«Может, и для меня роль найдётся?»: как Янковский спас карьеру, благодаря фильму «Влюблён по собственному желанию»

В 1982 году на экранах советских кинотеатров вышла одна из наиболее интересных и уникальных комедий отечественного кинематографа под названием «Влюблён по собственному желанию». Чем мне запомнился этот фильм? В первую очередь,своей главной идеей.

С самого начала он будто задаёт зрителям вопрос: а можно ли влюбить в себя человека, используя научные методы? Или всё же это чувство находится вне нашей власти и возникает непроизвольно? Необычайно интересная кинокартина с Олегом Янковским и Евгенией Глушенко в главных ролях моментально стала настоящим хитом.

Сегодня мне бы хотелось малость приоткрыть перед вами закулисный занавес и поговорить о том, как же проходили съёмки столь знаменитой ленты, так как, поверьте мне, там есть о чём поговорить.

Психология самовнушения: «Сотвори себя сам»

На самом деле, психоанализ и психология долгое время в Советском Союзе считались «буржуазной лженаукой». Эти направления не были особо сильно развиты, но с начала 1970-х в этом плане произошёл самый настоящий прорыв, отчего во всех СМИ тут же начали массово выходить тематические публикации.

Особую популярность обрёл так называемый «аутотренинг», а если говорить простым языком – самовнушение, когда человек сам учит свой мозг и своё тело определённым образом отвечать на соответствующие команды.

Режиссёр фильма Сергей Микаэлян лично на регулярной основе проводил сеансы аутотренинга, утверждая, что это помогало ему избавиться от негативных чувств даже в самые критические моменты. Собственно, поэтому он решил через художественный фильм рассказать об этой методике на широкую публику.

-2

Правда изначально сценарий его картины, тогда ещё называвшейся «Сотвори себя сам», выглядел совершенно иначе и вообще не должен был затрагивать тему любви.

Только вот полноценной истории из этой интересной задумки не вышло. Идея-то хорошая, а вот реализовать её никак не удавалось. Собственно, тогда Микаэлян и решил немного сменить вектор сюжета в более привычном направлении, рассказав об аутотренинге через, внезапно, историю любви между двумя одинокими людьми.

Не в последнюю очередь этому поспособствовал выдающийся сценарист Виктор Мережко, работавший над такими известными картинами эпохи позднего СССР, которые я многократно расхваливал на своём канале: «Родня» и «Ночные забавы», «Полёты во сне и наяву» (кстати, мой любимый фильм с Янковским) и многие другие.

-3

«Может быть, и для меня роль найдётся?»

Именно с такой фразой Олег Иванович подошёл к Микаэляну вместе с Глушенко и Калягиным. Дело в том, что Янковского на роль утвердили последним. Я вам больше скажу – он вообще не должен был изначально появляться в фильме.

По задумке Игорь был отчаявшимся молодым человеком, бросившим свои амбиции стать великим спортсменом ещё в юном возрасте. Янковский же, хоть и является одним из лучших актёров СССР, всё же к тому моменту был уже не совсем молод, так как возраст его стремительно приближался к отметке в 40 лет.

Микаэлян долго не мог найти подходящего артиста, при этом мысленно всё возвращался к Янковскому. Вот так специально для Олега Ивановича решено было немного переписать сценарий и сделать героя заметно старше.

-4

Как фильм спас карьеру Янковского

Это сейчас Олега Янковского все любят и знают, как одного из лучших артистов в истории отечественного кинематографа, но конкретно в тот временной промежуток дела обстояли немного иначе. О событиях, описанных мной ниже, сам Янковский рассказывал на одном из «круглых столов» среди артистов в 1989 году.

Дело в том, что премьера театральной постановки «Гамлета» с Янковским в главной роли обернулась самым настоящим провалом: критики то и дело не стеснялись в подборе любых выражений, доведя Олега Ивановича до пугающих мыслей. Он уже был практически на грани от того, чтобы навсегда уйти из актёрства, но после съёмок в «Влюблён по собственному желанию» он снова почувствовал себя востребованным актёром.

-5

«Люди напоминают стадо дикобразов – им холодно, они жмутся друг к другу, при этом колются своими иголками»

Эти слова некоего «одного писателя» вспоминает героиня Глушенко Вера Силкова. На самом деле, эта метафора весьма популярна и была создана ещё задолго до выхода фильма. Авторство принадлежит давнему немецкому философу Артуру Шопэнгауэру, таким образом кратко описавшим всю суть человеческих взаимоотношений, а дальнейшем её популяризировал психоаналитик Зигмунд Фрейд. Ну и спустя многие годы она зазвучала в советском фильме, очень тонко исследующем суть человеческой психологии.

Автор: Алексей Королёв