Народная артистка России Ирина Пегова — тетральный роман под «небом в алмазах»

Народная артистка России Ирина Пегова. Фото - Яндекс-картинки

Народная артистка России Ирина Пегова. Фото — Яндекс-картинки

В нынешней апрельской череде награждений деятелей культуры и искусства не осталось незамеченным чествование нескольких знакомых всем артистов. И среди них — уважаемая и любимая многими зрителями актриса МХТ имени А.П. Чехова Ирина Сергеевна Пегова. Указом Президента РФ ей присвоено почетное звание «Народная артистка Российской Федерации».

Ее имя давно на устах благодарной публики. Что и немудрено, одаренная актриса театра и кино довольно быстро стала популярной. В 2004-м, буквально через три года после окончания института ее дебют в большом кино сразу был отмечен престижной премией «Золотой орел». Через год, в 2005-м, последовала другая важная награда — Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль». Этот успех повторен и в 2008 году.

2012-й начался с присвоения почетного звания «Заслуженная артистка Российской Федерации». И вот буквально на днях она стала «Народной артисткой России». Достойный путь признания заслуг. Но самое главное, талантливая актриса любима зрителями. Ее появление на экране всегда радует. Среди разнообразия созданных ею кинообразов много интересных и достойных внимания работ.

Театральные проекты Ирины Пеговой не менее значимы, но в силу привязанности к столичной сцене они меньше известны российской публике. Поэтому сегодня как раз и вспомним успешные работы актрисы в театре. Отметим те постановки, которые доступны каждому любителю драматического искусства и поклоннику ее творчества. Современные технологи позволяют порадовать театральный люд . Ведь спектакли с участием любимой актрисы можно найти и в You Tube.

Но будем последовательны, прежде восстановим в памяти, как все начиналось, как завязывался ее красивый роман с искусством сцены. Хотя самое первое признание публикой ее талантливой игры пришло к Пеговой через кино.

Дебют артистки в кино. Роль девушки Оли в фильме Алексея Учителя "Прогулка". Фото - Яндекс-картинки

Дебют артистки в кино. Роль девушки Оли в фильме Алексея Учителя «Прогулка». Фото — Яндекс-картинки

Миловидную молоденькую актрису зритель заприметил сразу. Ее героиня из фильма «Прогулка» — такая же юная девушка. И вслед за этой очаровательной особой, вовлекающей в круг своего обаяния молодых людей, начинающая исполнительница с первого взгляда покорила сердца поклонников. На российском экранном небосклоне появилась новая восходящая звезда. Да, ни больше ни меньше — яркая и высокая. Но до ее собственного сияющего «неба в алмазах» нужно было еще дотянуться.

Фильмом Алексея Учителя «Прогулка» начался ХХV Московский фестиваль. А начинающая актриса Ирина Пегова открыла этой картиной новую главу книги своей жизни. С тех пор ее имя появляется в титрах отечественного кино с непреходящей регулярностью.



К моменту съемок в кинокартине выпускница ГИТИСа почти два года играла в театре своего наставника Петра Наумовича Фоменко и радовалась за коллегу по сцене, которой предстояло сняться у известного уже режиссера. Но буквально за неделю до начала запуска фильма в работу на эту роль утвердили ее, Ирину Пегову.

Фильм "Прогулка" Алексея Учителя. Главные герои Оля( Ирина Пегова), Леша (Павел Баршак), Петя (Евгений Цыганов) Фото - Яндекс-картинки

Фильм «Прогулка» Алексея Учителя. Главные герои Оля( Ирина Пегова), Леша (Павел Баршак), Петя (Евгений Цыганов) Фото — Яндекс-картинки

В своей первой картине она снялась с однокурсниками Павлом Баршаком и Евгением Цыгановым. Впрочем, тогда в фильме засветилась практически вся труппа Театра Фоменко.

