Не Гога, он же Гоша, он же Жора, он же Георгий Иваныч. «Поздняя встреча»: ещё раз о любви и малодушии под маской благородства

По возрасту я старше жены Гущина. А по душе – да что там говорить! – вечная Наташа. Наверное, поэтому мне так нелегко определиться: кто здесь прав, а кто виноват?
По возрасту я старше жены Гущина. А по душе – да что там говорить! – вечная Наташа. Наверное, поэтому мне так нелегко определиться: кто здесь прав, а кто виноват?-1-2

По возрасту я старше жены Гущина. А по душе – да что там говорить! – вечная Наташа. Наверное, поэтому мне так нелегко определиться: кто здесь прав, а кто виноват? Кто пострадавшая сторона и кто обидчик?

В удивительно нежном, светлом фильме, пронизанном тонким психологизмом и почти невесомой, ненавязчивой житейской правдой, на фоне туманно-акварельных пейзажей Ленинграда конца 70-х перед нашими глазами переплетаются нити нескольких судеб и складывается извечный любовный треугольник.

Вот семья, в которой уже давно как чужие живут бок о бок мужчина и женщина. Вскоре после войны встретились и полюбили друг друга молодой смелый лётчик и тоненькая большеглазая девушка, которой этот юноша казался совершенством.

Драма «Поздняя встреча» по мотивам повести Юрия Нагибина «Срочно требуются седые человеческие волосы». Свердловская киностудия, 1978. Режиссёр Владимир Шредель, В роли Сергея Ивановича Гущина, инженера-испытателя НИИ, лётчика-фронтовика – Алексей Баталов

Драма «Поздняя встреча» по мотивам повести Юрия Нагибина «Срочно требуются седые человеческие волосы». Свердловская киностудия, 1978. Режиссёр Владимир Шредель, В роли Сергея Ивановича Гущина, инженера-испытателя НИИ, лётчика-фронтовика – Алексей Баталов

Кто знает, почему спустя годы затянуло тонким ледком полноводную реку человеческих чувств. Ширилась полынья, пока по одну её сторону не оказался он – молчаливый, замкнутый, погружённый в себя, глубоко разочарованный, а по другую – она, ожесточившаяся от его упрямого молчания и холодности и ушедшая в протест в виде нескончаемого «праздника жизни». Это своего рода бунт женщины, которая всё ещё надеется: если не ревность, то хотя бы оскорблённая порядочность или уязвлённое мужское самолюбие заставят мужа спросить: где ты была?! Но он застыл в ледяной отстранённости, ушёл из реальности в мир зодчества и архитектуры, проводя вечера за перелистыванием альбомов и изучением творений Кваренги и Деламота.

Маша, жена Гущина – Маргарита Володина

Маша, жена Гущина – Маргарита Володина

Безмолвным свидетелем этой драмы становится дочь, которая сочувствует не только отцу, но и матери, понимая, что в крушении брака виноваты оба, хотя наш герой Гущин, вероятно, считает виноватой только опустившуюся жену.

Алексею Баталову всегда безупречно удавался образ рафинированного интеллигента – благородного человека «не от мира», которого глубоко оскорбляет проза бытия. Среди бездны его многочисленных достоинств становятся почти незаметны мелкие слабости: эгоизм, малодушие, маскирующееся под верность высоким идеалам, некоторая эмоциональная глухота, неумение прощать.

И здесь его герой – военный лётчик, конструктор катапульт, эстет, интеллектуал – вызывает безусловную симпатию и олицетворяет «светлую сторону», тогда как непутёвая жена, предпочитающая шумное общество, вечеринки, шампанское и адюльтер, находится на стороне зла.

Таня, дочь Гущина – Татьяна Догилева

Таня, дочь Гущина – Татьяна Догилева

Тут меня впервые «царапнуло»: по правде говоря, классические негодяи и бешеные фурии, целенаправленно изводящие свою вторую половину из чистой «любви к искусству», в жизни встречаются не так уж часто. Если отношения дали трещину, значит, каждый в паре несёт за это свою долю ответственности. Где-то потерял Сергей Иванович тонкую нить связи с женой, оттолкнул своим непогрешимым совершенством так же, как когда-то очаровал. А ему и нужды нет разбираться, что на душе у Маши, которая топит горести в вине. С высоты моральных устоев он с жалостью и презрением взирает на её падение.

«Боже, как же мне трудно с тобой, скучно, пусто, одиноко. Да душно, если хочешь!» – восклицает жена в отчаянии, пытаясь встретить хоть какой-то отклик. Бесполезно… Идеальные люди – они такие: не снисходят с горних вершин к нам, грешным.

По возрасту я старше жены Гущина. А по душе – да что там говорить! – вечная Наташа. Наверное, поэтому мне так нелегко определиться: кто здесь прав, а кто виноват?-5

«Что ты делаешь со своей жизнью!» – с негодованием бросает Гущин жене. И, говоря с дочерью, с болью констатирует: «Если бы на фронте мне кто-нибудь только посмел сказать, что я буду жить вот такой безропотной рабской жизнью, я бы пристрелил его на месте!»

