– Эта девушка пользуется дурной славой в свете. Слишком весела, слишком беспечна. Тем более, у нее есть жених. Брак с ней — не лучшая партия. Этого не будет никогда! — новую пассию старшего сына Зинаида Николаевна не одобрила. Его очередная блажь могла спровоцировать грандиозный скандал, что для их семьи было бы совершенно не кстати.
Материнское сердце тогда не подсказало, что начавшаяся череда роковых случайностей приведет к большой беде. Как говорила Великая княгиня Ольга Александровна, «она была трагической матерью – она слишком избаловала своих детей».
Зинаида Николаевна
Завидный холостяк
25-летний князь Николай Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон был наследником богатейшего рода и считался в высшем обществе самым завидным холостяком. Его постоянно «осаждали мамаши взрослых дочек», но Николай слишком дорожил своей свободой, наслаждался молодостью и роскошью, и ни о какой женитьбе поначалу не помышлял. Высокий стройный красавец с выразительными глазами, донжуан, любимец семьи, его портрет когда-то писал сам Валентин Серов:
Портрет Николая Юсупова не сразу удался. Не выходило схватить капризность выражения его лица.
Портрет князя Николая Юсупова работы Валентина Серова, написанный в 1903 году
Молодой князь получил блестящее юридическое образование, но его эмоциональная натура требовала иного выхода. Артистичный от природы, от матери он унаследовал склонность к музыке, литературе, театру. Под псевдонимом «Роков» Николай писал стихи к романсам, столь популярным тогда в великосветских салонах и сам исполнял их под гитару, играл в театре.
Сам Станиславский отмечал актерский талант Юсупова. Возможно, страна потеряла великого драматурга или поэта в его лице, однако у судьбы были иные планы.
Николай Феликсович Юсупов
Петербургские забавы
Шла зима 1908 года. Юсупов только вернулся из Парижа, где провел все лето в роскошном доме и не менее роскошном обществе очень известной… куртизанки Манон Лотти. Он тогда безумно влюбился, не расставался с ней ни на минуту и, казалось, совсем потерял голову. Но, снова оказавшись в Петербурге, быстро забыл свою мадемуазель и зажил прежней беззаботной жизнью, пока не появилась Она…
19-летняя Марина Александровна Гейден, дочь вице-адмирала российского императорского флота, дебютировала в высшем обществе прошлой осенью. Многие тогда обратили внимание на молоденькую длинноногую блондинку с сине-зелеными глазами, очень веселую и легкомысленную. Князь Сергей Оболенский, двоюродный брат молодого Юсупова, вспоминал:
В то время в Санкт-Петербурге было три сестры, пользовавшиеся блестящим успехом в обществе; одна из них, графиня Марина Гейден, больше всех выделялась своей красотой. За ней много ухаживали, она была соблазнительна, чрезвычайно популярна и большая кокетка.
Марина Гейден и Николай Юсупов
Марина слышала о братьях Николае и Феликсе Юсуповых, даже видела их на некоторых общественных мероприятиях, но официально не была им представлена до февраля 1908 года. Их встреча произошла на ужине после очередной успешной постановки в любительском театре. Юная графиня поймала ожидаемый восхищенный взгляд Николая во время их знакомства, но он после этого просто отошел в сторону. Такая холодная сдержанность князя пленила молодую девушку, избалованную вниманием противоположного пола.
Однако Николай не единственный, кто тогда произвел на нее впечатление. О его младшем брате Феликсе Марина вспоминала так:
Порочный изгиб его губ придавал его ангельским чертам особую жесткость. Я не могу припомнить за всю свою жизнь существа столь великолепно и совершенно наглого.
Братья Николай и Феликс Юсуповы
С этого момента общалась она именно с Феликсом, в то время как Николай оставался по большей части равнодушным. Окончательно заинтригованная, юная графиня старается посещать все мероприятия, где хотя бы мельком может увидеть Николая. Он бросает на нее долгие взгляды во время этих встреч, но не более того.
– Мой брат находит вас очень красивой. К сожалению, театр отнимает все его время, и женщины его сейчас не интересуют, – объяснил Феликс сбитой с толку девушке.
Поспешная помолвка
Девица Гейден считалась красавицей, правда многие ее находили слишком легкомысленной. Что не смущало будущих женихов, Марина могла бы выбирать подходящую пару еще долго.
