«Меня многие считают странной». Инна Чурикова с рождения знала, что она — Королева

5 октября 80 лет назад родилась чудесная и неповторимая Инна Чурикова.

И. Чурикова. Фото из открытых источников

И. Чурикова. Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

«Я РОДИЛА КОРОЛЕВУ»

По семейной легенде, ее должны были назвать Ириной. В сентябре 1943 года в своем письме с фронта Михаил Кузьмич Чуриков попросил об этом жену – «если родится девочка». Но мама, Елизавета Захаровна, подошла к выбору имени творчески и назвала дочь более изысканно – Инной.

Инна Михайловна рассказывала:

«Я родилась 5 октября 1943 года в поселке Белебей, Башкирская АССР. Эвакуация, мамочка туда приехала и там меня родила. Вспоминала она об этом интересно. Рожала меня долго. Ее долго не было в палате, и, когда она вернулась, ей все говорили: «Ой, Лиза, а мы думали, ты померла». А она говорит: «Да вы что, я же вам сказала, что должна родить королеву, так я родила королеву».

После войны семья переехала в Подмосковье. Родители работали агрономами, они развелись, когда дочь была совсем крошкой – папа ушел к другой женщине. Но при этом…

«Мама меня любила так, что мне хватило жить без папы. Мы жили вдвоем, и мне хватило ее любви. Я себя чувствовала защищенно. Судя по фотографиям, детство мое было очень бедным, но абсолютно гармоничным. Помню, я заболела корью или какой-то другой тяжелой болезнью, и есть фотография: стоит худая-худая девочка, скобочкой пострижена, с поросенком целлулоидным в руке. Платьице короткое, очень-очень скромное. Как мама рассказывала, у меня была очень высокая температура. Вызвали врача, он пришел, а я пою. Пою! Мне четыре или пять лет. И врач говорит: а тут больные-то есть?»

С мамой. Фото из открытых источников

С мамой. Фото из открытых источников

«СТРАННАЯ ДЕВОЧКА – ЗАЙЧИК С ПЕРЕПУГУ»

Елизавета Захаровна очень хотела, чтобы дочь увлеклась биологией, продолжила семейную традицию, но Инна еще в школе заболела актерством. В старших классах она уже вовсю играла в спектаклях молодёжной студии театра им. Станиславского.

Инна Чурикова:

«Представьте себе детскую студию 1960-х годов при Театре им. Станиславского. В одной группе со мной — Никита Михалков, Евгений Стеблов, Вика Федорова. Ребята были настолько талантливыми, что их часто звали сниматься, «выдернули» и меня. Так я сыграла диковатую школьницу в драме Василия Ордынского «Тучи над Борском». О тех съемках я уже ничего не помню: шум-гам на площадке и я — странная девочка — зайчик с перепугу».

Никита Михалков и Инна Чурикова в фильме "Тучи над Борском", 1960 год

Никита Михалков и Инна Чурикова в фильме «Тучи над Борском», 1960 год

Будущая народная артистка СССР и звезда Ленкома поступала в школу-студию МХАТ. Сейчас это воспринимается как анекдот, но Чурикову «забраковали».

«На вступительных экзаменах, — вспоминала Инна Михайловна, — экзаменатор глянул на меня и спросил напрямик: «А знаете ли вы, кто есть Афродита?» Я замотала головой. «Это богиня красоты, — назидательно пояснил педагог. — Идите и посмотрите на себя в зеркало!» Я действительно зашла в туалет, посмотрела на себя в зеркало и расплакалась. Потом, еще раз всмотревшись в черты своего лица, сказала себе: «У меня своеобразное, необычное лицо, и не каждый может его оценить».

А вот в Щепкинском театральном училище ее самобытный талант рассмотрели сразу. Говорят, ее будущий педагог, Вениамин Иванович Цыганков, увидев, как Чурикова читала стихи, а затем услышав из ее уст мечту «стать великой актрисой», воскликнул: «Она или дура, или гений». И взял ее на свой курс.

«Знаете, от себя никуда не уйдешь, — признавалась впоследствии актриса. — Если есть сильное желание, можно сказать — недуг, стать актером, все сложится рано или поздно».

В фильме "Я шагаю по Москве", 1963 год

В фильме «Я шагаю по Москве», 1963 год

"Морозко", 1964 год

«Морозко», 1964 год

«ТЫ СЛИШКОМ СЕКСУАЛЬНА. СЕКС НАДО УБРАТЬ»

Получив «красный» диплом, Инна (к тому времени она уже сыграла смешную девушку, рисующую лошадь, в лирической комедии Данелии «Я шагаю по Москве», сверкнула роли Марфушки в фильме-сказке А. Роу «Морозко») пробовалась во многие столичные театры, но безуспешно. Худруков смущала ее далекая от классических канонов красоты нестандартная внешность. Инну Чурикову приняли только в московский ТЮЗ (1965 год), где она долгое время играла в массовке. Первая «большая» роль – Баба-Яга, где она подменила актрису.

