Её низкий, бархатистый, густой, словно патока, незабываемый голос невозможно спутать ни с чьим другим. Как и характерную улыбку – всегда будто сквозь пелену мимолётной печали, – и глаза, в которых мгновениями плескалась вся скорбь Матери Человеческой.
Антонина Дмитриева обладала уникальным актёрским дарованием: была одинаково органична в лирических ролях, где раскрывалась сила её безграничного обаяния и мягкой женственности; умела передать всю глубину душевной драмы одними глазами и тут же лихо перевоплощалась в сущее зло, «доставая» из непостижимых бездн цепкой человеческой памяти когда-то схваченные образы жестоких, битых жизнью вульгарных бабищ, прожжённых циничных торгашек, грубых и алчных мещанок.
Я уверена, что вы сразу вспомните это лицо и воскликнете: «Ну конечно же, я её знаю!». Но признайтесь честно: вспомните ли имя?
Антонина Дмитриева в роли заведующей горздравотделом Бочкарёвой в спектакле Театра на Малой Бронной «Платон Кречет». Режиссёры Анатолий Эфрос, Лев Дуров
Антонина Ивановна Дмитриева родилась в подмосковной Ивантеевке, окончила Щукинское училище и театральную карьеру начинала на сцене Центрального детского театра, где прослужила десять лет – с 1954 по 1964 годы, уже тогда демонстрируя весь спектр актёрского таланта. Она выходила на сцену в роли Светлячка в постановке «Волшебный цветок» Жэнь Дэ-яо и в образе Мамы в сказке Валентина Катаева «Цветик-семицветик»; невыразимо страдала, пытаясь приставить губы Никанора Ивановича к носу Ивана Кузьмича в гоголевской «Женитьбе» и тут же выступала в роли бездушной карьеристки-пионервожатой в спектакле «Друг мой, Колька!»
В то время режиссёром ЦДТ был знаменитый Анатолий Эфрос – именно при нём детский театр перестал быть исключительно детским и превратился в один из самых интересных и популярных театров столицы. В ЦДТ Эфрос ставил не только детские спектакли, но почти всё, что писал в те годы драматург Виктор Розов и, как отмечал театральный критик, историк театра Анатолий Смелянский, начал «неравный бой» с помпезным, липовым, мёртвым искусством, которое его окружало».
Антонина Дмитриева
В постановке «Друг мой, Колька!» впервые пионерская тема была очищена от налёта казёнщины и «переведена» на человеческий язык. В 1961 году спектакль получил новое прочтение в формате кинокартины, где роль старшей пионервожатой, бессердечной зубастой акулы Лидии Михайловны Ивановой также исполнила Антонина Дмитриева. Эта работа прославила актрису и заслуженно считается одним из лучших в перечне воплощённых ею на экране образов: мало кому по зубам было бы создать резко отрицательный, вызывающий решительную неприязнь, при этом яркий и запоминающийся персонаж. «Как же я дико ненавидел эту пионервожатую в детстве!» – спустя десятилетия вспоминает давно выросший из коротких штанишек юный зритель. Это ли не признание актёрского мастерства?
Вспоминая Антонину Ивановну, частенько пишут, что кинематограф её не особенно жаловал, и после фильма «Друг мой, Колька!» у Дмитриевой больше не было заметных ролей. Спорное утверждение.
Кинодрама о школе «Друг мой, Колька!» по одноимённоё пьесе Александра Хмелика. Киностудия «Мосфильм», 1961 год. Авторы сценария Александр Хмелик, Сергей Ермолинский. Режиссёры Алексей Салтыков, Александр Митта
Лидия Михайловна Иванова, старшая пионервожатая – Антонина Дмитриева. Сергей Руденко, отрядный пионервожатый – Анатолий Кузнецов
Эта самобытная, ни на кого не похожая, колоритная, неподражаемая актриса помимо потрясающего дара перевоплощения обладала способностью сделать главной даже второстепенную или эпизодическую роль, с лёгкостью вскрывая самую сущность своего персонажа и врезаясь в память зрителя на всю жизнь.
