«Не женитесь на курсистках!» Нелегкая жизнь «короля эпизода» Анатолия Столбова

90 лет назад родился советский актер Анатолий Столбов (1933-1996)

"Республика "ШКИД"

Анатолий Столбов. Фото из семейного архива

В культовом советском фильме «Республика ШКИД» есть один очень яркий персонаж. Это учитель словесности Павел Иванович Ариков (Палваныч), призванный революционной властью приобщать бывших беспризорников к возвышенному и прекрасному, а вместо этого он на каждом уроке распевает с учениками старорежимные песенки:

Не женитесь на курсистках,
Они толсты, как сосиски…
Эх-ма, тру-ля-ля…И так далее.

«Палваныча» Арикова гениально сыграл прекрасный питерский актер Анатолий Столбов, которому 21 марта 2023 года могло бы исполниться 90 лет.

Справка. Анатолий Столбов родился в Ленинграде, выпускник Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина (его педагогами по мастерству были Аркадий Благонравов и «легендарная кинобабушка» Валентина Сперантова). С 1958 года – штатный актер «Ленфильма». О таких актерах справедливо говорят – «король эпизода», то есть такой «король» порой появлялся на экране на минуту-другую, а запоминался — навсегда.

Анатолий Михайлович снялся в 60 фильмах. В том числе в таких известных, как «Человек-амфибия», «Начальник Чукотки», «Республика ШКИД», «Снежная королева», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Тень», «Рожденная революцией», «Единственная», «Приключения принца Флоризеля», «Государственная граница», «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры 30 лет спустя» (последний фильм). Ушел из жизни 7 ноября 1996 года.

…Накануне юбилея мне удалось разыскать в Санкт-Петербурге дочь актера – Татьяну Анатольевну Столбову. Татьяна окончила Литературный институт им. Горького, прозаик (автор трех романов и недавно опубликованной в журнале «Новая Юность» повести «Последствия»), сценарист. Член Союза писателей России. Она согласилась поделиться своими воспоминаниями об отце. Разговор состоялся в марте 2023 года.



А. Столбов и его роли

А. Столбов и его роли

ГЕРОИЧЕСКИЙ ДЕД

— Татьяна, на вашей странице ВКонтакте я прочел такие строки: «Все, что я помню из детства, связано в основном с отцом. Хотелось написать ‒ жаль, что… Но слишком много пришлось бы перечислять». Это вы о чем – чего вам жаль?

— Папа умер в трудный для меня период, я вся была в заботах, в работе и в бытовой суете, потому что это 1990-е годы, вы же понимаете, что в стране тогда творилось. Меня и моей семьи эти проблемы коснулись. Я недавно окончила Литинститут и вернулась в Петербург, у меня была маленькая дочь, было сложно. К тому же, в те годы отец уже тяжело болел, у него не было голоса, так что в последние годы у нас было меньше общения, чем мне бы хотелось. Я имела в виду только это. Потому что в остальном у нас все было очень хорошо.

Анатолий Столбов в молодости. Фото из семейного архива

Анатолий Столбов в молодости. Фото из семейного архива

— В некоторых интернет-статьях об Анатолии Михайловиче встречаются сомнительные факты, поэтому хотелось бы узнать правду от вас. Он вам что-нибудь рассказывал о своих родителях, о детстве?

— Все, что он рассказывал, я в свое время записывала, но, увы, со временем это все потерялось. Но несколько лет назад моя подруга, прекрасный исследователь-историк Ольга Попова (к несчастью, она скончалась в начале 2021 года), нашла корни нашей семьи по линии отца и даже составила генеалогическое древо, начиная с допетровских времен.

— Ого!

— Любопытно, что почти все наши предки по этой линии были из духовного сословия — священниками, дьяконами, и женились только на дочерях священнослужителей. Так было в течение нескольких столетий (!) вплоть до моего прадеда, Михаила Григорьевича Дубневского, который, тоже будучи священнослужителем, впервые нарушил эту традицию и женился на дочери мещанина.

Так вот моя бабушка (мама отца), Зинаида Михайловна, была дочерью этого Михаила Григорьевича. А дедушка мой, Михаил Николаевич Столбов, родился в деревне в Ярославской области, потом его семья оказалась в Петербурге, где у его отца была посудная лавка на Васильевском острове. Кстати, у Михаила Николаевича очень интересная, правда, трагическая судьба. Он, деревенский мальчик, получил прекрасное образование, работал инженером на судостроительном заводе имени Андре Марти (ныне Адмиралтейский завод), затем – ведущим инженером. Когда началась Великая Отечественная, у него, естественно, была бронь. Но он добровольцем пошел защищать Ленинград и через два месяца, в начале сентября 1941-го, погиб. И хотя были свидетели его гибели, из-за нелепой путаницы дедушка все эти годы считался пропавшим без вести. Поэтому бабушка не получала никаких льгот, положенных вдовам. И вообще больше замуж не выходила, даже, насколько я знаю, отваживала всех кавалеров.

— Надеялась, что муж вернется?

— Думаю, да.

— От кого из родителей вашему отцу достались творческие гены?

— От бабушки, полагаю. Она преподавала математику в военном училище, но при этом была очень творческой личностью. Настоящая ленинградская интеллигентка. В той самой квартире на Васильевском, где я родилась, стояло пианино, и бабушка Зина, когда мы собирались всей семьей, прекрасно на нем играла и пела. Кстати, в ее репертуаре было много народных песен, в том числе довольно редких. Знаю, что известная певица Жанна Бичевская исполняла на своих концертах несколько народных песен, которые Зинаида Михайловна ей лично напела.