«Я, вернее мои руки со страшными пальцами, должны были возникать из оркестровой ямы. И я должна говорить два слова: «Не клади, не клади!» Но я так волновалась, что руки вылезли, а слова я забыла сказать… А потом меня ввели в «Зайку-Зазнайку» на роль Лисы. Я даже в зоопарк ходила — наблюдала за хищницей… И это был «мой» день. На всю жизнь запомнила: 10 утра 1 января. Представляете, Тамаре Дегтяревой – играть Джульетту, а мне — ввод на Бабу Ягу и Лиса. Меня вводил артист Васильев, дивный дядька. После спектакля подошел: «Знаешь, Инна, я разговаривал с педчастью. Ты слишком сексуальна, секс надо убрать. А я даже не знала этого слова. И потому не знала, что убирать».

Актрисы Театра юного зрителя Инна Чурикова, Лия Ахеджакова и ее мама. Фото из открытых источников

Актрисы Театра юного зрителя Инна Чурикова, Лия Ахеджакова и ее мама. Фото из открытых источников

В самые трудные моменты ее поддерживала и была самым верным поклонником только мама. Она приносила в ТЮЗ букетики астр или тюльпанов и просила кого-нибудь из зрителей подарить их Бабе-Яге, Лисичке или Зайчику, которых в тот день играла ее дочь. Конечно, Инна обо всем догадывалась, но виду не подавала. Пройдут годы, и Елизавета Захаровна застанет феерическую славу дочери, увидит, как к ногам великой русской актрисы Инны Михайловны Чуриковой поклонники будут складывать целые корзины великолепных цветов.

«ЭТО ПОДАРОК НЕБЕС»

Как это часто бывает, судьбу Инны Чуриковой решил Его Величество Случай. В 1966 году молодой режиссер Глеб Панфилов искал актрису на роль Тани Теткинойдля своего дебютного фильма «В огне брода нет», и случайно увидел по телевизору тюзовский спектакль, в котором играла Чурикова.

Панфилов вспоминал:

«Смотрю спектакль. И вдруг на экране появилось лицо девочки, танцующей с молодым человеком. Да вот же она, Таня Теткина! Передача кончилась, титров не было. Так и остался с этим впечатлением. Я — в Свердловске, а передача из Москвы. Потом, чуть позже, дал друзьям в Ленинграде и Москве фотографии со своего рисунка и попросил поискать. Параллельно подбирал других исполнителей. Пригласил Ролана Быкова на роль комиссара… Сценарий ему понравился, и он заявил, что знает актрису, которая сыграет Таню Теткину: это Лидия Чурикова из Московского ТЮЗа. Я немедленно отправил туда своего ассистента. Тот привез не Лидию, а Инну Чурикову. Помню как сейчас, этот момент: захожу, сидит девушка, поворачивает голову – она! То самое лицо, из телевизора! Это были, прежде всего, глаза, их выражение. Я сразу почувствовал ее индивидуальность, талант. Это был подарок небес».

Когда Панфилов предложил молодой актрисе главную роль, она решила, что это розыгрыш. Но, оказалось, простите за пафос, – Судьба. Чурикова называла этот фильм «распоряжением Бога».

«В 1966 году ранним утром, — вспоминала актриса, — я сидела в маленькой комнате на «Ленфильме» у режиссёра Панфилова, ещё не зная его лично. И вдруг открылась дверь, вошёл он. У него был такой энергичный взгляд, такие глаза! Я посмотрела в эти глаза и поняла: что-то произойдёт с моей судьбой. Нечто большее, чем съёмки в этом фильме. Так оно и случилось. Не будь этой встречи, думаю, моя жизнь была бы совершенно другой».

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

"В огне брода нет", 1967 год

«В огне брода нет», 1967 год

Лента «В огне брода нет» на международном фестивале в швейцарском Локарно получила главный приз — «Золотого леопарда». Пришелся он по душе и миллионам советских зрителей.

Но самый настоящий фурор произвела вторая их совместная работа – «Начало» (1970 год), где Чурикова сыграла чудаковатую ткачиху и актрису драмкружка Пашу Строганову, которой предлагают сняться в большом кино и исполнить роль Жанны д’Арк. Панфилов и Чурикова получили награды Венецианского фестиваля, а Инна Михайловна по опросу журнала «Советский Экран» была признана лучшей актрисой года в СССР.

Инна Чурикова:

«Когда «Начало» показали во Франции, он очень понравился ведущему главной программы на французском ТВ Фредерику Миттерану. Он записал передачу с нами… А потом он стал министром культуры Франции. Приехал в Москву и снова встретился с нами. И даже присудил нам награду — мы с Глебом стали офицерами французского ордена Искусств и литературы. Когда Глеб посетовал, что ему не дали снять фильм о Жанне д’Арк, Фредерик Миттеран страшно удивился и сказал: «Вы уже сняли его. Это фильм «Начало». Кстати, копия фильма «Начало» есть в Музее Жанны д’Арк в Руане. И мой снимок висит на стене. Мне это очень приятно».

