«Не люблю благополучных, сытых людей». 30 лет безвестности и одна удачная «охота» Алексея Булдакова

А. Булдаков. Фото из открытых источников

А. Булдаков. Фото из открытых источников

Алексей Булдаков неохотно встречался с журналистами. Не очень понимал повышенного интереса к своей персоне, поэтому все время придумывал всякие отговорки. Но однажды мне все-таки удалось уговорить его на большое интервью.

Алексей Иванович сам назначил место — Дом кино. И на ту нашу встречу он опоздал на три часа. Ехал со съемок и по дороге попал в аварию – разбил свой мерседес. Но пришел — профессионал, к тому же дал мужское слово. В тот день Булдаков очень меня удивил — был откровенен как никогда. Выяснилось, например, что он озвучивал в кино Владимира Высоцкого, сам сочиняет блюзы, бьет степ, пишет картины маслом… И еще много чем интересен.

А. Булдаков. Фото из открытых источников

А. Булдаков. Фото из открытых источников

В день рождения Алексея Булдакова (26 марта 1951 – 3 апреля 2019) предлагаю его интервью. Фотографии из семейного альбома актера.

ПРОКАТИТЬСЯ ВЕРХОМ НА ОБЛАКЕ

— Алексей Иванович, если не ошибаюсь, вы родом с Алтая – земляк Шукшина, Золотухина, Евдокимова, Панкратова-Черного….

— Я родился в селе Макаровка в очень «богатой» семье. Нас у папы с мамой было пятеро – две сестры и три брата. Я — предпоследний. Мамы с папой уже нет. Братья, сестры живы все, слава богу. Ничего выдающегося. Старший брат — шофер, младший тоже — шофер, сестра- бухгалтер. Самая старшая сестра сейчас на пенсии, работала завбазой.

Я иногда сравниваю наше детство с детством нынешних ребятишек. В те годы конфетки или сахар были для нас верхом блаженства. Я хорошо помню, как мама большой кусок рафинада разбивала, каждому из нас выдавала по кусочку, все остальное – р-раз! – и закрывала в сундучок. Что говорить о каких-то сладостях, а уж тем более об игрушках – мы вообще не знали что это такое. Послевоенная страна, я родился на свет через шесть лет после Великой Отечественной… Не до игрушек было. Но все равно я люблю вспоминать о своем детстве – оно было веселое, озорное.

— Самые яркие воспоминания с чем связаны?

— У нас было свое хозяйство – корова, куры, утки, гуси. Помню, курица снесет яичко, мы с братьями его хвать — и в магазин. А тогда магазины принимали яйца, и за одно сданное нам давали… тогда были такие конфетки «подушечки с повидлом». Пока они до нашей глубинки доходили, товарный вид теряли настолько, что их не продашь. Спрессованный комок многокилограммовый… Так вот нам отламывали кусок от этого комка и мы были рады безумно.

И игры у нас были «специфические». Мы где-то добывали металлические колеса (то ли от сеялки, то ли от веялки), вставляли в них палки и гоняли по деревне как сумасшедшие, изображая шоферов. Домой приходили – с ног валились, грязные, чумазые, иногда с разбитыми носами, но счастли-вы-е! Играли в «казаки-разбойники», рубились на «железных» мечах, «завоевывали крепости»… Еще я обожал после дождя бегать по лужам. Даже сейчас, когда говорю об этом, кожей чувствую ту свежесть, воздух, насыщенный озоном. И я босиком по этим лужам!

Но, пожалуй, самое яркое воспоминание – это как я сижу на завалинке, любуюсь солнышком, плывущими облаками – кучевыми, красивыми до умопомрачения. И мечтаю прокатиться верхом на облаке. И все думаю, как бы мне туда забраться, сесть и покататься… (Смеется.) Скажу вам по секрету: я долгие годы вынашиваю идею вот это свое воспоминание из детства написать маслом на холсте.

— Разве вы рисуете?

— Пытаюсь немножко, совсем чуть-чуть. Если получится, я напишу картину: облако и внизу я – на завалинке… Обязательно напишу.

В юности.

В юности.

МЕЧТАЛ СТАТЬ ЛЕТЧИКОМ

— Не пытались выяснить, откуда пошел род Булдаковых, как ваши предки оказались на Алтайщине?

— К сожалению, я почти ничего не знаю о своей родословной. Но мне обещали найти дедушкины и отцовские корни. По рассказам моей тети, прапрапрадед по отцовской линии был старшим конюхом у барина-конезаводчика. Когда барин умер, он по огромной любви сошелся с его вдовой, они поженились. А вот как дальше развивались события, были ли у них дети и не течет ли кровь той барыни в роду моего отца – все это окутано тайной. Но мне очень все это любопытно, поэтому… ищут и, я очень надеюсь, что хотя бы два-три поколения дореволюционных «раскопают». Надо знать своих предков, даже если они были простые люди.

