённых ни разу не поговорил. В общем, началась «война» и суды.

Олег Меньшиков

Олег Меньшиков





Я не хочу вставать ни на чью сторону, но уверен, что весь этот конфликт только из-за того, что не было честного разговора. В конце — концов, Олег Меньшиков худрук театра, начальник и он в полном праве выбирать с кем хочет работать, а с кем нет. Ну не видит он этих артистов в своих постановках и имеет на это право. Но есть нормы приличия, и, например, когда к нам в театр приходил новый худрук, он вызвал к себе артиста, честно сказал, что не хочет с ним работать, дал время найти работу, написал рекомендации и выплатил хорошие отходные. Да и с точки зрения артиста — оставаться там, где с тобой не хотят работать — не лучшее решение. А сидеть без работы и получать оклад, может быть, кому-то это по душе, но настоящий артист затухает без ролей и игры на сцене. Да и не честно это — занимать место и получать бюджетные деньги ни за что. Столько артистов мечтают попасть в театры, но там жуткий переизбыток кадров, да и некоторые просто сидят на окладе, мешая и худруку и молодым талантам найти своё место.

Итак, Папанова тогда выиграла суд. Но что было после суда и её восстановления никто не освещал, да и сама она молчала, как и Меньшиков. Видимо, все стороны поняли, что нужно договариваться, а то конфликт уже вредит репутации всех. И вот недавно Папанова дала интервью изданию «PROжизнь», в котором подробно описала всё, что было после суда.

Здравствуйте! Каково это годами получать зарплату, не работая? Каково быть в труппе театра, где тебе точно не дадут ролей и ловят на любом просчёте лишь бы уволить? Не могу и не смогу этого понять.-4

Папанова поведала, что в 2021 году она и ряд других актеров попали под сокращение. Так как Меньшиков с 2013 года не давал ей ни одной роли, а старые постановки с ней снял, она не появлялась в театре и узнала от коллеги о том, что ее уволили. Когда пришла в театр разобраться, помощники Меньшикова с издёвками предлагали ей занять ставку уборщицы. Это было, как она говорит, самое сильное унижение в её жизни:

«Предлагали стать уборщицей, издевались — будете хорошо мести, премии будете получать и зарабатывать больше, чем артисткой. В кассу предлагали сесть, но сначала обучение пройти. Такого унижения я ещё не испытывала. Растоптали!»

Она призналась, что ее больше всего обидело нежелание художественного руководителя театра лично общаться с ней и с другими уволенными:

«Он строил новый теaтр, может быть, мы ему мешaли. Но не встретиться с aртистaми, которые прорaботaли по 40 лет в теaтре, не скaзaть им «спaсибо», не дaть премию»

А после суда её восстановили, выплатили 140 тысяч компенсации, но создали такие условия работы, что явно выдавливали. Руководство театра обязало её приходить в учреждение каждый день в 11 утра и сидеть в гримерке до 19 часов с перерывом на обед (1 час) после чего уходить домой. На вопрос Папановой о том, чем ей заниматься в это время, ей было предложено читать книги и повышать свой культурный уровень. Так артистка проработала пару месяцев.

«Потом нa грех зaболелa. Меня отпрaвили в реaбилитaционный центр, где я провелa месяц. Прихожу в теaтр, a директор меня вызывaет и говорит: «Еленa Aнaтольевнa, мы вaм хотим предложить уйти»»

Начались долгие уговоры, торги, угрозы, что поймают на опозданиях, что введут в массовку и будут вызывать на репетиции, где ей бы пришлось скакать по 6-8 часов и т.д. В конце концов, послушалась свою подругу, которая давно просила её прекратить терпеть унижения, и уволилась.

Здравствуйте! Каково это годами получать зарплату, не работая? Каково быть в труппе театра, где тебе точно не дадут ролей и ловят на любом просчёте лишь бы уволить? Не могу и не смогу этого понять.-5

Печально, что из-за этого конфликта, который может длиться годами (некоторые артисты ещё судятся — а там апелляции, новые увольнения и т.д.) будет страдать творчество и зритель. Силы, которые и артисты, и театр могли потратить на искусство, тратятся на суды и скандалы. Пресса и жёлтые СМИ опять пишут небылицы и домыслы, а весь институт театра снова очерняется и позорится. Очень надеюсь, что все суды пройдут, стороны договорятся и театр обретёт культурный мир.

А вы стали бы оставаться в месте, где вас не хотят видеть, выдавливают и лишают работы? Что думаете об этой ситуации? Напишите, пожалуйста, ваше мнение в комментариях.