Но кто же, как не сам человек, очерчивает допустимые рамки и обозначает границы дозволенного? Ведь с нами обращаются ровно так, как мы позволяем! Кого, кроме себя, Гущину винить за то, что его откровенно презирает жена, а дочь признаётся, что представления девочки о великом отце миновали? И в ком он разочарован больше – в близких, или, быть может, в самом себе?

В этот непростой момент судьба готовит Сергею Ивановичу Гущину неожиданный и щедрый подарок: прилетев в Ленинград в командировку, на киностудии он случайно знакомится с молодой очаровательной актрисой Наташей Проскуровой.

Наташа Проскурова, молодая ленинградская актриса (Лариса Луппиан)

Наташа Проскурова, молодая ленинградская актриса (Лариса Луппиан)

По возрасту я старше жены Гущина. А по душе – да что там говорить! – вечная Наташа. Наверное, поэтому мне так нелегко определиться: кто здесь прав, а кто виноват?-7

Наташа чиста душой, искренна, открыта и доверчива, но отнюдь не наивна, поверхностна или беспечна. У меня возникает аналогия с образом из романа Солженицына «Раковый корпус» – помните, о Сибгатове: «Вид его был обстрадавшийся: от крайнего горя он уже отстал, а к радости не вызывало его ничто». Так и Наташа: от крайнего разочарования уже отстала, а к надежде не вызывало её ничто. Умная, чувствительная, чуткая, она сразу «угадала» главное в Гущине: «серьёзный грустный человек, и в нашу страну лжи и чудес могли попасть только случайно».

По возрасту я старше жены Гущина. А по душе – да что там говорить! – вечная Наташа. Наверное, поэтому мне так нелегко определиться: кто здесь прав, а кто виноват?-8
По возрасту я старше жены Гущина. А по душе – да что там говорить! – вечная Наташа. Наверное, поэтому мне так нелегко определиться: кто здесь прав, а кто виноват?-9

Наташа всё и сразу поняла о нём: о душевном одиночестве («Мне показалось, что у вас нет близких. Кроме архитектора Кваренги»), о глубинной потребности быть услышанным, понятым. О потребность в принятии – безоговорочном, без всяких «если». Именно так она и приняла его: «Я полюбила вас, как только увидела. А думала, что так не бывает». Это не инфантильность, не неразборчивость, не легкомыслие. Это понимание, что в её жизнь пришло большое чувство, с которым не торгуются. Чувство, которое не каждому посчастливится испытать.

По возрасту я старше жены Гущина. А по душе – да что там говорить! – вечная Наташа. Наверное, поэтому мне так нелегко определиться: кто здесь прав, а кто виноват?-10
По возрасту я старше жены Гущина. А по душе – да что там говорить! – вечная Наташа. Наверное, поэтому мне так нелегко определиться: кто здесь прав, а кто виноват?-11

Ведь Наташа, по сути, тоже очень одинока. Атмосфера в доме друзей – скульптора Басалаева и его семьи, где собирается ленинградская творческая богема – слишком театральна, претенциозна, напыщенна. Там делают слепки человеческих рук, читают стихи и поют под гитару, пьют вино из плетёных бутылей и поднимают тосты, говорят громко и цветисто, не слыша и перебивая друг друга, произнося высокопарные клятвы, рассыпаясь в похвалах и давая обещания, которые никогда не будут исполнены. Её друг-боксёр, с которым, вероятно, прожита романтическая история, завершившаяся разочарованием, статен, красив, ревнив и прямолинеен. Он не может понять, что Наташа нашла в Гущине, «в этом пыльном человеке». А ей с ним так чудесно молчать…

Пётр Басалаев, художник-дизайнер научного центра, скульптор – Игорь Ефимов

Пётр Басалаев, художник-дизайнер научного центра, скульптор – Игорь Ефимов

Борис Гжебовский, боксёр и начинающий поэт, друг Наташи – Виталий Ильин

Борис Гжебовский, боксёр и начинающий поэт, друг Наташи – Виталий Ильин

Конечно, Наташу легко осудить, рубанув с плеча: зачем привела к себе, зачем околдовывала нежным голосом, одурманивала струящимся водопадом дивных волос, зачем удержала, когда он хотел уйти… Наверное, понимала, что случайная, но такая судьбоносная встреча чиста от наносной шелухи – это не бегство от одиночества, не сложная комбинация в расчёте выйти замуж, не попытка запрыгнуть в последний вагон. Наоборот: нечто эфемерное, невесомое, хрупкое, тонкое, что может развеяться в любой момент.

И человека, который это чувство подарил ей, попросту нельзя отпустить сейчас. Ему невозможно ставить условия. Поэтому она произносит так просто и искренне: «Сергей Иванович, вы, пожалуйста, себя ничем не мучайте. Всё было замечательно. А когда вы ещё приедете, всё будет так же. Если вы, конечно, захотите.»