— Кто были ваши родители?

— Отец был обыкновенный шофер, но в то время, извините, шофер на деревне был как сейчас космонавт. Это было ого-го! Он работал в городе и когда приезжал домой, это было событие для всей деревни. Привезти-отвезти – колеса вещь великая! А мама кем только не работала – и дояркой, и в свинарнике, и овощи колхозные сажала. Матери досталось – не дай Бог.

— Пятеро детей – не шутка. Родители в строгости воспитывали?

— Я одно могу сказать: у нас в семье отца и мать называли только на «вы». Отсюда и шло воспитание. Конечно, мама нас ремешочком секла и в угол ставила, все было – все-таки трое пацанов и все — шалуны. Но лично у меня к родителям кроме уважения нет ничего. И не было. Нас воспитывали и в строгости, и в любви, ласке. Помню, однажды кто-то из нас поинтересовался: «Мама, а кого из нас вы больше любите?» Она показала свою пятерню и говорит: «Сыночки, вот видите пять пальчиков? Любой из них порежь – больно».

— Мне почему-то кажется, что в те годы вы были хулиганом, шалопаем, по крайней мере, отнюдь не тихоней? Или не так?

— Нет, я никогда не был ни тихоней, ни хулиганом, я уж не говорю о «хулиганке» в смысле уголовщины. Я был озорного, но веселого и доброго нрава. Считался лидером среди ребят, меня уважали, даже старостой выбрали в школе. Когда чуть подрос и начал заниматься боксом, классической борьбой, все равно никогда не дрался, как было модно в то время, — ради забавы или чтобы крутизну показать. Тем более что мне было не до этого — уже в начальной школе (к тому времени наша семья перебралась в Павлодар) у меня появилась мечта на всю жизнь — стать летчиком. И я решил: буду летать во что бы то ни стало. В авиамодельный кружок ходил, планеры запускал. Бредил и грезил небом! У меня среди друзей даже была кличка «Летчик». И вопрос о моей будущей профессии был как бы решен.

Хотя при этом я безумно любил кино. Если у меня появлялось 20 копеек, я не тратил их на мороженое. Сразу брал билеты на два сеанса в двух кинотеатрах: в одном закончится — я бегом в соседний. Не было картины, которую я бы не видел раз десять. Мог смотреть сутками!

Старшина А. Булдаков

Старшина А. Булдаков

ПЕТР АЛЕЙНИКОВ ПОПУТАЛ

— Не представляю, что должно было случиться, чтобы вот так запросто «без пяти минут» курсант летного училища Алексей Булдаков отказался от своей юношеском мечты…

— А случилось следующее. В восьмом классе я посмотрел фильм «Большая жизнь» с Борисом Андреевым и Петром Алейниковым. Вот как раз Петра Алейникова я и считаю своим «крестным отцом», это он перевернул всю мою юношескую душу. Отчетливо помню: вышел из кинотеатра и на автобусной остановке даю себе слово: «Буду артистом!»

Однажды мы шли с братом, и вижу на тумбе огромное объявление: «Павлодарский драматический театр проводит набор в молодежно-драматическую студию». И я решил поступать.

— Родители, подозреваю, удивились такому желанию?

— Мама у меня женщина простая, всю жизнь занималась крестьянским трудом, но сердце у нее мудрое и чуткое. Она сказала только: «Алексей, ты сам выбрал свою судьбу, смотри, чтобы потом на меня не обижался».

— Поступили легко?

— Я бы сказал: комично. В этой студии готовили по программе театрального училища. Мне было то ли четырнадцать, то ли пятнадцать лет, у меня как раз голос ломался. «Почему хрипите? Курите?» — грозно спросил на вступительном экзамене кто-то из педагогов. Я сознался, что балуюсь немножко. А сам трясусь от страха. «Ну, попейте водички», — великодушно разрешили мне. Смотрю: стоит графин, а стакана нет. Я от волнения и маханул полграфина из горла. Рассмешил, конечно, комиссию, но и расположил тем самым к себе. Словом, прошел все три тура, меня приняли.

Первый свой выход на сцену никогда не забуду. Спектакль по Маяковскому, «живые» декорации — их изображали актеры. Я был «диваном». «На мне» сидели главные герои, пили шампанское, беседовали, курили, объяснялись в любви. А мне казалось, что все смотрят только на меня. Так волновался!

