Наталья Крачковская о Гайдае: обида на «арбузные груди», смертельные трюки, и зачем режиссёр откармливал очаровательную «пышечку»

Она снялась в 125 фильмах! А ведь Наталья Крачковская не имела профессионального актёрского образования. Но зрители обожали обаятельную «пышку», блиставшую в небольших комедийных ролях. Сама она очень любила вспоминать работу с режиссёром Леонидом Гайдаем и с удовольствием рассказывала о том, как дважды едва не лишилась жизни на съёмках. Да, с удовольствием! Ибо, пережитый испуг остался в далёком прошлом, а счастье прикосновения к настоящему искусству, несущему людям смех и радость, осталось на всю жизнь.

Кадр из фильма «12 стульев»

Кадр из фильма «12 стульев»

Да что же я Вам подберу? — всплеснула руками костюмерша. — Вам чехол для танка нужен!

Леонид Гайдай всегда тщательно подбирал актёров. Вот и на роль мадам Грицацуевой в фильме «12 стульев» претендовали Галина Волчек и Нонна Мордюкова.

— Всё не то, — с досадой бурчал под нос режиссёр на пробах, проходивших в Алуште.

Нонна Мордюкова на пробах на роль мадам Грицацуевой

Нонна Мордюкова на пробах на роль мадам Грицацуевой

В студию вошёл оживлённый звукорежиссёр Владимир Крачковский.

— Леонид Иович, а я жену на съёмки привёз! Познакомьтесь с моей Натальей!

Кадр из фильма «12 стульев»

Кадр из фильма «12 стульев»

Гайдай ахнул про себя, здороваясь с Крачковской. Вот же она, знойная женщина, мечта поэта!

— Мне бы актрису на роль мадам Грицацуевой, как эта Крачковская, — шепнул он ассистентке. — Ищите похожую на неё! Таких же габаритов и такую же обаятельную!

— Леонид Иович, так попробуйте её! — нашлась ассистентка. — Зачем далеко ходить? Опыт работы у Крачковской есть, играла в эпизодах.

Наталья прочла сценарий и обиделась.

— Володя, что это?! — набросилась актриса на мужа. — Ты же сценарий изучал! Такой меня видишь? «Необъятная дама с арбузными грудями»!

— Милая, — улыбнулся супруг. — Ты в зеркало-то посмотри!

Бракосочетание Владимира Крачковского с Натальей

Бракосочетание Владимира Крачковского с Натальей

Придя на пробы, актриса обиделась ещё раз.

— Да что же я Вам подберу? — всплеснула руками костюмерша. — Вам чехол для танка нужен!

— На себя посмотрите, — надулась Крачковская. — Сами-то где чехлы берёте?

— Не обижайтесь, я не со зла, просто действительно не знаю, что Вам дать, — развела руками женщина.

Кадр из фильма «12 стульев»

Кадр из фильма «12 стульев»

Нашлось самое большое платье, застегивающееся по спинке на пуговицы. Его распороли спереди и зашнуровали, задрапировав платком.

— Пришлось проходить пробы в лохмотьях! — разводила руками Крачковская.

С годами Наталья привыкла к своей полноте и научилась над ней подтрунивать, ведь самоирония — лучшее оружие против насмешек. Ниже цитаты из разных интервью:

Это была «моя» полнота — я, невзирая на нее, чудесно двигалась, танцевала, до шестидесяти лет легко могла сесть на шпагат.

Мама очень правильно меня подготовила, она сразу сказала, что Джульетту сыграть мне никто и никогда не предложит. «Наташка, они просто не найдут Ромео, чтобы решился встать под балконом, на который выйдет такая Джульетта».

Когда мы закончили съёмки «Двенадцати стульев», Леонид Гайдай так и сказал: «Наталья Леонидовна, не морочьте себе голову. Катерину вам не играть, народ со смеху помрет на фразе: «Почему люди не летают?»

Я актриса больших форм!

Кадр из фильма «12 стульев»

Кадр из фильма «12 стульев»

На пробах Крачковская пришлась по душе Гайдаю, свой выбор мадам Грицацуевой он сделал. А с Остапом Бендером дело застопорилось. Наталья пробовалась со всеми претендентами на роль, актёров было очень много! Высоцкий, Миронов, Баталов, Белявский… Крачковская была очарована Михаилом Козаковым и считала, что он справился бы с ролью лучше, но режиссёру виднее, он выбрал Арчила Гомиашвили.

Кадр из фильма «12 стульев»

Кадр из фильма «12 стульев»

Тяжелее всего давалась актрисе сцена погони за Бендером по извилистой лестнице через пять этажей.