И. Чурикова в фильме "Начало", 1970 год

И. Чурикова в фильме «Начало», 1970 год

В фильме «Тот самый Мюнхгаузен», 1979 год

В фильме «Тот самый Мюнхгаузен», 1979 год

«МЕНЯ МНОГИЕ СЧИТАЮТ СТРАННОЙ»

Позже Инна Чурикова скажет о своем муже: «Я без него дышать не могу». Она очень точно объяснила и причины своего актерского преображения: «Я всем обязана Глебу. Он снял с меня пелену зажатости, раскрыл гены, забитые неуверенностью в своей игре. Меня многие считают странной, и свои, и посторонние. И только Глеб всегда меня понимал».

И действительно они нашли друг друга – великий режиссер и великая актриса. В результате получился великий союз и тандем. Они поженились в 1970 году, ей было 27 года, ему — 36. В 1978 году у них родился сын Иван.

Когда Инну Михайловну спрашивали, сталкивалась ли она с завистью, она отвечала: «Завистницам я готова бесконечно повторять: «Найдите себе мужчину, который готов понимать вас во всем!» Даже крепкую дорогу все время приходится ремонтировать. Жизнь — это тоже дорога, на которой встречаются и ухабы, и выбоины. Мы тоже не обошлись без семейных неурядиц, но все прошло, а любовь — осталась».

С мужем. Фото из открытых источников

С мужем. Фото из открытых источников

Потом была удивительная, феноменальная карьера.Феноменальная тем, что уИнны Михайловны не было ни одной проходной роли. «Военно-полевой роман», «Тот самый Мюнхгаузен», «Курьер», «Год собаки», «Плащ Казановы», «Курочка Ряба», «Ширли-мырли»… К этому списку обязательно нужно добавить чудо-работы в картинах Глеба Панфилова — например, в «Вассе», «Теме», «Прошу слова», «В круге первом».

А ведь был еще театр. Из театральных режиссеров первым сориентировался Марк Захаров. В 1974 году он пригласил Инну Чурикову в свой «Ленком», где она будет блистать без малого полвека.

И. Чурикова и М. Захаров. Фото из открытых источников

И. Чурикова и М. Захаров. Фото из открытых источников

«АКТРИСОЙ МОГУ БЫТЬ ТОЛЬКО В РОССИИ»

Инна Михайловна всегда искренне смущалась, когда ее называли «гениальной», «великой». Просила не ставить себя в ряд с действительно, по ее мнению, великими — Раневской, Сперантовой, Андровской… Признавалась, что в творчестве мечтает только об одном —«чтобы драматургия меня за горло взяла».

В спектакле "Аудиенция". Фото из открытых источников

В спектакле «Аудиенция». Фото из открытых источников

«Господь предназначает человеку определенную судьбу, — откровенничала актриса. — Когда после знаковой работы становишься знаменитым, идет испытание на прочность: статьи в газетах, фото на обложках глянца, твое лицо мелькает по телевизору — эти атрибуты делают профессию привлекательной. То, что это — адский труд, понимаешь позднее. Наша профессия серьезная, после каждого спектакля сердце болит. А когда видишь со сцены людей, покидающих зрительный зал со счастливыми слезами на глазах и с преображенными лицами, начинаешь думать, что театр — богоугодное дело».
О современном кинематографе и о своем месте в нем отзывалась так:

«Сейчас кино стало суетливым. Те, кто умеет толкаться, продолжают снимать, а талантливые люди выброшены на обочину. Грустно осознавать полную одинаковость картин, выходящих на экран. Все делают быстренько и кое-как. Нет ни достоинства, ни простоты человеческой. Не искусство, а хреновина какая-то.
Наш прокат завален фильмами, где все бегают и что-то постоянно взрывают, убивают друг друга. Люди, это снимающие, видно, совершенно не знают классического кинематографа, не видели фильмов Мастеров. Да и с настоящей русской душой они не знакомы. Я вовсе не кичусь тем, что чувствую себя очень русским человеком, которому такое кино чуждо. Я выросла из этой земли, как дерево, кустик или цветок. Без этой земли, языка, песен я — ничто. Актрисой я могу быть только в России. Вот Лена Соловей давно в Америке, но так и не смогла там адаптироваться как актриса. А ведь была звездой!»

Вот в чем загадка, тайна или феномен Инны Михайловны Чуриковой? На мой взгляд, очень ярко и точно охарактеризовал ее талант Михаил Боярский. Он как-то сказал: «Если бы ее увидел Станиславский, он за три километра кричал бы: «Верю! Верю!!!»

Может, от этого и такая боль у такого большого количества людей, что сегодня ее нет с нами.

Г. Панфилов и И. Чурикова. Фото из открытых источников

Г. Панфилов и И. Чурикова. Фото из открытых источников