Недавно я посмотрела несколько обзоров старой «Фабрики звезд». Приятно удивилась, что некоторые песни оттуда даже помню. Были там настоящие хиты. Но не об этом речь. Помню, когда я была сильно моложе, а ФЗ сильно новее, было такое общее мнение: на Фабрику берут только по блату (или за деньги)!
И это казалось страшно несправедливым. Ведь Фабрика придумана, чтобы никому не известные талантливые исполнители могли стать звездами. Все, кого на кастинге отшивали, потом обижались и говорили, что там все куплено. Сейчас я понимаю, какая это детская позиция. Как правильно воспринимать такие проекты? Только недавно поняла, об этом ниже.
На «Фабрику звезд» действительно никого не брали прямо с улицы, с общедоступного кастинга. И сейчас, когда уже все сроки давности прошли, об этом не раз рассказали люди, кто ее делал.
Не брали и правильно делали. Я посмотрела немного обзоров про «Фабрику» и поняла почему.
Если посмотреть на биографию любой попсовой звезды, скорее всего, будет что-то такое: с детства пел и танцевал, участвовал в детском коллективе, выиграл детский музыкальный или танцевальный конкурс.
В США есть «клуб Микки-Мауса», в котором начинали карьеру Бритни Спирз, Джастин Тимберлейк и другие звезды.
Внизу Райан Гослинг и Бритни Спирз. Вверху справа Джастин Тимберлейк. Слева Агилера? Не могу понять, она или не она / yahoo.com
Наш аналог это «Непоседы» и «Ералаш». Огромное число поп-звезд в детстве там участвовало. А детей оттуда обычно замечают продюсеры. Те, кто может и хочет продолжать карьеру в шоу-бизнесе, потом просто пользуются своими знакомствами.
То есть такой парадокс: человек, подходящий для Фабрики или подобного шоу, в принципе не может не иметь никаких знакомств и связей.
Гораздо сложнее представить такую биографию: жил-жил в своем N-ске (тут напрашивается какое-нибудь уничижительное название провинции, но я не буду), пел только в душе, а в 18–20 лет ударило по голове: о, пойду в попсу. Или мама сказала: иди на кастинг, ты у меня самый красивый и талантливый. Так не бывает.
Во все старые «Фабрики звезд» действительно проводили открытый кастинг. Зачем это делали? Зачем тратили время на кастинг, если оттуда никого не брали? Во-первых, эти шоу делали (первые семь «Фабрик» точно) по лицензии от иностранных правообладателей. А там прописаны правила конкурса, в т.ч. кастинг.
Во-вторых, сейчас я понимаю: тогда было совсем другое общественное устройство. И эти кастинги проводили в том числе для публики! Чтобы сымитировать честный отбор. Представляете, все это правда учитывали… Иначе зрители чувствовали бы себя обманутыми и рейтинги были бы низкими.
Кастинг это символ мечты, а «Фабрика» должна олицетворять собой сбывшуюся мечту. Сейчас, понятное дело, никто такой ерундой не заморачивается.
На открытые кастинги приходили люди с улицы. Там было много странных. Не раз я слышала мнение от тех, кто имел отношение к этим кастингам, что идущие туда люди себя сильно переоценивают. Считают себя самородками, неоцененными в родном городе талантами.
Я не удивлена: по-моему почти всем людям свойственна сильно завышенная самооценка. В основном люди с улицы плохо поют, плохо выглядят, плохо двигаются. Не понимают, что для сцены нормальное телосложение не подходит, надо быть очень худым, чтобы на экране хорошо выглядеть. А кто хорошо поет и умеет двигаться и выглядеть, те уже как правило имеют опыт и знакомства в шоу-бизнесе. И проходят на кастинг «со служебного входа».
Ира Дубцова на Фабрике. Очень талантливая девушка, объяснимо, что она туда пришла не с улицы / dzen.ru
Что я слышала не раз из разных источников: на «Фабрику» в основном все проходили отбор. Даже «знакомые знакомых продюсера». Просто это был отдельный закрытый кастинг по знакомству.
