У Александра Балуева состоялся тяжелый разговор с женой. Мария Урбановская ещё до женитьбы поставила жестокое условие: или он соглашается на все её условия, или они расстаются. Речь шла о всей его прошлой жизни — о том, с кем и когда ему позволено общаться, что он может делать, а что нет. Спустя годы Александр Балуев с горечью признает — надо было отказаться. Но тогда он безумно любил эту женщину и совершил ошибку, сказав «согласен на всё».
Когда в дом Балуевых приходили гости, маленький Саша прятался. Залезал в платяной шкаф и оттуда, из темноты, наблюдал за взрослыми. Он был патологически стеснительным. Внутренне, говорит, таким и остался.
Сложно в это поверить, глядя на экранного Балуева — воплощение брутальности, офицерской выправки и мужской харизмы. Человека, который одним своим появлением заполняет кадр. Но именно из этого застенчивого мальчика, который панически боялся сцены, и вырос тот самый Балуев.
Правда, путь был извилистым. Отец, кадровый военный, видел в сыне продолжателя династии и смотрел на его школьные «успехи» с тоской. Устав от его бесконечных двоек, отец предупредил: не возьмёшься за ум — пойдёшь в Суворовское училище. Перспектива казармы и приказов так напугала юношу, что он погрузился в учёбу с головой. Он был готов стать кем угодно, только не офицером. Дело было не в неуважении к отцовскому делу — просто это было «не его». Ему претила сама мысль — как подчиняться приказам, так и их отдавать.
Мама Александра, работающая инженером, была противоположностью отца. Она обожала театр, особенно оперу. Во время войны, в эвакуации в Куйбышеве, она каждый день бегала на постановки, пересмотрела весь репертуар местного театра. Возможно, эта её любовь, предполагает Балуев, как-то передалась и ему.
Однажды, уже в выпускном классе, Саша попал в Вахтанговский театр на постановку «Принцесса Турандот». И там его, по собственному признанию, накрыло. Заворожил даже не сам спектакль, а определенный звук — стук обуви по деревянному полу сцены. Он потом гадал: «Наверное, это стучали каблучки Юлии Борисовой…». Этот стук, кажется, и решил дело. Как только Саша вышел из театре, ему в голову пришла мысль: а почему бы не пойти в артисты?
Попробовал поступить в Щукинское училище. Провалился, но руки не опустил. Он был ужасно наивным, и только по этой причине до последнего хотел стать актёром. Балуев не знал ни про сумасшедшие конкурсы в театральных, ни про то, что большинство аббитуриентов поступают при помощи хороших связей. Если б знал, говорит, отказался бы от этой затеи сразу же.
Чтобы не числиться тунеядцем, Александр Балуев пошёл работать на «Мосфильм». Осветителем в электромеханический цех. Он вспоминал, как таскал огромный аппарат, работающий на угле, по восьмому павильону киностудии. Работа была нехитрая: подсыпать уголь, когда старый догорал, и поворачивать аппарат по приказу режиссера. Самое приятное — из окон цеха была видна главная проходная. Балуев с семи утра наблюдал, как мимо бежит, боясь опоздать, Высоцкий, или торопится на съёмки Евстигнеев. А через год он, наконец, и сам поступил в театральный. Не в Щуку как хотел, но зато в Школу-студию МХАТ, на курс Павла Массальского.
Преподаватель Павел Владимирович Массальский выбивал для своих студентов роли, но Александра Балуева никак не выделял и относился к нему как-то холодно. Да и вообще, ролей в кино ему пришлось ждать долго. Один известный режиссёр на пробах не стал ходить вокруг да около, а просто прямо сказал: в кино ему делать нечего. Мол, нос у Балуева похож на огромную сливу, а рот настолько маленький, будто его и нет вовсе.
Балуев не обиделся. Когда с кино ничего не получалось, он сосредоточился на театре. Устроился в Театр Советской Армии, где шесть лет выступал без больших ролей. Однажды в стенах театра случился забавный и печальный одновременно эпизод с лошадью. В «Даме с камелиями» его герой Арман Дюваль должен был выезжать на сцену верхом. Привели коня, белого красавца. И когда этот конь вместо песка, к которому привык, копытами ступил на деревянные доски, у него, по воспоминаниям актёра, началось то же самое, что у него самого на «Турандот». Конь услышал этот стук каблучков по сцене, ошалел и начал скакать по всему зрительскому залу, распугивая театралов. Никто, к счастью, серьёзно не пострадал.
Типаж Александра Балуева с годами оказался востребованным в кино, но в специфическом амплуа. Он так часто играл людей в погонах, что зритель перестал отделять его от персонажей. Балуев и сам посмеивался, вспоминая историю, как однажды женщина подошла к театральным кассам и спросила: «А в каком спектакле выступает Балуев?». К разговору присоединилась другая женщина из очереди: «Вы что, с ума сошли? Он же не актёр, а военный. Просто иногда в кино сниматься зовут, потому что тело у него мощное».