В молодости

В молодости

— Алексей Иванович, сейчас у вас репутация крепкого семьянина, женолюба. А в романтическом возрасте вы влюблялись, теряли голову?

— Еще как! Свою «хорошую девочку Лиду» я не забуду никогда… В старших классах я был парень крепкий, физически развитый. Помню, чтобы заработать немного денег, летом «прибавил» себе пару лет и устроился рабочим в пионерский лагерь. А Лида там работала поваром на кухне. Она была постарше, но влюбился я в нее без памяти. Наверное, любовь взаимная – это когда люди, не сговариваясь, тянутся друг к другу. Вечерами катались на лодке, гуляли под луной… У нас были необыкновенные отношения – чистые, целомудренные, но, как мне кажется, глубокие. Такие что, когда лето закончилось и пришло время расставаться, мы… плакали. Нет бы, обменяться адресами, она ведь тоже жила в Павлодаре, но мы были как в тумане.

— Неужели потерялись навсегда?

— Признаться, я потом долгое время специально бродил по улицам в надежде, что ее встречу. Высматривал в кинотеатрах, магазинах. А вдруг! И года два или три спустя, я тогда уже учился в театральной студии, я встретил Лиду. Я шел по одной стороне улицы, а она – с мужем и коляской – по другой. Проводил ее взглядом… и все. Но помню ее всю жизнь.

ЖИЛ МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ

— Как вы прожили весь этот период – от провинциальных театров до сегодняшнего актерского благополучия?

— Не люблю это слово – «благополучие». Не люблю благополучных, сытых людей. Я всегда этого боялся. Хотя у меня было далеко несытое детство. Потом тоже было несладко — две, а то и три четверти жизни я прожил в общежитиях. Томск, Караганда, Рязань, Питер. Минск…

Я все прошел: огонь, воду, сейчас вот — медные трубы… Был период, когда я вообще ушел из театра и работал на павлодарском тракторном заводе в обрубочном цеху, обтачивал отлитый металл – по 16 тонн за смену. Потом тоска по сцене взяла за горло, и я вернулся. Второй раз уходил когда начал сниматься, — я жил между небом и землей. Все было в жизни — актерская биржа, безработица. В Питер когда приехал, бывало, даже пяти копеек лишних на метро не было, чтобы доехать до киностудии. Пешком шел километров десять, а то и больше. И на вокзалах ночевал, и в аэропорту Пулково, милиция меня забирала… На последние копейки купишь пирожок в буфете, чай – и на диванчик. Все бомжи меня узнавали, «артистом» называли. Не подумайте, что жалуюсь, ни в коем случае – так распорядилась судьба.

Но я вам так скажу: мне везло на хороших друзей. В тот период они мне бескорыстно помогали, ночевал у них, кормили они меня, поили, согревали. Я им благодарен на всю оставшуюся жизнь. А ведь я был никому неизвестным актером. Наверное, верили в меня, видели какие-то задатки.

Фото из семейного архива

Фото из семейного архива

— А как вы оказались в Москве?

— Работал в Минске — в театре-студии киноактера. Это было время — начало девяностых годов, — когда все распадалось на глазах. А самое страшное для артиста – это невостребованность. Я понял, что никому здесь не нужен и уехал в Москву. В никуда. Ведь Москву надо завоевывать. Немного поработал во МХАТе у Дорониной. Но как жить – ни квартиры, ни прописки. Ни-че-го! Пришлось возвращаться обратно. Столицу взял штурмом со второй попытки.

ФЕНОМЕН ГЕНЕРАЛА ИВОЛГИНА

— Вы впервые в кино снялись в 1981 году, в тридцать лет. Как было дело?

— Как-то мне, тогда артисту Карагандинского драмтеатра, за хорошо проведенные гастроли в Москве дали творческую путевку в Ленинград — посмотреть театры, музеи. А у меня друг работал в актерском отделе «Ленфильма». Он и предложил: «Давай я тебя поставлю на учет». Надо было заполнить карточку — рост, вес, цвет глаз, волос. А я тогда в первый раз увидел: в небольшой прокуренной комнате сидят ассистенты режиссера, перед ними огромные ящики с фотографиями актеров. И эти снимки ассистенты методично перебирают, отыскивая необходимые им типажи. Гарантии, что на твою фотографию когда-нибудь наткнутся, — ноль!