Однако по наивности она сразу же уступила первому попавшемуся кавалеру. Им оказался 28-летний граф Арвид Мантейфель, капитан Конной гвардии, с которым Марина познакомилась в Мариинском театре. Она сразу же попала под его обаяние. Долго не раздумывая, он попросил ее руки. Судя по всему, ею решение принималось отнюдь не сердцем. С настоящим глубоким чувством она еще не была знакома:
Граф Мантейфель не только красив, но и обворожителен. Матери всех моих друзей хотят видеть его зятем. Я горжусь, и мама будет так счастлива. Арвид принадлежит к одной из самых благородных семей в Прибалтике. Он богат. У него много замков, я буду путешествовать. Я поеду в Рим, в Лондон, в Париж…
Арвид Мантейфель
Молодые люди начали вместе выходить в свет, и стало понятно, что помимо приятной внешности и благородной крови, у них было очень мало общего. Молчаливому Арвиду нравились азартные игры и мужская компания его полка, в то время как общительную и остроумную Марину манил богемный мир актеров и художников. Тем не менее, она надеялась, что отношения между ними наладятся:
Арвид пообещал мне, что после нашей женитьбы он бросит азартные игры. Тем временем, верный своим привычкам, он продолжает проводить время среди своих друзей!
Марина тоже вернулась к своим старым увлечениям, что вновь сблизило ее с Юсуповыми.
Богемная жизнь
За месяц до свадьбы Марины и Арвида должна была быть поставлена пьеса в пользу благотворительной организации императрицы Александры Федоровны. Зная, что Николай будет играть главную роль, Марина тоже соглашается участвовать в постановке. Чтобы выделиться на сцене среди других молодых и красивых актрис, она делает нестандартный ход — выбирает роль матери. Позаимствовав костюм своей тети, графини Шереметевой, который был на Императорском балу 1903 года, она преображается в ослепительную матрону. И, конечно, затмевает остальных девушек! После представления Николай отводит Марину в сторону и говорит ей:
Ты прекрасна, как икона. Я люблю тебя, Марина.
Сказав это, Николай снова на несколько дней делается к ней абсолютно равнодушным. Взрослый мужчина играет с неопытной девушкой и затягивает ее все дальше в свой любовный капкан. Феликс, смекнув что к чему, подключается к интригам брата, подливая масла в огонь. Цинично играя на чувствах Марины, он получает от этого странное удовольствие.
Феликс и Николай Юсуповы
В смятении
Арвид подавлен, ему совершенно не нравится увлечение невесты театром, ее отстраненность и он выдвигает ультиматум — после свадьбы все это должно прекратиться!
Свои чувства Марина теперь доверяет только дневнику:
Через месяц я выхожу замуж за Арвида, и я обнаруживаю, что все больше и больше влюбляюсь — безумно влюблена — в Николая. И что еще ужаснее, так это то, что он, кажется, не любит меня. Я знаю, что я ему нравлюсь. На днях он нежно улыбнулся мне и, к моему великому счастью, обнял меня.
Дата свадьбы была назначена — 23 апреля 1908 года. Приглашен весь цвет Петербурга, поступает все больше и больше ценных свадебных подарков. Помолвку теперь нельзя было расторгнуть, не потеряв лица при дворе. И только угроза скандала удерживает Марину от того, чтобы поступить по совести и все это закончить. В этом она не смеет признаться даже матери.
Марина Гейден
Интриган Феликс
Накануне свадьбы Марине становится совсем грустно и одиноко. Николай снова ее избегает. Феликс дразнит и как-то совсем не по-доброму:
— Итак, ваш маленький роман закончился. Это прекрасно объясняет настроение моего брата.
Он приглашает ее в ресторан, где в отдельном кабинете она сможет тайно попрощаться с Николаем и больше никогда не соприкасаться с их семьей. Марина, одержимая желанием снова увидеть любимого и наивно полагающая, что от последнего совместного ужина вреда не будет, соглашается. Кстати, в мемуарах Феликса Юсупова этот момент описан принципиально иначе. Это Гейден не дает прохода его брату и тащит его в ресторан, а Феликс спешит ему на помощь:
Николай был в отчаянии; девушка плакала и заявляла, что скорее умрет, чем выйдет замуж за человека, которого не любит. Я узнал, что она в последний раз пригласила Николая поужинать с ней вечером накануне свадьбы. Не сумев убедить Николая не идти, я решил отправиться туда вместе с ним.