По возрасту я старше жены Гущина. А по душе – да что там говорить! – вечная Наташа. Наверное, поэтому мне так нелегко определиться: кто здесь прав, а кто виноват?-14
По возрасту я старше жены Гущина. А по душе – да что там говорить! – вечная Наташа. Наверное, поэтому мне так нелегко определиться: кто здесь прав, а кто виноват?-15

Можно понять и Гущина: после той многолетней засухи чувств, что истончила его душу – такая невероятная щедрость, такая бездна любви, дарованная молодой прекрасной женщиной. Это был солнечный удар. Внезапное помрачение рассудка.

Великодушие Наташи позволяло Гущину вернуться домой и жить привычной жизнью – она никогда не упрекнула бы его за это. Но он дал телеграмму: «ТРЕБУЮТСЯ ЛИ ЕЩЁ СЕДЫЕ ВОЛОСЫ?». И поселил в её душе надежду на скорую встречу, на прекрасное продолжение, на счастливый исход.

Он даже собрал чемодан и оставил ключи на столе. Но, уходя из дома, в последний раз оглянулся – и остался… Жена – та самая, которая разметала семейный очаг, та самая, которая прицельно и жестоко бросала ему в лицо слова, пробившие брешь во внутренней целостности и вере в себя – безмолвно стояла на балконе, глядя ему вслед. Сердце дрогнуло.

«ТРЕБУЮТСЯ ЛИ ЕЩЁ СЕДЫЕ ВОЛОСЫ?» «ДА ДА ДА ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ СРОЧНО»

«ТРЕБУЮТСЯ ЛИ ЕЩЁ СЕДЫЕ ВОЛОСЫ?» «ДА ДА ДА ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ СРОЧНО»

По возрасту я старше жены Гущина. А по душе – да что там говорить! – вечная Наташа. Наверное, поэтому мне так нелегко определиться: кто здесь прав, а кто виноват?-17

Кто знает, что промелькнуло в сознании Гущина в тот краткий миг… Жалость и сострадание к женщине, с которой был связан годами совместной жизни? Внезапное осознание и страх, охвативший при мысли, что он собирается круто изменить свою жизнь, начать всё заново с молодой женщиной, которая годится ему в дочери?

Нет, я не стану упрекать Сергея Ивановича в трусости и обвинять в предательстве. Наверное, таковы были его представления о чести и долге, о жертве, которую необходимо принести. Возможно, он, бывший военный лётчик, собираясь «катапультироваться» с подбитого самолёта семейной жизни, вдруг увидел, что второй пилот ещё жив. Или сделал выбор в пользу более слабого – понимая, что Наташа молода и сможет преодолеть боль потери, а жена без него совсем утратит ориентиры.

По возрасту я старше жены Гущина. А по душе – да что там говорить! – вечная Наташа. Наверное, поэтому мне так нелегко определиться: кто здесь прав, а кто виноват?-18
По возрасту я старше жены Гущина. А по душе – да что там говорить! – вечная Наташа. Наверное, поэтому мне так нелегко определиться: кто здесь прав, а кто виноват?-19

Я не стану осуждать Гущина. Просто представила, как Наташа, получив его телеграмму, ждала. Шли дни. Недели. Месяцы. Годы. А он не приехал. Не прислал весточку. Ничего не объяснил. Так день за днём умирала надежда.

Помните, как, вернувшись в Ленинград через девять лет и встретившись с Басалаевым, Гущин говорит ему: «Этот один день, один только день перевернул всю мою жизнь. Я поверил в себя, и всё пошло по-другому».

Наташа подарила ему небо, вернула себя самого. А он сломал ей крылья. И можно сколько угодно повторять в качестве самооправдания: «А что я мог ей дать? Действительно, свои седые волосы?»Всё это, как верно заметил Басалаев, «словеса».

«Дурак ты, Гущин!»

«Дурак ты, Гущин!»

Приносить жертвы имеет смысл, если это сделает счастливым или спасёт – хотя бы кого-то одного. Но кого спас или сделал счастливым Гущин?

Счастлив ли он сам? Вряд ли. Скорее всего, снова коротает вечера в одиночестве, рассматривая альбомы и прячась от несовершенной реальности в мир совершенных форм и безупречных линий.

Счастлива ли его жена? Может ли быть счастлива женщина, понимая, что мужчина остаётся с ней не из любви, а из жалости? И не возненавидит ли в конце концов того, кто принёс эту жертву?

А Наташа? Ведь её отъезд в Хабаровск – это побег. Побег от боли, от воспоминаний, от безысходности, от безнадёжности.

В любовном треугольнике все углы острые, поэтому без ран и потерь не обойтись. Вот только Гущин, как мне кажется, в решении этой теоремы допустил роковую ошибку.

По возрасту я старше жены Гущина. А по душе – да что там говорить! – вечная Наташа. Наверное, поэтому мне так нелегко определиться: кто здесь прав, а кто виноват?-21
По возрасту я старше жены Гущина. А по душе – да что там говорить! – вечная Наташа. Наверное, поэтому мне так нелегко определиться: кто здесь прав, а кто виноват?-22