Я, как все это увидел, сказал: «Не надо! Ну зачем я буду здесь пылиться?». Но он настоял, и я заполнил анкету. Потом я поехал в отпуск к родителям в Павлодар. И сразу же получаю телеграмму из Питера, что режиссер Леонид Макарычев приглашает меня для съемок в фильме «Сквозь огонь». На главную роль! Я сначала подумал, что это друзья-актеры шутят. Потому что родительского адреса на «Ленфильме» я не оставлял… Уже когда позвонил на киностудию, мне объяснили, что это не шутки. Оказывается, телеграмма нашла меня через Караганду.

Помню, прямо с трапа самолета меня привезли на «Ленфильм», загримировали, сняли пробы, а на следующий день уже и договор подписали. Вот так я вошел в кинематограф. (Смеется.) И пошло-поехало! Кого я только не играл — и партизан, и прорабов, и моряков, и милиционеров, и уголовников.

В своей дебютной картине "Сквозь огонь", 1982 год

В своей дебютной картине «Сквозь огонь», 1982 год

Алексей Булдаков неохотно встречался с журналистами. Не очень понимал повышенного интереса к своей персоне, поэтому все время придумывал всякие отговорки.-8
Алексей Булдаков и Иван Краско в фильме «Семён Дежнёв», 1983 год

Алексей Булдаков и Иван Краско в фильме «Семён Дежнёв», 1983 год

— А прославились, благодаря роли генерала Иволгина в «Особенностях национальной охоты». Феномен?

— Знаете, я до сих пор этому «феномену» не перестаю удивляться. До «Особенностей…» я сыграл в пятидесяти девяти картинах, среди них есть роли хорошие, тщательно, ювелирно сыгранные, русские. Где я — мужик! С душой! И я горжусь ими по-настоящему.

— Например?

— Большой на сегодняшний день своей актерской удачей я считаю роль поэта Иннокентия из картины Лени Белозаровича «Белые одежды». Иннокентий — бабник, любит выпить, косит под Есенина. Помню, мне на съемках сделали кудри и «вытравили» волосы. Я сидел в парикмахерском кресле, чувствовал себя ужасно и недоумевал: несчастные женщины, как они все это терпят?

Одна из лучших моих работ — в фильме Михаила Ведышева «Кому на Руси жить». Хороша роль и в «Небывальщине» Сергея Овчарова. Но «Особенности национальной охоты» заслонили собой все.

На съемках фильма "Небывальщина"

На съемках фильма «Небывальщина»

Кадр из фильма "Небывальщина", 1983 год

Кадр из фильма «Небывальщина», 1983 год

"В лесах под Ковелем", 1984 год

«В лесах под Ковелем», 1984 год

Между прочим, давным-давно, на заре туманной юности, я уже играл генерала, притом настоящего, а не мифологически-фольклорного. Это была роль Героя Советского Союза, прославленного партизанского комдива Федорова в трехсерийном телефильме «В лесах под Ковелем». Работа была большая, трудная, с портретным гримом, с тщательным погружением в быт партизанского кочевья, в психологию моего знаменитого героя. Помню, пока шли съемки, жена Федорова меня никак не воспринимала – «не похож», и все. Даже пышные украинские усы, которые гримеры сделали «под Федорова», мне не помогли. И только на премьере фильма она меня «признала». Так что генеральская карьера — она у меня вот еще когда началась.

— И как – хорошо быть знаменитым генералом?

— Сначала приятно было, потом начало раздражать. А сейчас наступил такой момент, когда я понял, что никуда от этого не денусь. Ну, пришелся и мой характер, и я как актер ко двору. С одной стороны, Михалыч популяризировал актера Алексея Булдакова, с другой — сделал мне подляночку…

— ?!

— Я прекрасно знал Александра Демьяненко. Это был замечательный, глубокий артист. А для народа — Шурик, и все. Помню, идем мы с Демьяненко по городу на съемки, ему уже шестьдесят, седой, слышу, вслед говорят: «О, Шурик!» Он жутко обижался. А Анатолий Кузнецов! Идем с ним по Астрахани, а прохожие нам вслед: «О, белое солнце пустыни пошло».

Ну, что делать? И я понял, что никуда от генеральского образа не сбегу. Хотя вот и спектакли играю, и пою, и роли разные вроде. И я уверен, что способен сыграть и другое… Как сказал Георгий Францевич Милляр: «Что такое актер? Это кладбище несыгранных ролей». Я стремлюсь к тому, чтобы доказать прежде всего себе: я могу быть разным.

Алексей Булдаков неохотно встречался с журналистами. Не очень понимал повышенного интереса к своей персоне, поэтому все время придумывал всякие отговорки.-13
На съемках "Особенностей..."