Надо было уметь петь хотя бы под фанеру, двигаться и т.п. Совсем бездарных, взятых исключительно за деньги, там были единицы (примерно по 1 на сезон). Просто потому что продюсерам нужны были ребята, которые понравятся публике. На которых можно будет потом зарабатывать. То есть основу проекта должны были составлять все-таки талантливые, способные и красивые, а «проплаченные» – в меньшинстве.
Постепенно по мере развития интернета и появления инсайтов разоблачили практически всех участников. Никто из них не был «нулевым», без опыта.
группа «Банда»: слева молодой Тимати, в середине погибший Ратмир Шишков. Татарин Тимати и цыган Ратмир как бы наши черные, а вся группа это как бы наш Black eyed pease. / parents.ru
Например, вот эти милые ребята и до «Фабрики» были группой, выступали вместе по клубам. Только группе потом дали новое название. Но они, как пишут, на кастинг уже пришли вчетвером и заявили: мы идем комплектом. Конечно же, с улицы так никто не заходит.
Ира Дубцова справа / группа «Девочки» / muzhyazheny.ru
Ира Дубцова пела в плохонькой группе у Игоря Матвиенко (что ж он такой бриллиант отдал Игорю Крутому в 4-ю Фабрику, а себе не оставил? Самая талантливая участница за все сезоны, может, наравне с Гагариной).
Елена Терлеева, «Утренняя звезда» / YouTube
Елена Терлеева с детства пела по разным конкурсам и побеждала в «Утренней звезде». Ну неужели никто не заметил талантливую девочку, неужели не было знакомых в продюсерской среде? Не верится.
Группа «А-мега» / слева Олег Добрынин / yandex.ru
Олега Добрынина я хорошо помню до Фабрики. Клипы группы «А-мега» крутили по телеку. Это вообще была популярная поп-группа, вон и Леночка Перова в центре. Например вот очень известная песня А-меги, которую потом зачем-то перепел задушенным голосом Антон Беляев. Зачем вообще поет Беляев, скажите мне пожалуйста
Наталья Подольская, Дмитрий Колдун и Дакота ранее были известны в Беларуси. Согдиана была звездой в Узбекистане. Юля Бужилова писала песни для многих поп-звезд и пела на бэк-вокале. И так далее… Ну нельзя было проснуться однажды никем, пойти на кастинг и попасть в шоу. Так не бывает. Даже если формально смысл шоу именно в этом.
Про звездных детей. Если вы, как и я, очень любите своих детей, наверное, думаете: некий А. или Б. лично звонил продюсеру и директору проекта и говорил «Возьми моего Сашу (Петю, Свету, Леночку), а я тебе буду должен». От большой любви так делал. За руку свою малютку приводил и следил, чтобы не обидели.
Людям свойственно проецировать свое отношение к детям на других.
Никита Малинин на Фабрике. Я не люблю такой типаж. это для меня слишком скучно, но для формата попсы он подходил хорошо. Наверняка маленькие девочки вообще не знали, кто такой Малинин-старший, а младшего слушали / dzen.ru
На самом деле у многих «звездных» детей брак родителей уже к тому времени распался, и никто там о детях не хлопотал. Про детство Стаса Пьехи я писала – он был фактически рос без родителей. Не верится, что мама, которая его даже в детстве оставляла надолго одного, потом бегала его пристраивать.
У Владимира Кузьмина был уже фиг знает какой по счету брак, а дочь Соня (которая была в Фабрике) выросла не с ним. За Малинина папа тоже не впрягался.
Соня Кузьмина / kinoafisha.info
Конечно, играло роль то, что дети звездные, с детства пели-танцевали. Но родители непосредственно не участвовали в том, чтобы пристроить их в шоу. Скорее, звездных детей продюсеры брали по другим причинам:
- Эти дети уже в шоу-бизнесе, уже там освоились, умеют себя вести перед камерой.