Как бы то ни было, а в тот вечер в ресторане произошел большой скандал. Марина до самой смерти верила, что произошедшее дальше, было делом рук Феликса.
Феликс Юсупов
Итак, после того как у нее в доме все легли спать, Марина налегке вылезает из окна и забирается в ожидавшую ее машину. Феликс вручает ей плащ, который поможет скрыть ее от посторонних глаз, и везет в ресторан, где тайком проводит в отдельный кабинет.
Марина остается одна с бокалом шампанского, которое от волнения тут же выпивает. Тянется ко второму бокалу и в этот момент видит перед собой разгневанного Николая. Он ничего не знал о планах Феликса:
— Ты должна немедленно отправиться домой. Я отвезу тебя.
В этот момент входит Феликс с группой актеров. Теперь уже слишком поздно уезжать инкогнито; Николай соглашается остаться, чтобы они могли хотя бы поужинать. Один из актеров, который уже оказался слегка пьяным, поднялся и, глядя Марине прямо в глаза, сказал:
— Друзья мои, сегодня вечером мы оказались в центре великой драмы. Эта молодая леди выйдет замуж за мужчину, которого она не любит. Ее присутствие здесь подтверждает это. Она не только не любит того, за кого выйдет замуж через несколько часов, но она любит другого!
— Этот мужчина — ты. Помоги мне спасти этого ребенка, которого ты тоже любишь! — теперь актер обратился к Николаю.
Николай Юсупов
Оскорбленная Марина начала плакать, когда злой смех Феликса зазвенел у нее в ушах. Как только он утих, Николай заговорил:
— Я был полон решимости отвезти Марину домой, чтобы избежать скандала, но, сама того не зная, ты сказала правду. Ты выйдешь за меня замуж, Марина?
— Да, — в своем ответе она не колебалась.
Феликс поворачивается к Николаю и кричит:
— Ты с ума сошел? Наши родители никогда не примут этот брак. Скандал! Ты спишь?
Николай, ничуть не смущенный драматической переменой в настроении своего брата, отвечает:
— За этот маленький ужин, который ты так хорошо и в таком стиле организовал, тебе придется отвечать завтра, мой бедный Феликс. Тебе придется поставить наших родителей перед свершившимся фактом. Что касается Мантейфеля, я позабочусь о нем, когда мы вернемся от священника.
Феликс Юсупов
На мгновение Марина оказалась одна в обществе Феликса.
— Эта шутка продолжается достаточно долго. Ты не можешь выйти замуж за моего брата, Марина. Пойми это хорошо. Он не любит тебя. Он никогда не любил тебя. Он любит кого-то другого. Эта игра, в которую он играет, — настоящий Дон Кихот… вашему «браку» пришел конец. Ты должна отказаться от него! — глаза Феликса прожигали ее насквозь. Она никогда не видела таких злых глаз. Но, к сожалению, он говорил горькую правду.
Бедный Арвид
На следующий день состоялось венчание. Свадьба была громкой — 300 человек гостей, присутствовало много знати. Когда Марина шла под венец, она искренне желала стать хорошей женой Арвиду. В тот же вечер молодые отправились в свадебное путешествие. Первым его пунктом стал Париж. Внезапно оттуда Марина пишет Николаю письмо, полное отчаянья:
Мне здесь так холодно, так пусто, я так одинока.
Юсуповы убеждают сына, что Марина еще слишком молода, чувства ее не прочны и со временем она снова передумает и вернется к мужу. На какое-то время им удается уговорить Николая остаться дома. Но она продолжает забрасывать его письмами. Он собирается и едет к ней…
Николай Юсупов
В Париже уже находится мать Марины. И та, оставив навсегда бедного Арвида, переезжает к ней в гостиничный номер. Влюбленные начинают всюду появляться вместе совершенно открыто и в конце концов выходят за грани приличия.
Какой позор для обманутого мужа! Арвид Мантейфель — гвардейский офицер и ему было нанесено страшное оскорбление, которое по закону приравнивалось к оскорблению всего его полка. Товарищи подстрекали:
Юсупов оскорбил твою честь и достоинство! Этого нельзя так оставлять. Только дуэль…
Арвид Мантейфель
Граф Мантейфель, не имея иного выхода, вызывает Николая Юсупова на дуэль. Прямо там, в Париже. Но тогда секунданты почему-то сочли повод не значительным.