Иногда случались и другие казусы. Однажды, как Александр Балуев рассказывал, к нему подошли «серьёзные такие ребята» с просьбой расписаться на плакате. Когда они развернули плакат, Балуев увидел на нём… Николая Валуева. Глядя на устрашающую компанию, актёр решил не доказывать, что на изображении совсем другой человек. Взял маркер и молча расписался: «Николай Валуев».
Сам он к своим военным ролям относится с профессиональной дотошностью. Готовясь к съёмкам сериала «Спецназ», Александр Балуев общался и советовался с реальными бойцами. Он вспоминал, что, целяясь из автомата, всё время зажмуривал глаза. Один из спецназовцев, который приглядывал за его стрельбой, подошёл и усмешкой сказал: «Ты правда думаешь, что с автоматов закрытыми глазами стреляют?». Пришлось потренироваться, чтобы выглядеть на экране максимально естественно.
По молодости Александр Балуев не боялся рисковать на съёмках. Падал с лошадей на полном скаку на съёмках фильма «Кармелюк». А на съёмках «Му-му» едва не утонул. Снимали в сентябре, вода ледяная. Щенок, которому, видимо, надоело кататься в лодке, сам прыгнул в воду. С берега закричали: «Саня, смотри, собака…». Балуев, не думая, с разбега прыгнул следом. А на нём — красная рубаха, широкие шаровары и кирзовые сапоги, которые мгновенно набрали воду и потянули на дно. Он чувствовал, как опускается, а над ним уже метра два с половиной воды, и увидел, как собачка медленно проплывает над головой. «Понимаю, — вспоминал он, — что если сейчас что-то не предприму, то навсегда там останусь». Он оттолкнулся от дна, выскочил, силой отшвырнул щенка к берегу, а оттуда ему уже кинули верёвку.
Александра Балуева неоднократно звали сниматься и в Голливуд. У него было три заметных проекта за рубежом: «Миротворец» с Джорджем Клуни и Николь Кидман, «Столкновение с бездной», «Доказательство жизни». В «Миротворце» он играл русского генерала, не зная английского языка, а ведь почти все его фразы были на английском. Балуева, конечно, быстро раскусили, но не заменили. Английский он зубрил, как школьник, запоминая фразы, не вникая в их значение.
Разницу в подходе между американскими и русскими артистами Балуев ощутил сразу. У них за рубежом работа вовремя начинается и вовремя заканчивается — всё в точности по расписанию, а на наших съёмочных площадках всегда хаос. И ещё — у них совершенно другое отношение к телу. Александр вспоминал съёмки в Македонии. На обед съёмочную группу возили на гору на электрокарах. Джордж Клуни в них не садился — он бежал рядом, в тяжёлых сапогах, сжигая калории. Для многих голливудских звёзд тело — рабочий инструмент. Чуть теряешь форму — тебя просто перестают снимать. «К счастью, у нас не так», — говорил Балуев.
Несмотря на востребованость, в Голливуде он не остался. Надоело, по его словам, играть однотипных русских бандитов или агентов КГБ. А иных образов, в основном, и не предлагали.
А настоящая слава на Родине пришла к нему поздно. Сам он считает, что после «Мусульманина» Хотиненко и сериала «Спецназ». Но для миллионов зрителей он, прежде всего, — суровый кадровый военный Ларичев, муж главной героини из фильма «Благословите женщину».
На съёмках той картины режиссер Станислав Говорухин отчаянно пытался показать ему, как нужно правильно целоваться со Светланой Ходченковой в одной из сцен. «Станиславу Сергеевичу показалось, что он может подсказать, и я не стал его разубеждать… Но этому невозможно научить. Для этого нужен опыт». В те времена Балуев отказывался от репетиций поцелуев и постельных сцен — тренировался на штативах, представляя, что перед ним стоит женщина. Отказывался по банальной причине — дома ждала жена, которую он боялся обидеть.
До 33 лет в жизни Александра Балуева не было никаких серьёзных романов. А летом 1992 года он снимался в Коктебеле в «Ричарде Львиное Сердце». Гуляя по набережной, он увидел женщину, которая совсем недавно снилась ему во сне. Ею оказалась 41-летняя польская журналистка Мария Урбановская. Она была в Крыму с двумя детьми, 10-летней Юлей и 6-летним Юликом. И была замужем.
Скромный и замкнутый Балуев превратился в напористого ухажёра. Мария недолго сопротивлялась его ухаживаниям. Когда ей нужно было уезжать с детьми домой, оба поняли, что это не просто курортный роман, а самая настоящая любовь.
Началась жизнь на две страны. Балуев летал в Варшаву, Мария — в Москву. В начале 1993-го Мария призналась мужу, что полюбила другого, и подала на развод. Александр тут же позвал её замуж, но неожиданно получил отказ. Как выяснилось, Мария боялась, что чувства быстро остынут и их отношения превратятся в бытовую рутину, поэтому хотела сначала убедиться, что хочет быть его женой.
Они продолжали жить в гражданском браке. Балуев смог найти подход к её детям, не пытаясь заменить им родного отца. А в 90-е годы, когда его карьера пошла в гору и он стал хорошо зарабатывать, настоял, чтобы Мария бросила работу. «Когда женщина работает при живом муже — это унизительно. Унизительно в первую очередь для мужа», — объяснял актёр.