Дорога в признанный зрителем новый театр «Мастерская П.Н.Фоменко» для учеников его художественного руководителя была открыта всегда. На сцене творили первые выпускники — Юрий Степанов, Полина Кутепова, Тагир Рахимов. В 2001 году к ним примкнули и студенты последнего набора педагога ГИТИСа, в числе которых была и даровитая Ирина Пегова.

Актерско-режиссерский курс ( 1997 г ) мастерской П.Н. Фоменко. Фото - ВКонтакте

Актерско-режиссерский курс ( 1997 г ) мастерской П.Н. Фоменко. Фото — ВКонтакте

Сказать, что юная нижегородка на курсе именитого педагога оказалась случайно, так нет. Петр Наумович, будучи со своим Театром на гастролях в приволжском городе, заглянул в Нижегородское театральное училище к Василию Богомазову. Там и заприметил способную его ученицу, посоветовал показаться в Москве. К словам столичного режиссера девушка прислушалась, так и стала студенткой ГИТИСа. Это была первая глава ее увлекательного творческого романа с театром.

А прелюдия к нему начиналась в крохотном городке Выкса, где жили ее родители, где под счастливой волжской звездой и родилась будущая театральная дива.

Пегова с неизменной теплотой вспоминает родные места, свое беспечное детство в деревне под крылом любимой бабушки.

Ирина Пегова в детстве. Фото - Яндекс-картинки

Ирина Пегова в детстве. Фото — Яндекс-картинки

Уже тогда улыбчивая девчушка с лучистыми глазами думала о сцене. Правда, мечтала на ней петь. За тем и пришла в Нижегородское театральное училище. Нежданно появившийся в учебной аудитории Фоменко спутал все карты. И его рукой судьба вписала новые чудные строчки в книгу ее жизни.

Маленькая Ирина Пегова. Фото - Яндекс-картинки

Маленькая Ирина Пегова. Фото — Яндекс-картинки

Наверное, в детстве у нее было некое предчувствие космического влечения к сцене, талант просился наружу. Она играла в известных певиц и представляла , как сама раздает интервью. Собственно, так все и случилось позже — успех, творческие премии, звания, интервью.

А начало — да, оно всегда из детства. Природа одарила ее щедро — привлекательность, узнаваемый приятный тембр голос, обаяние, музыкальность, пластичность. Впрочем, она и развивала свои способности, занималась в различных кружках, увлекалась много чем, включая спорт.

Жизнь же сводила с нужными людьми, они всегда вовремя появляются на ее горизонте.

И после судьбоносной встречи с Фоменко летом 1997 года девушка поехала в Москву. И сразу была принята в мастерскую именитого педагога. Вспоминая то время, Ирина Сергеевна уточняет, что ни к кому и никуда, кроме как к Петру Наумовичу в ГИТИС , она и не помышляла поступать. И аттестат свой предъявила в одном-единственном вузе. Подавать документы в другие театральные училища ей и в голову не приходило. Петр Наумович как раз комплектовал очередной, четвертый в педагогической карьере, курс. Выпустив счастливчиков — Пегову с однокурсниками, наставник больше студентов не набирал.

Здесь, среди других учеников великого мастера, она нашла и будущих коллег, и встретила очень важного в ее театральной судьбе режиссера.

Ирина Пегова с режиссером Миндаугасом Карбаускисом. Фото - Яндекс-картинки

Ирина Пегова с режиссером Миндаугасом Карбаускисом. Фото — Яндекс-картинки

Встреча с симпатичным литовцем тоже вписана золотыми буквами в повествование ее жизни. Способный ученик Фоменко, Миндаугас Карбаускис перенял у учителя все самое лучшее и сотворил свой стиль умной и мягкой интерпретации классики.

Хотя они и учились в одной группе, но к первой совместной работе подошли, будучи уже подготовленные не только студенческим классом, но и практическим сценическим опытом. Пегова к тому времени играла в спектаклях Театра Петра Фоменко, Карбаускис творил на других площадках.

