Никак не везет с экранизациями одному из лучших советских военных детективов, написанному Владимиром Богомоловым, «Момент истины.» Около 20 лет автор писал этот роман о советских военных контрразведчиках времен Великой Отечественной Войны. Впервые роман был напечатан в журнале «Новый мир» в 1974 г. под названием » В августе 44-го…». И сразу же стал суперпопулярным у читателей. По популярности с ним могли сравниться только эпопеи Юлиана Семенова о Штирлице и о сыщике МУРа Костенко.
Владимир Богомолов. 1924-2003 гг.
Поэтому неудивительно, что роман сразу же попытались экранизировать. Так как у литовского кинорежиссера Витаутаса Жалакявичуса очень удачно получилось снять один из лучших советских вестернов, фильм «Никто не хотел умирать» то «Момент истины» поручили снимать ему.
Но во время съемок у писателя Богомолова и режиссера Жалакявичуса совершенно не сложились отношения. Перфекционист Богомолов, который двадцать лет шлифовал свой роман, не принял трактовку Жалакявичусом характеров главных героев и стилистику, в которой был снят фильм. Главные роли — капитана Алехина играл Сергей Шакуров, а старшего лейтенанта Таманцева — Анатолий Азо.
Сергей Шакуров в роли Алехина.
Картина была практически снята, оставалось доснять несколько сцен, но неожиданно покончил с собой замечательный литовский актер Б. Бабкаускас, который играл роль генерала Егорова — начальника разведуправления фронта. Покончил жизнь в связи с неизлечимой болезнью. Съемки были приостановлены, и директор «Мосфильма» Сизов предложил Богомолову оставить все кадры с Бабкаускасом, но несколько сократить сюжет. Но не это было самое страшное. Как рассказывает сам Богомолов
За месяц до этого, в конце сентября, от фильма отказался штатный редактор «Мосфильма» В. М. Дьяченко. Когда картину остановили, выяснилось, что никто не видел ни одного метра отснятого материала. Начались рабочие просмотры. После показа материала — порознь! — консультантам, все трое отказались от дальнейшего участия в работе над картиной. Генеральный директор «Мосфильма» Н. Т. Сизов смотрел материал в конце октября. Мне передали его реакцию и некоторые реплики: «Витас, отчего они у тебя такие расхристанные? Витас, это же не офицеры, а парни с гауптвахты! Витас, да это не офицеры, а уголовники!».
В чём же там было дело? В. Жалакявичус непонятно для чего заставил актёров неделю или больше не бриться, снимал их со щетиной на лицах, с закатанными выше локтя рукавами, без ремней, с расстёгнутыми до пупа гимнастёрками. Они действительно походили на арестантов с гауптвахты. Причём время от времени, неожиданно со злыми лицами применяли друг к другу болевые приёмы. Во всём материале режиссёром была осуществлена вестернизация: герои двигались и говорили, как ковбои в «Великолепной семёрке».
Резко отрицательные отзывы о снятом материале дали Сергей Бондарчук, писатель Борис Васильев, два киноведа — доктор и кандидат наук. Владимир Богомолов, не видя никаких способов исправить фильм, дал свое согласие на то, чтобы фильм был выпущен в прокат, но при этом нигде бы не упоминалось ни его имя, ни название романа. Вся эта история длилась в течение пяти-шести лет, но в итоге фильм так и не вышел на экраны.
Роль Шакурова можно считать продолжением не увидевшей свет роли Алехина. Его герой Степан Сечкин, уезжает по партийной мобилизации осваивать Целину, во время войны оперуполномоченный СМЕРШа, награжденный орденом Красного Знамени за поимку опасного преступника. И также, как и Алехин специалист сельского хозяйства.
Много легенд ходит вокруг этой первой экранизации. И то, что Богомолов через суд запретил съемки, а потом потребовал уничтожить снятый материал и много чего другого, выставляющего писателя в негативном свете. Правда, весь негатив шел со стороны членов съемочной группы. И противоречит письму Богомолова на имя генерального директора «Мосфильму» Н.Т. Сизова
Генеральному директору киностудии «Мосфильм»
тов. Сизову Н. Т.
Уважаемый Николай Трофимович!