На съемках «Особенностей…»

ВОДКА ДЛЯ ЕМЕЛИ

— Говорят, еще вы — классный пародист, «гениальный рассказчик анекдотов»…

— О! Я анекдотов знаю тысячи! А любимый как раз не из моего репертуара. Мы очень много лет дружили с Юрием Владимировичем Никулиным, светлая ему память. И как-то на записи очередной передачи я подхожу к нему, и спрашиваю: «Нет ли чего-нибудь свеженького?» Никулин (до сих пор не знаю, откуда он их выкапывал) мгновенно отвечает: «Есть!» И рассказывает. «Поезда ходят навстречу друг другу, но по разным железнодорожным путям. А тут диспетчер все перепутал и запустил два поезда навстречу друг другу по одному пути. С бешеной скоростью!» Я внимательно слушаю: что же дальше. Юрий Владимирович продолжает: «А они не встретились!» «Как же так???» «Как-как? Так. Не судьба!» Гениальный анекдот. Философский!

Что касается пародий, то я этим увлекся еще когда только начинал свою актерскую биографию. Сначала делал дружеские шаржи на своих театральных коллег. Дальше — больше. Пародировал актеров кино – Папанова, Леонова, мэтров, которых я тогда знал только как кинозритель. Потом перешел и на политических деятелей. Брежнева, Горбачева, Ельцина пародировал, и, говорят, неплохо. Многих. Люблю это дело.

— Ну, Путина-то с вашим голосом спародировать трудно.

— Боюсь, что да. Хотя можно попробовать…

Алексей Булдаков неохотно встречался с журналистами. Не очень понимал повышенного интереса к своей персоне, поэтому все время придумывал всякие отговорки.-15

— А вас самого когда-нибудь разыгрывали коллеги?

— Я играл Емелю в пьесе «Емелино счастье», где по ходу спектакля должен был как бы «выныривать» из озера и, как кит, «выпускать воду». Для этого внизу у меня стоял стакан с водой. И вот однажды во время спектакля смотрю — стакан накрыт беляшом. Я опорожнил его залпом и чуть не задохнулся — там была водка. Вроде и выплевывать жалко, и сорвать спектакль нельзя… Сколько смог — сглотнул. Остальное выплюнул. Жалко было.

— На съемках в курьезные ситуации приходилось попадать?

— Мне очень часто «везло». Буквально в первой же моей картине при 25-градусном морозе меня нарядили в костюмчик с белой рубашечкой и положили в… гроб. Я пролежал неподвижно несколько дублей, задерживая дыхание, чтобы изо рта и ноздрей пар не валил…

Потом на съемках фильма «Хлеб — имя существительное» под Саратовом прошлось целую реку переплывать. Я играл революционера, за ним гонятся, стреляют, а я — в речку. Октябрь, вода — плюс восемь. Мне принесли спиртика с горячим чаем, посадили в лодку, перевезли на ту сторону, в камыши. «Алексей, ты готов?» «Готов!» «Внимание, камера, мотор, пошел!» Вылетаю из камышей, как нырнул… Поплыл, чувствую, что у меня глаза квадратные, трезвый как стеклышко. Чувствую, замерзаю. Но самое страшное было дальше: на середине реки понял, что плыть не могу, ноги скрутила судорога… Из последних сил кое-как доплыл, вылез из воды — не то что синий — лиловый. Подходит оператор: «У меня получился брак. Нужен еще дубль!»

Фото из семейного архива

Фото из семейного архива

С ВЫСОЦКИМ ГОЛОС ОДИН В ОДИН

— Не могу не спросить еще об одном вашем таланте — певческом.

— Для себя-то я давно пою. Еще в детстве бренчал на гитаре и пел «битлов». Люблю это дело, душа просит, хоть и понимаю, что о каком-то серьезном вокале здесь речь не идет. Раньше пел на встречах со зрителями, были такие в советские времена. Теперь иногда в концертах участвую, записываю компакт-диски. У меня их пока немного, зато ни за одну песню мне не стыдно.

— Тембр вашего голоса удивительно напоминает Высоцкого. Не доводилось встречаться с Владимиром Семеновичем?

— Было шапочное знакомство. Мы сидели на «Ленфильме», в кафе. И подошла ассистентка с Высоцким. «Здрасьте-здрасьте». Посидели пять минут, он выпил кофе и ушел. А про тембр… Видно то, что у нас похожие голоса, многие знали. Позже мне рассказали, что меня разыскивали из съемочной группы фильма «Место встречи изменить нельзя». Это было еще при жизни Высоцкого, сам он куда-то улетел с Мариной Влади, кажется, на Канары. И меня искали, чтобы озвучить его Глеба Жеглова. Но я в это время сам был на съемках. Не случилось.