— А дублёрши мне не полагалось! — усмехалась Наталья. — Бегала я по этой лестнице две недели! Думала, Богу душу отдам — мне только бегать с моим-то весом! Но меня поджидала другая опасность.

Кадр из фильма «12 стульев»

Кадр из фильма «12 стульев»

Во время одного из дублей Крачковская чуть не вылетела с площадки, потеряв ориентацию.

— Я уже ногу над бездной занесла на краю, но Арчил схватил меня за руку и дёрнул на себя, — вспоминала Наталья. — Спас от смерти! Я отделалась испугом. А как я ненавидела транспортёр с валиками! Все рёбра он мне пересчитал, но это ещё не всё. В середине транспортёра на меня должны были опустить мостик (вроде бы из пенопласта), с которым я ехала дальше.

Еду на транспортёре, кричу Бендеру «Суслик!». Приближаюсь к мостику, его опускают мне на ноги и… я реву, как паровозный гудок! Внутри у мостика был чугун! На ногах образовались жуткие синяки. К счастью, переснимать не потребовалось.

Кадр из фильма «12 стульев»

Кадр из фильма «12 стульев»

Вспоминала Наталья и сцену, в которой набила огромную шишку на голове. Мадам Грицацуева должна была нырнуть в кипу газет вниз головой. Для мягкости подложили матрасик.

— А матрасик крохотный! Но Гайдай говорит: «Вы же головой ныряете, голова на нём поместится!» И я нырнула. Получилось прекрасно, но надо было переснять, камеру заело. Дубль два! Влетаю в газеты и чувствую, что матрасика нет! Леониду Иовичу вздумалось его поправить, да не успел. В итоге я умудрилась набить шишку, а режиссёру сломать палец!

Я вернула равновесие и полезла дальше на этот странный писк

Гайдай ожидал, что после выхода фильма на экраны звёздами станут Гомиашвили и Наталья Воробьёва, сыгравшая Эллочку-людоедку. Конечно, они были хороши, но публика высоко оценила Кису Воробьянинова, сыгранного Филипповым, и мадам Грицацуеву. Режиссёр понял, что открыл новую звезду, и пригласил Крачковскую в свою следующую комедию «Иван Васильевич меняет профессию».

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Наталья играла Ульяну, жену Бунши, но во время съёмок заболела воспалением лёгких и целый месяц пролежала в больнице. Вышла оттуда, а на больничном правильном питании похудела, сбросив около двадцати килограммов!

— Я сама была от себя в восторге! — вспоминала Крачковская. — Столько сбросила, даже талия нарисовалась! Ноги постройнели, лицо такое приятное стало — щёки на глаза не лезут, а глаза вроде как больше стали. Но Гайдая чуть удар не хватил! И в этой роли ему нужна была всё та же габаритная женщина с арбузными грудями.

Наталья Крачковская с Леонидом Гайдаем на съёмках фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Наталья Крачковская с Леонидом Гайдаем на съёмках фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

— Наталья Леонидовна, мы для Вас организуем спецпитание: манная каша, взбитые сливки, густая сметана, макароны с сыром, оладушки с мёдом и вареньем! — заявил режиссёр. — Жена Бунши такой худой быть не может! Вы должны поправиться.

Пришлось Крачковской набирать вес, и за три недели она обрела прежние формы. Вернуть килограммы согласилась, а постричься не далась! Ульяна Бунша в конце фильма снимает парик, а под ним — коротенький ёжик волос. Однако, это тоже был паричок. «Побреюсь налысо, но только после Вас!» Режиссёр закрыл тему.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

— А потом я опять чуть не отправилась к праотцам! — восклицала Наталья, вспоминая съёмки. — Была на краю гибели во цвете лет!

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

По сюжету Ульяна Бунша в поисках супруга перелезала через балкон, чтобы попасть в квартиру Шурика.

— Это был пятый этаж, — рассказывала актриса. — Меня подстраховали, повесив под балконом строительную люльку. В глаза бьёт свет прожектора, и я неуклюже начинаю заваливаться. Страшно, но там же люлька! И вдруг слышу громкий писк. Я вернула равновесие и полезла дальше на этот странный писк. Оказывается, люльки не было, так как её зацепила автовышка и сорвала, и я всё сделала без страховки. А Юрочка Яковлев, не в силах закричать, увидев, что я заваливаюсь, издал громкий писк сдавленным от волнения горлом. Спас меня! Жаль только, эпизод этот в картину не вошёл, его вырезали…

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»