Помните «Зигзаг удачи» с Евгением Леоновым и ведущую розыгрыша лотереи, которая, находясь в президиуме, объявляет со сцены: «Дорогие товарищи! Крупный выигрыш пал на облигацию, которая принадлежит жителю нашего города, скромному труженику, фотографу Орешникову», – и добавляет нараспев: «Поприветствуем его-о-о!» Это Антонина Дмитриева.
Марьяна Тимофеевна Локтева – ушлая дамочка-юрист, покрывающая своего начальника, виновного в аварии, и подбивающая коллег на лжесвидетельство в эпизоде «Несчастный случай» сериала «Следствие ведут знатоки» – тоже Антонина Дмитриева.
Детективный сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи». Авторы сценария Ольга Лаврова, Александр Лавров, режиссёр Юрий Кротенко. Дело 7-е: «Несчастный случай», 1972 год. Антонина Дмитриева – Марьяна Тимофеевна Локтева
Она же – заведующая базой Уварова в эпизоде «Пожар»: страшная в своей затаённой злобе, циничная, расчётливая, наглая, безжалостная хищница. Как она цедит, нет, шипит в конце, словно раздавленная змея: «Будьте вы прокляты!» – мороз по коже!
И та же Антонина Дмитриева – скромная работница типографии Марья Петровна, за которой во время отдыха в профилактории начинает ухаживать пожилой мужчина (многосерийный телефильм «Месяц длинных дней»). Актриса сумела передать смущение и страх своей героини, боящейся поверить в искренность чувств, но всем сердцем откликающейся на тревоги, печали и чаяния ещё недавно совершенно чужого ей человека. Или милая, застенчивая, печальная женщина, нежная мать невесты в телеспектакле «Свадьба как свадьба» по одноимённой пьесе Веры Пановой – чудесный дуэт Дмитриевой и Леонида Броневого!
В одном можно согласиться: богатейшая палитра многогранного таланта и актёрского дарования Антонины Дмитриевой не была в полной мере оценена и реализована в кинематографе. Но кто от этого проиграл? Только зритель.
Детективный сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи». Дело 19-е: «Пожар». Антонина Дмитриева – заведующая базой Елена Дмитриевна Уварова
Телевизионный фильм-спектакль «Месяц длинных дней», 1978 год. Антонина Дмитриева – Мария Петровна, отдыхающая в профилактории
Мельпомена была более милостива к своей служительнице: Антонину Ивановну хорошо знали и любили московские театралы, называя её «душой театра». Именно здесь Дмитриева ярко раскрылась как разноплановая актриса, и большую роль сыграл в этом Анатолий Эфрос. Одна из первых его учениц, чья карьера была неразрывно связана с именем прославленного режиссёра, Антонина Дмитриева ушла из ЦДТ вскоре за мастером, который возглавил Московский театр имени Ленинского комсомола.
В 1964 году Антонина Дмитриева появилась на сцене Ленкома в пьесе Виктора Розова «В день свадьбы» в главной драматической роли – Нюры Саловой. Я смотрела одноимённый фильм 1968 года с Ларисой Малеванной и очень жалею, что лишена возможности увидеть, как Антонина Дмитриева произнесёт на надрыве, на выдохе, на полушёпоте трагическое и сильное, последнее: «Отпускаю…»
С Львом Дуровым в спектакле Театра на Малой Бронной «Трибунал», 1970. Антонина Дмитриева – Полина
А потом были роли в пьесах Эдварда Радзинского, чеховских «Чайке» и «Трёх сёстрах». Многие отмечали, что Антонина Ивановна умела общаться не только с коллегами по цеху, но и со зрителями напрямую. Энергичная, темпераментная, «бушующая как волна», Антонина Дмитриева не боялась сцены, не выстраивала невидимую стену между собой и залом – наоборот, со свойственным ей куражом и бесстрашием бросалась в гулкую тьму как в пучину или в объятия. «Она была очень русской актрисой, сочетавшей в себе уйму противоположностей, всю жизнь выбиравшей между смирением и гордыней», – с нескрываемым восхищением писали критики.
Когда Эфрос был назначен режиссёром Театра на Малой Бронной, Антонина Ивановна перешла туда вслед за своим учителем. Этой сцене актриса преданно служила 27 лет, до самой смерти.