Мария всё-таки отказалась от своей работы и, обладая организаторским талантом, занялась постройкой домов — одного на Рублёвке, другого под Варшавой. В 2002 году она забеременела, и Балуев настоял на браке. Они поженились в Польше. А летом 2003-го родилась их дочь Мария-Анна.
Александр Балуев был сумасшедшим отцом: «Когда я впервые взял Маруську на руки, то сам разрыдался как младенец. Столько счастья!». Первые полгода он не работал, отказался от всех съёмок, чтобы быть с дочерью. Он запомнил один эпизод на всю жизнь: «Доча была совсем малюткой. Как-то вечером я её убаюкивал, положил в кроватку и вдруг заметил, что она на меня смотрит. Смотрела так, как будто понимает каждое моё слово. Это был взгляд совершенно взрослого человека. Мне стало стыдно, что я обхожусь с ней как с ребёнком. Не выдержал, и отвёл глаза».
После рождения дочери, жена актёра Мария, наконец, навсегда согласилась переехать в Россию. Десять лет во всех интервью Балуев рассказывал, как он счастлив. Тем оглушительнее для поклонников стала новость об их разводе осенью 2013-го года.
Мария забрала дочь и вернулась в Варшаву.
Только спустя время Балуев признался: его популярность и вечные гастроли невероятно раздражали супругу. Она настаивала, чтобы он сменил профессию. Но корень проблемы был глубже — в том самом «согласен на всё». «Я был настолько влюблён, что в самом начале наших отношений согласился на все условия Марии», — вспоминал он. Она настояла на том, чтобы он не проводил время со своими друзьями, не общался с коллегами вне работы, отчитывался о каждой зарабатанной копеечке. Но, как выяснилось, этого было мало. Уступка, по его словам, означала, что теперь он должен хотеть того же, чего хочет она. А его желания — не в счёт. «Я не ожидал, что мне придётся отказаться вообще от всего, что приносит мне удовольствие» — говорил он.
После развода Александр Балуев с головой ушёл в работу. Он так и не вошёл ни в одну театральную труппу, хотя его звали. И Табаков в МХТ, и другие. «Какой смысл? — пожимал он плечами. — Только ради ненужной записи в трудовой книжке?».
Балуев из тех, кто держит слово. Ещё в молодости, в Театре Армии, он и ещё несколько молодых актёров (включая Олега Меньшикова) поклялись отказываться от всех званий. «Ну, не кровью же поклялись», — смеялся он. Кто-то со временем передумал, а он — нет. Он и сегодня считает, что звание — это «атавизм», приклеенный ярлык, не имеющий к искусству никакого отношения. Из-за этого у него нет никаких регалий, а пенсия составляет менее 25 тысяч. Но его это не волнует.
Александр Балуев пережил серьёзную операцию в 2019-м году, потом вирус, который охватил весь мир. Актёр долго лечился в Коммунарке. Журналисты судачили, что он пропал. По одной из версий — уехал за рубеж, по другой — перебрался в деревню и начал вести замкнутый образ жизни. Но слухи о своём «исчезновении» сам Балуев опровергает: просто много работает и не любит появляться на светских мероприятиях.
Отдушиной Александра Балуева стал новосибирский театр «Красный факел», где он 14 лет играет в одной и той же постановке «Маскарад». И «Современник», куда его не взяла Галина Волчек 40 лет назад.
Сейчас его главная боль — дочь, которая всё ещё живёт в Варшаве. Сначала общению мешали ограничения из-за вируса, теперь — политика. Он называет это «чудовищным» — не иметь возможности повидаться, пообщаться с самым родным человеком. А раньше было счастье — мог увидеть её в любое время: садился в самолёт и уже через пару часов был в Варшаве рядом с ней.
Марусе уже за двадцать. Она пошла по его стопам. Балуев признаётся, что не счастлив от этого. У них был серьёзный разговор. Он предупредил дочь, что это невероятно трудная профессия, особенно для девушки. «Режиссёры — мужчины… — объяснял он. — И с актрисами у них возникают не всегда только творческие отношения». Выслушав его аргументы, Маруся послушно качнула головой, но в итоге всё равно пошла своей дорогой.
Александр Балуев по своей натуре — однолюб. Та любовь к единственной жене Марии была его «лебединой песней». Он допускает, что, может, кого-то и встретит, почувствует нежность, привязанность… «Но той любви, от которой взлетаешь в небеса и паришь в них, уже точно не будет…».
Он давно научился переживать неудачи. Раньше, бывало, выпивал. А потом осознал, что алкоголь только прибавляет неудач. Сейчас режиссеры звонят не так часто, как раньше. Да и друзей толком не осталось из-за ультиматумов бывшей жены. Но он говорит: «Я это принял. Более того, уже готов к тому, что когда-нибудь телефон замолчит навсегда. И этого я тоже не боюсь. Я себя к этому подготовил заранее».