И вот он, общий театральный проект — «Дядя Ваня», «Сцены из деревенской жизни» Антона Павловича Чехова. Пьеса, сто раз поставленная практически на всех российских сценах, но не утратившая своей новизны. В ней столько авторской глубины, что черпать не перечерпать тем режиссерам, кто еще и не народился.

Спектакль "Дядя Ваня ". Театр-студия под руководством Олега Табакова. В роли Войницкого Борис Плотников. Фото - Яндекс-картинки

Спектакль «Дядя Ваня «. Театр-студия под руководством Олега Табакова. В роли Войницкого Борис Плотников. Фото — Яндекс-картинки

Олег Павлович Табаков пригласил подающего большие надежды начинающего режиссера в свой Театр по рекомендации Петра Наумовича Фоменко. Сотрудничество оказалось успешным.

Пегова по-прежнему оставалась актрисой Театра «Мастерская П.Н. Фоменко». По окончании института педагог честно предупредил свою способную ученицу, мол, в свой Театр возьмет, но что ей там предложить, ума не приложит. Так молодая актриса и играла характерные роли старушек. Что ни хорошо, ни плохо — просто бесценный опыт. Конечно же, она с охотой откликнулась на предложение режиссера-сокурсника сыграть в его новой постановке.

Премьера спектакля «Дядя Ваня» прошла в Театре-студии под руководством Табакова 18 мая 2004 года. Работа Карбаускиса была высоко оценена всеми — зрителями, критиками и профессиональным сообществом. Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль»- общий триумф актрисы и режиссера.

Ирина Пегова в роли Сони. Фото - Яндекс-картинки

Ирина Пегова в роли Сони. Фото — Яндекс-картинки

Среди множества разных постановок «Сцен деревенской жизни» спектакль в Театре Табакова выгодно отличается отсутствием агрессивного новаторства, уже тогда начавшего захват российской сцены, и «свежий» взгляд на классику приветствовался вовсю.

Трактовку не назовешь, конечно, сегодняшним днем, все-таки двадцать лет уже минуло с момента выхода, но постановка Карбаускиса настолько умна, что остается вне времени. На мой взгляд, это и есть театральная классика.

«Дядя Ваня», как и остальные пьесы Антона Павловича, не о времени — о психологии человеческих отношений. Драма или триумф личности на фоне семейно-бытовых неурядиц. Давняя русская литературная традиция — исследование несчастья — коснулась и творчества светлого драматурга.

Внешне , конечно, чеховские сцены — прежде всего фамильная история. И что хорошо, на мой взгляд, — в мягкости трактовки семейной драмы Карбаускисом не осталось места для надрыва и фатальности. И верится, что «небо в алмазах», о котором грезит юная героиня Пеговой, не просто красивый художественный образ, за ним стоит оправданная надежда на прекрасное далеко.

Олег Табаков ( профессор Серебряков) Войницкий ( Борис Плотников) , Соня (Ирина Пегова). Фото -Яндекс-картинки

Олег Табаков ( профессор Серебряков) Войницкий ( Борис Плотников) , Соня (Ирина Пегова). Фото -Яндекс-картинки

Чеховский образ прекрасной девушки, раскрытый актрисой, в ряду нескольких знакомых работ, в моем восприятии — лучший. Ирина Пегова да еще Ирина Купченко в старом советском фильме уловили суть ее глубокой чистой души.

Часто в интерпретации сущности Сони не совсем справедливо отталкиваются от некрасоты. Иногда даже намекается на некую странноватость и диковатость. И рушится все.

На самом деле, девушка лучится добротой. И красота ее очевидна. Не только потому, что играет миловидная Пегова, а потому что актриса отталкивается от светлости души своей героини. В этой большой семье, где каждый погряз в своих сомнениях, Соня, как живая связующая нить. Пегова играет очень теплого человека. Это чувствуется во всех ее отношениях.