А вот когда в 1990-ом году Геннадий Полока восстанавливал фильм «Интервенция», который пролежал двадцать с лишним лет на полке, и делал другой монтаж — с некоторыми новыми репликами, озвучить их было некому. И меня попросили записать некоторые фразы «Бродского-Высоцкого». В результате Полока даже не мог отличить, где я говорю, а где Высоцкий.

С М. И. Пуговкиным

С М. И. Пуговкиным

ДУМАЛ, ПОМРУ ХОЛОСТЯКОМ

— Популярность приносит вам больше радостей или огорчений?

— Чего лукавить, работа в кино дает неплохую материальную базу. Смог купить хорошую квартиру, чему очень рад. Я с удовольствием даю автографы, фотографируюсь, терпеливо отвечаю на вопросы о том, будет ли продолжение истории про Михалыча…

Хотите, расскажу смешной случай из жизни? Жена меня попросила купить яйца. Прихожу в магазин перед закрытием. Яйца на прилавке есть, а продавца нет. Обращаюсь к девушке из соседнего отдела: «Не могли бы вы меня обслужить?» Она, конечно, меня узнала, извинилась, что не может хозяйничать в чужом отделе. «Ничего, — говорю. — Я подожду». Тут еще один покупатель объявился и обратился к девушке с той же просьбой. А она говорит: «Да вы что!!! Я только что «Погоде в доме» отказала!»

— Интересно, поклонниц у вас много?

— Примерно через полгода после выхода «Особенностей…» был такой случай. Подъезжаю к дому, припарковался. Иду к подъезду — стоят три девчонки, лет по двенадцать: «Здравствуйте, генерал!» Я отвечаю: «Здравствуйте, красавицы». Захожу в подъезд и, пока достаю ключи, слышу голос одной из них: «Ой, девки, я торчу от этого мужика». Тогда жене так и сказал: «Ты смотри у меня, не расслабляйся».

Но я и сам никогда не позволяю себе ничего лишнего. У меня нет, и никогда не было желания, грубо говоря, иметь каждую женщину, галочку поставить…

С Ларисой Долиной

С Ларисой Долиной

— Между тем народная молва до сих пор вам приписывает роман с Ларисой Долиной. Как реагируете?

— Был я как-то на гастролях в Ростове-на-Дону, улетали мы оттуда рано утром, и я попросил дежурную разбудить меня. Отдаю ей утром ключ, уже ухожу, а она вслед мне кричит: «Вы извините, но скажите, вы все-таки муж Долиной или не муж?» И так она была разочарована, когда услышала, что нет…

По жизни я не ловелас. Был дважды женат. Кстати, первая супруга была актрисой, у нас сын – Иван. Он сейчас живет за границей… А сам я уже много лет женат на москвичке. Честно говоря, после первого неудачного брака я думал, так и помру холостяком. Решил завязать с этим делом навсегда. Но потом появилась Людмила, и так быстро и неожиданно у нас все произошло!

— Расскажите.

— Накануне нашей встречи с Людмилой по телевизору прошел фильм «Тихое следствие», где я играл ну очень положительного следователя. А ровно через неделю после показа картины — 27 марта 1992 года — мой друг, актер Володя Новиков, у которого я остановился, решил отпраздновать мой день рождения. И позвал Люду как друга семьи… Она мне потом рассказывала, что как раз посмотрела фильм и даже позвонила подруге: «Ты актера там видела? Кому-то ведь повезло». Приходит в гости, а я там сижу… Просто глазам своим не поверила. Что это? Сказка? Судьба? Не знаю.

Вот так я даже и не заметил, как снова стал семейным человеком. Никаких «бурных» романов, страстей не было, сразу же возникло ощущение, что знакомы мы уже лет сто, что мы — давно семья. Я пришел к Люде в дом, год мы жили гражданским браком, потом расписались.

Свадьба.

Свадьба.

С женой Людмилой

С женой Людмилой

— Это правда, что вы чуть не сорвали собственную свадьбу?

— Правда. Накануне торжества, я улетел на гастроли в Баку, где в это самое время объявили чрезвычайную ситуацию, ввели в город войска. С авиарейсами началась неразбериха, позвонить неоткуда. А Люда (как я подозреваю) решила, что раз я не прилетаю, не звоню, значит, «сбежал». Вот она и обзвонила всех знакомых, мол, отменяется свадьба. А я все-таки успел, за два часа до назначенного времени приехал домой.