- Известная фамилия привлекает внимание, хоть кому-то это может и не понравиться.
И что интересно: почти всегда публика быстро забывала, что участник со звездной фамилией. И его популярность зависела только от него самого, от имиджа, хитовости песен. На будущую популярность участие в Фабрике вообще не сильно влияло.
Главная причина, почему брали людей с опытом – это то, что никто на самом деле не хотел и не мог тратить время на то, чтобы научить петь и танцевать. Надо было уже уметь. Примерно как на отбор в балетное училище надо приходить уже с балетной подготовкой.
Телевизионный проект предназначен для заработка продюсеров (неожиданно…). Это к началу статьи, где я написала, что такое эгоистичный детский взгляд на проект. Нормальный взгляд: зачем вообще нужен проект, для чего его проводят?
Основой всех концертов были звездные дуэты. Со стороны может показаться, что звездный дуэт – это когда берут новичка и обучают его работать на сцене со звездой. А звезда старается, помогает, объясняет, как петь, двигаться, делится опытом.
На самом деле звездные дуэты были нужны лишь, чтобы кто-то вообще захотел смотреть эти концерты. Когда поют старые всем знакомые хиты, это еще можно смотреть. Новые никому не известные песни, из которых большинство были проходняком, в исполнении ноу неймов вряд ли смотрели бы.
Валерия на Фабрике Звезд со Стасом Пьехой / rbc.ru
К тому же эти номера ставили всегда впопыхах, звезда обычно едва успевала приехать. Никаких репетиций не было. Часто фабрикант и звезда друг друга впервые видели на съемках.
И даже пусть петь разрешали под фанеру, но как будет выглядеть на сцене «дикий», необученный человек? Он не будет знать, куда идти, как двигаться, куда смотреть.
Естественно, что на телевидении нет ресурсов на то, чтобы ликвидировать такие пробелы.
То же касается и последующих гастролей. Первые «Фабрики» были очень популярны у молодежи. После окончания проекта участники ехали в гастрольный тур зарабатывать денежку продюсеру. Условия там были очень жесткие. Ночные переезды в автобусах, концерты каждый день. Если взять неподготовленного человека и отправить в «чес» по городам, он через два-три дня просто не встанет.
Кстати, может помните такую женщину, Сьюзан Бойл – она случайно выиграла вокальный конкурс в Великобритании, не имея никакого опыта, и прославилась.
Сьюзан Бойл / dzen.ru
Так вот, Сьюзан была настоящим самородком, ранее не знавшей никакого шоу-бизнеса, певицей из народа. И чем все закончилось? Ее внешность стала поводом для мемов, ее затроллили. Она очень быстро получила нервный срыв и ушла со сцены.
Петь и гастролировать это очень тяжелая работа и привыкать к ней надо с детства, пока психика пластичная. Да еще здоровье нужно как у лошади. Разве может продюсер рисковать, делая ставку на непроверенного человека, который может не выдержать такой жизни? После «Фабрики» тоже был нервный срыв, кстати, у «проплаченной» безголосой девочки. Ее прямо с гастролей увезли в больницу и на этом ее песенка была спета.
Так что, простите, но голосистые, но никому не известные таланты из глубинки никому не нужны. Такие внезапные, певшие раньше только дома под баян.
Про работу певца с продюсером. Тут тоже у многих могут быть иллюзии. В основном сформированные популярными фильмами, такими, например, как «Ландыш серебристый» и «Попса».
Фильм «Попса» / Фильм «Ландыш серебристый» / оба фильма очень крутые
Хорошие фильмы, смешные. Но они могут создать впечатление, что продюсер, найдя себе подопечного, начинает изо всех сил в него вкладываться, чуть ли не в попу ему дышать. Лишь бы птичка пела. В «Ландыше» продюсеры даже помогали стоматологу виниры ставить певице, бегали по утрам вместе с ней, чтобы она похудела. Снимают так, чтобы было интереснее смотреть.