…1) Я не возражаю против продолжения студией работы по экранизации «Момента истины» В. Жалакявичюсом или с приглашением другого режиссёра (как предлагает студия) при условии сохранения основной идеи романа, системы образов и предотвращения оглупления и вестернизации персонажей.
2) Как я Вам сказал 16.II.1975 года, повторял неоднократно и подтвердил позавчера в письме Главному редактору Госкино СССР Д. Орлову, я согласен на любое использование отснятого в прошлом году студией материала без указания в титрах моего имени и упоминания о моём романе.
Следующую попытку экранизации предприняли на киностудии «Беларусьфильм» в 1999 году. Сценарий фильма написал сам Богомолов. Режиссером фильма был белорусский режиссер М. Пташук, продюсером российские бизнесмен В. Семаго. И на этом фильме у Богомолова не сложились отношения с режиссером, и особенно с Семаго. Пташука он считал лживым и лицемерным человеком, а Семаго так вообще аферистом. Последний так высказывался
Богомолову 76 лет, может быть, даже больше. Закат жизни. Уже дважды он не дал благословения своему любимому детищу. Думаю, третий раз Богомолов откажется лишь в том случае, если мы сделаем такую похабень, которую вообще нельзя будет показывать… Мы сделаем фильм, за который не стыдно будет в Каннах… Фильм „Спасти рядового Райана“ уже вышел на экраны — и вот наш ответ… Не только Михалкову и Сокурову прогуливаться по набережной Круазетт в Каннах. В будущем году там побываем мы с режиссёром Пташуком и вернёмся не с пустыми руками.
Семаго даже пару раз появляется в кадре в роли некоего подполковника. Решил запечатлеться для Канн.
И опять скандалы сопровождают съемки фильма.
В силу бессмыслия и непродуманных импровизаций режиссера оказалось проваленным большинство эпизодов, в том числе и узловые, наиболее важные: «В Ставке», «В стодоле» (эпизод с генералами) и финальный — «На поляне». То, что эти эпизоды оказались проваленными, еще пятнадцать месяцев тому назад осознала продюсерская группа, в течение трех месяцев требовавшая отстранения режиссера от постановки; с тем, что большинство эпизодов провалены, в марте прошлого года согласилось и Госкино России, и, наконец, 17 апреля прошлого года это признало Министерство культуры Беларуси, о чем на другой же день мне сообщили из Минска, заверив, что летом наиболее важные из проваленных эпизодов будут пересняты.
Однако… продюсер, по соображениям экономии, финансировать пересъемки отказался, заявив, что в состоянии сам сделать «забойный боевик» из уже отснятого материала без каких-либо пересъемок или досъемок. После этого отснятый материал многие месяцы вымучивали. Все свелось к вырезанию провальных, непригодных кадров и целых эпизодов. Сначала этим занимался режиссер, а затем продюсер, который сам несколько месяцев перемонтировал и сокращал картину. В результате всех вырезаний осталось чисто физическое действие и случилось то, что не могло не случиться: персонажи лишились психологических характеристик, ушел мыслительный процесс, в силу изъятия или оскопления большинства эпизодов и кадров появились порой абсурдные нестыковки и несуразности, при этом картина оказалась лишенной смыслового шампура, оказалась примитивным боевичком с изображением частного случая, что ничуть не соответствует содержанию романа.
В итоге Богомолов запретил использовать свое имя и название романа «Момент истины» в фильме. Картина вышла под названием » В августе сорок четвертого…» с указанием, что снято «по мотивам романа». Какого романа — не обозначено.
Фильм вышел на экраны в январе 2001 г. Надежды продюсера Семаго заработать на «забойном боевичке» 2 млн. долларов не оправдались. При бюджете в 5 млн. долларов, фильм заработал 425 тыс. долларов.
Фильм показали ветеранам СМЕРШа и молодым журналистам. Мнения получились разные. Вот какое впечатление у зрителей.
— Я представитель другого поколения. И фильм мне понравился с позиции моего поколения. Меня от телебоевиков уже тошнит. На волне разрушения органов госбезопасности, клеветы, лжи о них и фильм, и роман Богомолова — луч света. Фильм возвращает нас к патриотизму, в нем есть искренность.
— Фильм на уровне «Завтра была война». Все время держал в напряжении. Да и потряс не меньше.