До загса добирались на пойманной «газели» — так спешили, что было не до выбора. По пути вспомнили о кольцах, пришлось сворачивать в ювелирный… Чудом успели в загс к началу регистрации. Это было, пожалуй, самым большим потрясением в нашей семейной жизни. С тех пор у нас все тихо, мирно и спокойно.

— А чем занимается ваша замечательная во всех отношениях жена?

— Жена у меня к актерской профессии отношения не имеет, Она у меня дама ученая, окончила иняз, знает два языка — французский и испанский. Когда мы познакомились, Людмила работала коммерческим директором обувного магазина, и был период когда мы жили в основном на ее деньги. И она ни разу меня этим не попрекнула. Я в рекламах пытался сниматься, чтобы хоть чуть-чуть заработать, мультики озвучивал, фильмы дублировал. Жуткое состояние было, кошмарное. Вагоны хотел идти разгружать, но она сказала: «У тебя есть своя профессия, жди». Удивительно тактичный человек!

Теперь семью обеспечиваю я, Людмила давно уже не работает. Жена — мой тыл, о котором я всегда мечтал. Мой личный пресс-секретарь и шикарная домохозяйка. Скажу банальную вещь: я действительно нашел свою вторую половинку.

Алексей Булдаков неохотно встречался с журналистами. Не очень понимал повышенного интереса к своей персоне, поэтому все время придумывал всякие отговорки.-21
Алексей Булдаков неохотно встречался с журналистами. Не очень понимал повышенного интереса к своей персоне, поэтому все время придумывал всякие отговорки.-22
С женой Людмилой

С женой Людмилой

РЫБАК И ОХОТНИК «СО СТРАННОСТЯМИ»

— В фильмах главные ваши увлечения – охота и рыбалка. А на самом деле?

— Я обожаю рыбалку, но я — «странный» рыбак. Никогда, как многие, не «иду» на определенную рыбу – на щуку или судака. Мне важен процесс. Я от него больше удовольствия получаю, чем от улова — я от него просто млею… Когда мужики собираются – это особый мир, особое таинство, мужское братство, если хотите.

А что касается охоты… К 45-летию мне друзья подарили охотничье ружье.

— Стреляли?

— (С иронией.) Да-а-а!!! По мишеням, по бутылкам… Это – особенность моей «национальной охоты».

Я не могу убить живое существо. Не я его создал, не мне его лишать жизни. При этом, правда, я люблю сам процесс подготовки к охоте, атмосферу ожидания гона, охотничьи рассказы под дымок костра и под неизменную рюмку водки… Но самому нажать на спуск винтовки — это выше моих сил. Пробовал — слава Богу, не получилось. Это при том, что во время службы в армии мне за отличную стрельбу три (!) отпуска объявили.

Алексей Булдаков неохотно встречался с журналистами. Не очень понимал повышенного интереса к своей персоне, поэтому все время придумывал всякие отговорки.-24
Странный охотник А. Булдаков

Странный охотник А. Булдаков

На съемках "Особенностей..."

На съемках «Особенностей…»

«МЕЧТАЮ О БЕТХОВЕНЕ»

— От ролей часто отказываетесь?

— Очень редко. Только тогда, когда сценарий уж ни в какие ворота не лезет. А к вопросу о том, кого люблю играть больше — бандитов, любовников, генералов или колхозников, хороших или плохих, то я люблю играть все! В кино я соглашался играть любые роли, хотя знал, что и роль порой никакая, и драматургический материал слабый. Но я фантазировал, старался что-то придумать.

Я не очень понимаю артистов, которые ждут особых ролей. Помню, как мальчишкой смотрел фильм «Котовский», и больше всего меня поразила Фаина Раневская, которая играла там крошечный эпизод. И прав Станиславский: нет маленьких ролей.

— Отрицательные роли вам удавались? Есть предмет гордости?

— Я снимался в фильме Ежи Кавалеровича «За что?» по рассказу Льва Толстого про польские события середины XIX века. Я там маленькую роль играл, но для меня необычную — «плохого русского капитана». Жена после премьеры сказала: «Алексей, хорошо, что тебя в Москве не было! Я вышла из зала и подумала: Боже мой, и с этим человеком я живу? Какая скотина! Я тебя два дня ненавидела!». Лично я это воспринял как комплимент актеру.

— Считается, что мечта каждого актера – сыграть Гамлета. А ваша?

— У каждого актера есть верхняя планка, которую хочешь и можешь взять, вот только жизнь не предоставила тебе пока такой возможности. Я мечтаю сыграть Бетховена.

— ?!