В реальности у продюсера молодых артистов – вагон, и еще больше желающих за воротами. И работают они примерно так:
- Дают артисту в лучшем случае 1–2 песни, если он сам не пишет их себе.
- Записывают их, кидают в ротацию, а сейчас просто в интернет. Не выстрелило? – Это проблемы артиста, никто носиться с ним не будет.
Редкие примеры, когда действительно вкладывались в раскрутку, в имидж, писали много песен – это исключительно яркие артисты, в которых продюсер сумел разглядеть большой потенциал. Типа Полины Гагариной, или первого состава «Серебра» с Леной Темниковой и Олей Серябкиной. Продюсер понимал, что вложит много, а получит еще больше.
В основном артистов после проектов бросали, даже финалистов. И им приходилось крутиться самостоятельно. Поэтому сразу после окончания проекта большинство финалистов просто пропадали. Либо становились известными позже и с другими продюсерами.
Про новую Фабрику, которая прошла недавно, там продюсерами были Жуков и Шнуров. Я смотрела и думала, да что ж так все плохо?
На что уж я не любитель нашей попсы, но в старых Фабриках были хитовые песни хотя бы. И ребята выглядели актуально (на тот момент), они притягивали внимание. Не все, но были там интересные. Сейчас же – полный ноль.
Создатели новой Фабрики / ria.ru
Сама жизнь изменилась. Поэтому так. Видимо, этот проект уже не дочерний и не по лицензии, а наш, российский.
Кастинг даже не показали (даже не имитировали его, судя по всему). Мнением публики сейчас не интересуются. Интересно, а кто будет смотреть проект, если не публика? Но у нас сейчас во всем так, даже с выборами. Как бы странно ни выглядела такая параллель.
Вот я динозавр, я еще помню время, когда учитывался… этот, как его, народ! (с)
Сейчас же просто привели 12 или 15 каких-то ребяток, уже сложившихся, хоть и малоизвестных певцов. Один во время проекта непрерывно чесал по гастролям. Другая пела исключительно со своими музыкантами. Третий случайно оказался сыном директора телеканала. Четвертый просто пришел с другого лейбла, подкалымить по-быстрику, так сказать. Пятая – родственница создателя конкурса.
При этом даже с таким стартом они абсолютно никакие, их никто не стал смотреть и слушать. Песни и клипы у них набирают по 2 тыс просмотров, курам на смех. Вот парадокс. Так получается, если отбирать в проект не пойми кого.
В старой Фабрике это понимали. Поэтому брали одного в сезон за денежку. А 15 других хоть и были знакомые продюсеров, но брали их за красоту, яркость, талант. Понимали, что «проплаченные» не принесут столько денег, сколько хорошо раскрученные.
Сейчас, видимо, Фабрика звезд это настолько нищий проект, что проще денежку взять с родителей. Или даже берут без денег под угрозой увольнения, как с сыном Милосердова директора. А реакция публики, прибыль от концертов – да пес с ней, никто и не ждал, что публика оценит и пойдет на концерты.
Своя страница в Вики не появилась вообще ни у кого! Ноль!
РКН: иностранный владелец ресурса нарушает закон РФ
Кто-нибудь вообще знает хоть одного из этих певцов? Я не любитель попсы, но из старой Фабрики до сих пор помню. Даже тех запомнила, кто мне не нравится, например группу с дурацким названием «Корни», Михаила Гребенщикова, Наташу Подольскую и т.п.
Все-таки раньше продюсеры больше понимали про шоу-бизнес, как мне кажется.
А «обиженные» несправедливым кастингом… всегда есть люди, которые считают себя особенными. Про Овечкиных написала огромный лонгрид: музыканты-любители считали, что на Западе станут знаменитыми! Потому что мама им внушила, что они особенные и им всего недодали.
У большинства будут просто обломы, без таких ужасов. Просто пойдут потом по жизни с ощущением, что обидели и не оценили. Виноват кто? Не мир, устроенный неправильно, а собственная переоценка себя.