Дуэль
Я умоляю Вас, – писала Марина Гейден Феликсу, – чтобы Николай не приехал теперь в Петербург… Полк будет подбивать на дуэль, и кончится очень плохо… ради Бога, устройте так, чтобы Ваш брат не появлялся в Петербурге… Тогда злые языки успокоятся, и к осени все уляжется.
Помешать дуэли пытались многие. Но она все-таки состоялась 22 июня 1908 года. Арвид не смог ничего возразить однополчанам – так решил суд чести, а Николай не захотел становиться трусом.
Они стрелялись с тридцати шагов. Юсупов выстрелил в воздух. Мантейфель промахнулся и потребовал сократить дистанцию до пятнадцати шагов. И опять Николай выстрелил в воздух – до последнего надеялся на мирный исход. И тогда граф прицелился и хладнокровно застрелил его.
Дуэль потрясла весь Петербург. На панихиду к Юсуповым съехались почти все представители царствующего рода Романовых. Их жизнь уже никогда не была прежней.
После
Марина и Арвид развелись и вынуждены были покинуть страну. Оба попытались создать новые семьи, но неудачно.
В возрасте 30 лет Марина впервые устроилась на работу, потому что у нее закончились средства к существованию. Она начинала танцовщицей в ночном клубе, но подрабатывала и в других местах: была моделью, секретарем, переводчицей, медсестрой, хозяйкой игровых автоматов и помощницей на корабле.
Газетная вырезка с фотографиями повзрослевшей Марины Гейден
Марина Александровна прожила 85 лет. Скончалась в Монте-Карло в 1974 году. Перед смертью она опубликовала свои воспоминания «Рубины приносят несчастье», изданные тиражом всего 100 экземпляров.
Марина Александровна Гейден
До конца жизни, как великую реликвию, графиня Гейден хранила прощальное письмо Николая Юсупова:
«Дорогая моя Марина!
Если когда-нибудь это письмо попадет к тебе в руки, меня не будет уже в живых. Я теперь глубоко сожалею о том, что писал тебе последний раз из Парижа. Я верю тебе, верю, что ты меня любишь, и последнею моею мыслью — была мысль о тебе. Надеюсь, что ты мне веришь, т. к. я не стал бы тебе лгать перед смертью.
Я тебя любил, моя маленькая Марина, за то, что ты не похожа на других, что ты не захотела думать и поступать, как это делали другие, и смело шла вперед той дорогой, которую ты находила правильной. Таких людей в обществе не любят, их забрасывают грязью, в них кидают камнями, и тебе, слабой маленькой женщине, одной не совладать с ним. Твоя жизнь испорчена так же, как и моя. Мы встречались с тобой на наше уже несчастье и погубили друг друга. Ты никогда не будешь счастлива, т. к. вряд ли найдется другой человек, который так поймет тебя, как сделал я. Я тебя понял тем легче, что у нас масса сходных с тобою сторон. Как мы могли бы быть с тобой счастливы!
Прости меня за то, что мое письмо не вполне стильно, что некоторые фразы не вяжутся с другими, но я пишу, что думаю, нисколько не обращая внимания на слог.
Мне страшно тяжело, что я не вижу тебя перед смертью, не могу проститься с тобой и сказать тебе, как сильно я люблю тебя. Подумай, как ужасно идти умирать за тебя и даже не знать, думаешь ли ты обо мне в это время.
Марина, дорогая моя Марина, ты не знаешь, как я люблю тебя. Теперь около 5 часов, через 2 часа за мной заедут мои секунданты и увезут меня, и я никогда, никогда больше не увижу тебя.
Отчего ты так далеко? Ты не услышишь меня, когда я в последний раз произнесу твое имя. У меня даже нет твоей фотографии, чтобы поцеловать ее. Единственная вещь, которую я от тебя имею, — это маленькая прядь твоих волос, которую я храню, как святыню.
Вот и все. Я не боюсь смерти, но мне тяжело умереть далеко от тебя, не увидев тебя в последний раз.
Прощай навсегда, я люблю тебя».