— Как мне такое в голову пришло? Я тогда снимался в главной роли в картине «Семен Дежнев». Мы много экспериментировали, пробовали разные варианты грима, пытаясь достичь максимального портретного сходства. Во время очередного такого эксперимента всем вдруг бросилось в глаза мое сходство с великим композитором, портрет которого как раз висел в гримерке. И я был точно такой же — с огромной бородой, гривой волос… Если эта мечта осуществится, — буду счастлив как артист.

— Это правда, что вы большой поклонник классической музыки?

— Обожаю! Иногда еду на машине, вижу музыкальный киоск, останавливаюсь. По настроению покупаю диск: это могут быть «Времена года» Вивальди, а может — «Реквием» Моцарта. Ставлю в магнитолу и слушаю за рулем. Когда я еще был молодым артистом, пытался каждую свою роль проигрывать музыкально. Причем подбирал отрывки к каждой сцене. Называл это «музыкальной партитурой» роли. Ведь каждая сцена имеет свое особое настроение.

Алексей Булдаков неохотно встречался с журналистами. Не очень понимал повышенного интереса к своей персоне, поэтому все время придумывал всякие отговорки.-27
Фото из семейного архива

Фото из семейного архива

«ТЕРЯЮСЬ, КОГДА ХАМЯТ»

— У вас экранный имидж человека бывалого, уверенного в себе – этакого крутого мужика. А в реальной жизни у Алексея Булдакова есть «ахилессовы пяты»?

— Я беззащитен, если мне начинают хамить. Пасую в таких ситуациях. Глаза становятся квадратными, стою и не знаю, что ответить. Сам-то я так не умею, хотя иногда и хочется. И «по сопаточке» врезать — тоже. Но мужчина должен себя сдерживать. Я не умею мстить. Если человек мне сделал подлость, все – он для меня закончился. Он вычеркнут из моей жизни, и все.

Еще ненавижу фамильярность, когда меня хлопают по плечу: «Привет, Михалыч!» Я таких людей пытаюсь очень мягко остановить и поскорее с ними разойтись в разные стороны. Но никогда никого не отталкиваю. А желающих со мной посидеть, выпить и закусить — толпы. Бывает, соглашусь с кем-нибудь выпить из учтивости, а он начинает мне звонить домой, как близкому другу. В таких случаях я вежливо отказываю и вешаю трубку с чувством стыда за собеседника.

— Редкое ваше интервью обходится без этого вопроса…

— Понял! Как у меня с «этим» делом? Отвечаю: выпиваю. Но очень мало. Сейчас предпочитаю сухое красное вино. Оно полезно для здоровья, создает прекрасное настроение. Терпеть не могу многолюдных шумных сборищ и тусовок. На банкетах, презентациях, куда регулярно приглашают, на недоуменные вопросы отвечаю: «Я — на просушке!» Магическая фраза, с пониманием относятся.

— А как вы спасаетесь от стрессов?

— Баней! Банька все болезни лечит. И даже, извините, с похмелья помогает (только нежаркая, в пределах 80 градусов, с кваском или морсом). Книги очень отвлекают — если взяло за душу — обо всем забываю. А еще я очень люблю кроссворды. Обожаю их. Сажусь в самолет или поезд и вытаскиваю кроссворд. У меня их полсумки с собой. Дома я решаю интеллектуальные кроссворды — со словарями, специальной литературой, а простые щелкаю, как семечки.

Алексей Булдаков неохотно встречался с журналистами. Не очень понимал повышенного интереса к своей персоне, поэтому все время придумывал всякие отговорки.-29
Фото из семейного архива

Фото из семейного архива

— Кстати, вам удалось реализовать детскую мечту – посидеть за штурвалом самолета?

— Было дело, и неоднократно. Даже сам заходил на посадку. Когда несколько лет назад мы компанией летели на частном ЯК-40 в Магнитогорск, мне разрешили занять место второго пилота и доверили штурвал. До сих пор перед глазами картина: самолет снижается, даю крен, развернулся, передо мной уже взлетная полоса и я точно направляю борт куда надо. Даже командир не выдержал и воскликнул: «Иваныч, ну ты даешь!»

— И последний вопрос. Каких еще неожиданностей можно ожидать от Алексея Булдакова в ближайшем будущем?

— Про картины я уже вам открыл секрет. Обязательно буду писать… Другая новость: друзья на юбилей подарили мне аккордеон – теперь я его активно осваиваю. Обожаю этот инструмент! Но это не все. Недавно я записал четыре блюза и купил себе туфли для… степа.

— Насколько я знаю, начинать бить степ рекомендуется лет с пяти…

— Ну а я попробую начать с пятидесяти семи!

А. Булдаков

А. Булдаков