1989 год. Александр Абдулов снимается четырех кинопроектах – он снимается у своего друга Сергея Соловьева в главной роли в фильме «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», в комедии Анатолия Эйрамджана «За прекрасных дам!», в экранизации повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и фильме «Руанская дева по прозвищу Пышка» по мотивам произведений Ги де Мопассана.
Большую часть времени актер проводит в театре «Ленком» — репетиции и вечерние спектакли. И, одновременно со всем этим, занимается подготовкой фестиваля «Задворки».
АКТЕРЫ БЕГАЮТ ПО КРЫШЕ С ЛОПАТАМИ
Сцену мастерят во дворе «Ленкома», артисты помогают сами, а деньги от показов отдают детскому дому в Димитрове. Позже фестиваль поможет восстановить церковь Рождества Богородицы в Путинках.
— Думаю, что ни один театр Москвы сейчас не поднял бы то, что мы сделали на «Задворках». Чтобы вот так вот, бесплатно, в свободное от работы время, между репетициями, после спектаклей вечерних, чтобы так все собирались с лопатами, привозили гравий, песок, вызывали кран, по крышам бегали. Это замечательно, что театр наш жив, — рассказывал Александр Абдулов летом 1989 году заехавшей к нему на пять минут Регине Дубовицкой. — Конечно, замечательно, когда у тебя есть квартира, машина, дача, счет в банке, ты снимаешься иногда в кино, играешь в одном-двух спектаклях. Но это не интересно. Пока мы живы, надо себя тормошить.
А еще Александр Гавриилович рассказал бессменной ведущей передачи «Аншлаг» о том, как стал актером, и почему не поет профессионально. Кстати, часть беседы прошла прямо на строительной площадке фестиваля, где во время обеденного перерыва трудился Абдулов.
Леди Макбет Мценского уезда, 1989 год
ОТЕЦ СНИМАЛ ШАПКУ ЗА КВАРТАЛ ДО ТЕАТРА
— В институт поступил не с первого захода. Я приехал, у нас было три сына в семье. Каждый мечтал стать актером, ездили, поступали, не поступали, возвращались. Так получилось, что у меня отец был святой человек, он работал режиссером в Ферганском драматическом театре, таких людей я больше не встречал никогда. Это человек, который за квартал снимал шапку перед театром. Тогда это казалось смешным. Ну, папа чудит. А для него это был храм. Действительно, храм. Я был его последней надеждой, потому что на мне кончался род Абдуловых. Он не говорил мне об этом, но я видел, как он страдал, и как он понимал, что, если я не поступлю, то все.
Александр Абдулов поехал в Москву, не поступил, вернулся домой. Для его отца это была настоящая трагедия. А сын подумал – не получилось, пойду в спортивный институт, он тогда активно занимался спортом.
— Но сверху что-то клюнуло меня, год трудился рабочим сцены в Ферганском драмтеатре, готовился к поступлению. Причем. Первый раз приехал, читал Чацкого в 18 лет, не поступил со странной формулировкой: «Несоответствие внешних и внутренних данных», — говорил Абдулов.
За прекрасных дам! 1989 год
ПОСТУПИЛ ВО ВСЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВУЗЫ
Через год Абдулов вернулся в Москву, где поступил одновременно во все театральные институты города Москвы. Прошел все три тура во всех вузах.
— Пришлось выбирать, и я выбрал мастерскую народного артиста СССР, профессора Иосифа Моисеевича Раевского. Потому что он принадлежал к числу последних из могикан, такие люди постепенно уходили, — вспоминал актер.
Потом в творческой судьбе актера появился театральный режиссер Марк Захаров. Абдулов называл Марка Захарова своим вторым отцом, духовным наставником, это человек, которому он был обязан всем.
В те годы Александр Гавриилович был женат на одной из самых красивых актрис театра и кино – Ирине Алферовой, которую боготворил.
— Моя самая большая удача в жизни – моя жена, актриса Ирина Алферова. Все семейные обязанности на ней. Она – хозяйка дома. Для меня это загадка, как она все это может успевать, — говорил актер.
Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви, 1989 год
ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД АЛЕКСАНДРА АБДУЛОВА
На тот момент у Абдулова вышло несколько пластинок-миньонов с его песнями. Его часто просили спеть на творческих вечерах.
— Иногда в фильмах я пою, это как запретный плод – почему все поют, а я нет. Но я не певец. Представьте концертный зал, рояль, концертмейстер, и я выхожу с микрофоном и говорю: «Песня о Родине», через три минуты никого в зале не останется. Поэтому я не певец, а актер, который иногда поет, — признавался актер. — Ни одна роль мне не принесла такой популярности, как роль с этими идиотскими куплетами «Uno uno un momento» из «Формулы любви». Присылали огромное количество писем с просьбами написать слова и выслать ноты. Никто не думал, что я там до этого сыграл, это наплевать. Никогда не думал, что у нашего народа такая тяга к итальянскому искусству.
Тем не менее, песня замечательная, и Александр Абдулов иногда что-то пел, облекая это в какую-то театральную форму.
— Вживую петь – это не мое, — заключал актер.