Так, для кого-то профессор Серебряков ( Олег Табаков ) самовлюбленный эгоист. Для Сони же это самый близкий человек, который живет не в имении бывшей жены, как принято подчеркивать, а гостит в доме родной дочери. А она любит отца всем сердцем. Из всех знакомых образов Сони в различных постановках только Пегова в своей игре показывает бесконечную нежность и любовь к отцу.

Она с пониманием относится к дяде ( Борис Плотников), который часто сам себя не принимает, мучается то одним, то другим, иногда срывается в бездну излишней эмоциональности. Молоденькая племянница же служит настоящей опорой и придает душевной крепости.

Внучка чутка к бабушке ( Ольга Барнет), образ которой в постановке несколько, на мой взгляд, экзальтирован, тому есть видимо причины, но Соня, любящая внучка, безупречно терпелива и к старости.

Артисты Ирина Пегова (Соня), Олег Табаков ( профессор Серебряков), няня (Наталия Журавлева. Фото - Яндекс-картинки

Артисты Ирина Пегова (Соня), Олег Табаков ( профессор Серебряков), няня (Наталия Журавлева. Фото — Яндекс-картинки

Старая мудрая няня, этот непотопляемый островок семейного здравомыслия и жизненной силы, под стать своей повзрослевшей воспитаннице. Прекрасная работа актрисы, ныне ушедшей из жизни, Наталии Журавлевой.

Падчерица находит душевные точки соприкосновения и с молодой женой отца ( Марина Зудина), ставшей заложницей собственной неискренности и обманчивых заблуждений.

В лучах Сониного солнца все смотрятся как-то лучше и добрее.

И только доктор Астров (Дмитрий Назаров ) — вне ее света. То ли зрительские ощущения не совпали с энергетикой образа. То ли трактовка героя такова, что мужской цинизм одолел человечность. В чеховском земском докторе много хорошего, на самом деле. А в постановке полное ощущение, что для Сони на пути к его сердцу следует поставить огромный запрещающий знак — дальше ни с места.

Артисты Ирина Пегова ( Соня) и доктор Астров (Дмитрий Назаров). Фото - Яндекс-картинки

Артисты Ирина Пегова ( Соня) и доктор Астров (Дмитрий Назаров). Фото — Яндекс-картинки

Наверное, такое восприятие чеховских героев исходит не только от собственного понимания классики, но и трактовки образа на сцене. И режиссерско-актерский подход как-то неминуемо совпал со зрительским представлением.

Даже при просмотре давным-давно известных произведений любая новая постановка воспринимается по-разному. Вступает в силу простой закон сцены — каждый актер и режиссер привносят свое понимание. Иногда в одной и той же пьесе показываются такие разные люди, что диву даешься. Так, и с Астровым.

Равно так же и с Соней. У каждой актрисы — свой образ. Пеговой удалось создать чистый и светлый. И только ей в пьесе веришь, что все увидят «небо в алмазах» еще при этой жизни.

Артисты Марина Зудина ( жена профессора Серебрякова), Олег Табаков (профессор), Ирина Пегова ( его дочь Соня) . Фото - Яндекс-картинки

Артисты Марина Зудина ( жена профессора Серебрякова), Олег Табаков (профессор), Ирина Пегова ( его дочь Соня) . Фото — Яндекс-картинки

Сцена Театра-студии под руководством Олега Табакова стала для Пеговой по-настоящему счастливой, именно здесь она сыграла одни из лучших своих ролей. На ее собственном небосклоне, словно искрящиеся алмазики , вспыхнули звездочки ее прекрасных работ. И театральный роман пополнился новыми вдохновляющими главами.

В интервью Ирина Сергеевна часто признается, что по природе своей она — настоящий «антиартист». Мол, есть прирожденные артисты, они блистают всегда и везде, она же в жизни довольно стеснительна и зажата. И раскрывается только в игре. Подмостки волшебным образом дают ей необыкновенную силу.