Полина в спектакле Театра на Малой Бронной «Трибунал», 1970
С Ольгой Науменко в фильме-спектакле «Ребята с нашего двора», 1973
Она выходила на театральные подмостки в роли Ольги Прозоровой (Чехов, «Три сестры»), кормилицы Джульетты в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», свахи Фёклы Ивановны (Гоголь, «Женитьба»), Меропии Давыдовны Мурзавецкой (Островский, «Волки и овцы»), Пелагеи Филатовны (Виктор Розов, «Ситуация» – запись этого прекрасного спектакля в постановке театра имени Евгения Вахтангова вы можете найти на YouTube). А роль Тони в пьесе «Впервые замужем» Павел Нилин написал специально для Антонины Дмитриевой, чей актёрский талант очень высоко ценил (в 1979 году Иосиф Хейфиц снял одноимённый фильм, где главную роль исполнила Евгения Глушенко).
В 1987 году Антонина Ивановна Дмитриева была удостоена звания Народной артистки РСФСР.
Спустя годы ведущая программы «4 минуты с театром» на радиостанции «Эхо Москвы» Ксения Ларина сказала: «Актёры Эфроса – это особенные люди. Можно сказать, что Анатолий Васильевич оставил после себя не только книги, но и этих неприкаянных актёров с тревогой в глазах. <…>»
Антонина Дмитриева (Пелагея Филатовна) и Юлия Борисова (Томочка) в телеверсии спектакля Театра имени Евгения Вахтангова «Ситуация» по одноимённой пьесе Виктора Розова. 1977 год
«Эфрос обжёг их души, заразил своей интуицией, своим чутьём, заставил по-другому думать, иначе смотреть на мир. Они уже не могли быть такими, как прежде, до встречи с ним. Все актеры Эфроса – люди благородные, высокопрофессиональные и высокодуховные. И Антонина Дмитриева – ярчайший представитель этой плеяды…»
Антонина Ивановна действительно была человеком глубоко порядочным, верным и преданным: профессии, людям, идеалам юности. В браке с выпускником ГИТИСа, известным артистом театра и эстрады, конферансье Евгением Кравинским в 1961 году родился сын Константин, который пошёл по стопам родителей: окончил Щукинское училище и много лет работал в Театре на Малой Бронной.
«В час его рождения по Всесоюзному радио Николай Владимирович Литвинов играл в радиоспектакле, коих в ту пору было много. Эта передача и определила судьбу мальчугана. Театр и радио настолько глубоко въелись в душу парнишки, что стали делом его жизни», – написал Константин Кравинский в автобиографии при поступлении на радиостанцию «Эхо Москвы».
Константин Кравинский в фильме «Уходят осенью мужчины», 1982
В радиопостановке «Дом 7, подъезд 4», которая шла на радиостанции «Эхо Москвы» в течение десяти лет, Кравинский-младший принял участие вместе с мамой.
В 1999 году Антонина Ивановна овдовела. Горе подкосило её, хотя, казалось, оптимизм и жизнелюбие талантливой ученицы Эфроса безграничны.
Театр на Малой Бронной готовился к празднованию семидесятилетия Дмитриевой, и коллеги во главе с Львом Дуровым подыскивали новую пьесу для «Тони», как её ласково называли. Но Антонина Ивановна пережила мужа всего на три месяца: она скоропостижно скончалась 16 августа 1999 года.
Константина Кравинского, потерявшего обоих родителей, а вместе с ними и жизненную опору, не стало в 2004 – оторвался тромб. «Это был человек, пронесший свое ребячество через всю жизнь, и никогда ни перед кем не закрывавший дверь своей квартиры», – сказал о коллеге и друге Лев Гулько.
Менее чем за месяц до смерти Кравинскому исполнилось 43 года.
Антонина Дмитриева в роли Анфисы Криворуковой в многосерийном телефильме «Сибирь», 1975
Константин Кравинский
Антонина Ивановна Дмитриева похоронена на Введенском кладбище в Москве (участок №2) рядом с мужем и сыном