— Я не специалист по военной теме, но фильм мне показался занятным. Не шедевр, но смотреть можно…
Ожидал, если честно, гораздо большего. Если бы не читал книгу, то, вероятно, больше бы половины из фильма не понял вообще…
В одной серии этот фильм хорош для тех, кто знаком с романом. Хочется увидеть, как стрелял «по-македонски» Таманцев, что такое «качание маятника».
А вот ветераны СМЕРШа, как профессионалы, отнеслись к фильму более критично.
— Фильм — дрянь! Беготня, никакой логики, никаких последовательных действий. Откуда появилась у «смершевцев» фотокарточка диверсанта Павловского? Непонятно! Полный идиотизм — русские сапоги с немецкими подошвами. Не было такого! Немцы забрасывали людей в форме красноармейцев, полностью экипированных, с документами и печатями — не подкопаешься.
— Я сам закончил войну в Берлине в разведывательном отделе 8-й Сталинградской армии. Мы брали «языков». Но не так, как в фильме. Эта затяжная последняя сцена в лесу — абсурд. Расправлялись не так: поймали, записали в протокол и — автоматная очередь. Все. А герои фильма мне понравились — люди, преданные Родине, тем задачам, которые стояли перед ними.
— Я сорок лет работал в контрразведке, мне кажется, что фильм — шутка над контрразведкой. Татуировка у Таманцева — первый раз слышу, чтобы оперработник во время войны имел татуировки. Тогда их имели только те, кто сидел в тюрьме. Даже с родинкой в контрразведку не брали! Это ведь особая примета!
И генерал-лейтенантов небритых не бывает! Мы, офицеры, брились каждый день!
Насчет небритых генералов — это камень в Алексея Петренко, который играл Егорова, начальника Управления СМЕРШ 3 Белорусского фронта.
А это в отношении татуировок на теле Таманцева. И на груди и на плечах. Расписано богато. Так богато, что можно разорвать гимнастерку до пупа и напугать этими партаками на морскую тему немецкого диверсанта. тем более, что в книге Таманцев никакого отношения к «морской душе» не имел, служил до войны в погранвойсках.
Мое отношение к фильму — на троечку. Текстуально — близко к тексту романа. А вот с образами главных героев — провал. Миронов слишком простоват для «гения контрразведки» Алехина. Глаза пустые, мысль не видна ни внутри, ни снаружи. А главная сцена «на поляне», так вообще провал. Пытается показать простачка-службиста, а получается дурачок при власти. И явный наигрыш. Да эту его камедь диверсанты в три счета бы раскусили и кончили бы двух из комендатуры тут же на полянке.
Конечно, здесь сам Богомолов перемудрил в романе, хотел показать «игру мысли» Алехина, который на поляне » прокручивает» в голове по приметам диверсантов. А зачем, вяжи их мгновенно и тащи в отдел. Там разберемся, если что отпустим и извинимся. Как в реальности и было.
Галкин слишком откормлен для скорохвата-волкодава, и слишком прост для хитрой умницы Таманцева.
Про Петренко уже сказал, что постоянно небрит, и никак не получается у него начальник контрразведки фронта, который обладает выдающимся ростом, внешностью и голосом. Суровый, но справедливый. Должен так отмотивировать подчиненных, что из них дух вон, а исполнят. Но и прекрасно понимает, в каких условиях приходится пахать его подчиненным, и всегда пытается оказывать им всю посильную помощь, в том числе и в личных вопросах. Нет, это не для Петренко. Мягковат и интеллигентен.
Да и операторская работа на среднем уровне. Темновато и мутновато. Или может копия такая попалась? Нет, троечка, не больше.
Ну, это был небольшой экскурс в прошлое перед погружением в настоящее. Во время уже приведенного выше опроса по поводу фильма «В августе сорок четвертого…» военный обозреватель «Комсомольской правды» полковник Виктор Баранец высказал такое мнение
— После десятилетней эпохи голливудских сказок-страшилок этот фильм просто глоток свежего воздуха. Жалко, что создатели не сделали из картины сериал. Хотя бы пять серий….
Ну, и как говорится, получите распишитесь. Вот вам в мае 2023 г. сериал, и как раз в пять серий. Только называется «Операция «Неман». И опять незадача. Но об этом сериале в следующей статье. Вот она тут.