Успех «Дяди Вани» бывшие однокурсники повторили еще раз. Карбаускис пригласил Пегову и в следующий свой спектакль. Речь о театральной работе по незавершенному произведению Андрея Платонова » Рассказ о счастливой Москве». Пьеса сравнительно недавно отправлена в архив, но экранной версии, похоже, не обрела. Во всяком случае, в You Tube ее нет.

"Рассказ о счастливой Москве", постановка Миндаугаса Карбаускиса. Ирина Пегова в роли Москвы Ивановны Честновой. Фото - Яндекс-картинки

«Рассказ о счастливой Москве», постановка Миндаугаса Карбаускиса. Ирина Пегова в роли Москвы Ивановны Честновой. Фото — Яндекс-картинки

Новая роль принесла Пеговой еще одну награду. Артистка получила свою вторую «Золотую маску» . В ее творческом досье — Национальная театральная премия в номинации «Лучшая женская роль» ( Соня в «Дяде Ване» , 2005 год ) и ( Москва Ивановна в «Рассказе о счастливой Москве», 2008-й )

Театр имени Маяковского. Спектакль " Таланты и поклонники" в постановке М. Карбаускиса. Артисты Даниил Спиваковский ( Петр), Ирина Пегова ( Саша Негина). Фото - Яндекс-картинки

Театр имени Маяковского. Спектакль » Таланты и поклонники» в постановке М. Карбаускиса. Артисты Даниил Спиваковский ( Петр), Ирина Пегова ( Саша Негина). Фото — Яндекс-картинки

В 2012 году, будучи уже художественным руководителем Московского академического театра имени Маяковского, Карбаускис вновь приглашает свою однокурсницу к сотрудничеству. Постановка пьесы А.Н. Островского «Таланты и поклонники» стала первой работой выпускника мастерской Петра Фоменко на сцене знаменитого театра.

Получился прекрасный спектакль, очень качественная работа. Вместе с артистами Театра Маяковского Пегова не играет — живет своей героиней. Актрису, собственно, всегда отличает живая, без налета излишней театральности игра. Кажется, так и должно быть, а как же иначе. А вот не все так могут.

Она органично смотрится в любом дуэте — с Михаилом Филипповым, Даниилом Спиваковским, Виталием Ленским. А какие замечательные совместные сцены со Светланой Немоляевой. Никогда Пеговой не бывает чрезмерно много, она чутка к партнерам и играет в команде.

Спектакль вошел в список номинантов Национальной театральной премии «Золотая маска» и стал лауреатом Московской театральной премии «Гвоздь сезона» (2012 г.)

Спектакль "Таланты и поклонники". Артист Виталий Ленский ( Бакин ). Фото - Яндекс-картинки

Спектакль «Таланты и поклонники». Артист Виталий Ленский ( Бакин ). Фото — Яндекс-картинки

Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на мой канал. Возможно, найдете для себя что-то полезное. Информации много не бывает. Приятных вам театральных и кинопросмотров с любимыми артистами!

По обыкновению, даю ссылку на спектакль с участием Ирины Пеговой «Таланты и поклонники», о котором шла речь в публикации. Подробно работу упоминала в публикации о Светлане Немоляевой.

Спектакль Театра Табакова «Дядя Ваня» тоже можно найти без труда в You Tube , просто ссылка не сработает, поскольку канал «Культура» ввел запрет на просмотр с других платформ.

P.S. Собственно, главная цель канала — знакомить со спектаклями, ставшими достоянием российского театра. Использую для этого разные формы публикаций — рекомендательные обзоры, очерки об актерах, личные впечатления.

Спектакль — не фильм, жизнь его на сцене часто неоправданно коротка. Сколько прекрасных работ уходит в архив. А их могли бы увидеть не только столичные зрители. Пусть не в театре — на экране smart телевизора. И какая же радость, когда находится You Tube-версия хорошей постановки.

К прочтению — с почтением, автор канала Яна Никитина