— Ваш отец вспоминал о своем детстве?

— Редко, да и я многого не помню уже. А какое у него детство? Папа родился в 1933 году. Потом – война. Бабушка с двумя детьми (у папы был еще старший брат – Сергей) в 1942 году была эвакуирована в город Чкалов (сейчас – Оренбург), где работала на местном заводе. Когда после войны вернулись, только благодаря тому, что Зинаида Михайловна преподавала в военном училище, ей удалось вернуться в свою квартиру на Васильевском. Там мы потом и жили, три комнаты на семью: в одной комнате отец со мной и моей мамой, в другой – бабушка с моей старшей сестрой Олей, дочерью отца от первого брака, и в третьей – его старший брат Сергей со своей семьей.

В фильме "Заговор послов", 1965 год

В фильме «Заговор послов», 1965 год

В роли генерала Шкуро в фильме "Огненное детство", 1976 год. Фото из семейного архива

В роли генерала Шкуро в фильме «Огненное детство», 1976 год. Фото из семейного архива

«КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ» – ПАВЕЛ КАДОЧНИКОВ

— Известно, что Анатолий Михайлович после школы окончил техникум и даже какое-то время работал техником-рентгенологом в научно-исследовательском институте абразивов и шлифования.Почему он вдруг решил стать актером?

— Если он и работал техником, то совсем-совсем недолго. По крайней мере в наших разговорах это вообще не упоминалось. Знаю, что папа в 1958 году закончил Щепкинское театральное училище, где его сокурсниками были, например, Афанасий Кочетков, Светлана Немоляева, Виталий Коняев. И потом он всю жизнь был актером «Ленфильма» — снимался, занимался дубляжом. Еще знаю, что своим «крестным отцом» в киноискусстве папа считал Павла Кадочникова, который, как говорил отец, первый его оценил и, сняв в своем фильме «Музыканты одного полка», можно сказать, дал путевку в кинематограф.

А почему он решил стать актером? Если честно, не знаю. Мы никогда на эту тему не говорили, или я просто не помню. Все-таки, мне кажется, все творческое начало от бабушки шло. Она очень много в него вложила.

"Солдатик Сивков" в комедии "Музыканты одного полка", 1965 год

«Солдатик Сивков» в комедии «Музыканты одного полка», 1965 год

Лейтенант Гусеницын в детективе "Сержант милиции", 1974 год

Лейтенант Гусеницын в детективе «Сержант милиции», 1974 год

Арсений Александрович («Чинуша») в сериале "Рожденная революцией", 1974 год

Арсений Александрович («Чинуша») в сериале «Рожденная революцией», 1974 год

— По-вашему, каким он был актером? В чем его «конек», фишка?

— Папа, безусловно, был характерный актер. Мне кажется, ему недоставало хороших драматических ролей, чтобы по-настоящему раскрыться там. И он сам это понимал. Вот если бы он дожил до сегодняшних дней, я бы для него написала такую роль. Но, увы, он умер задолго до того, как я начала писать сценарии.

А тогда… Ведь как это часто бывает: актер где-то сверкнет, и эта роль становится его штампом. И все – уже никуда не денешься. Некоторым актерам удается вырваться из этих рамок, а некоторым – нет, причем не по их вине, а потому что, сами понимаете, актер – профессия зависимая.

— Нужно общаться, тусоваться, дружить с кем надо…

— Вот он совсем был не такой. Папа дружил только с теми, кто ему нравился и с кем он хотел дружить, а не с теми, с кем «нужно».

— А с кем из актеров он дружил?

— Его самый близкий друг был актер Игорь Боголюбов. Он умер еще раньше папы – в 1989 году.

— Ваш отец переживал, что не предлагают больших ролей, только роли второго плана?

— Папа никогда не говорил об этом – не тот человек. Несмотря на то, что он легко мог веселить всех за столом, быть открытым, мог со мной общаться абсолютно на любые темы, — ничего сугубо личного он публично никогда не транслировал. Все держал внутри.

"Палваныч" Ариков в киноповести "Республика "ШКИД", 1966 год

«Палваныч» Ариков в киноповести «Республика «ШКИД», 1966 год

"Республика "ШКИД"

«Республика «ШКИД»

Кадр из фильма-сказки «Черная курица, или Подземные жители», 1980 год (А. Столбов и Е. Евстигнеев)

Кадр из фильма-сказки «Черная курица, или Подземные жители», 1980 год (А. Столбов и Е. Евстигнеев)

— В фильмографии Анатолия Столбова около 60 ролей. Какие из них были его любимыми и почему?

— Конечно, он очень любил свою роль в «Республике ШКИД». Вспоминал свое общение с Сергеем Юрским и ребятами, которые там снимались с ним. Еще он любил свою роль польского скульптора Казимира в военной драме «В лесах под Ковелем». Она вроде бы комическая, но с ярким трагическим подтекстом. Папа как раз и ценил эту роль за то, что ему дали проявить другую грань его таланта.

— Что-нибудь интересное со съемок рассказывал?

— Дело в том, что в детстве я сама не особо проявляла интерес. И потом… Та же «Республика ШКИД» снималась еще до моего рождения. Какие-то его свежие эмоции я не застала, а когда выросла — подробности уже не спрашивала. То, что папа — талантливый актер, я стала понимать значительно позже. А в детстве и юности он был для меня просто отец. И в этом качестве он был для меня очень важным человеком.

А. Столбов. Фото из семейного архива

А. Столбов. Фото из семейного архива

СНИМАЛСЯ ДО ПОСЛЕДНЕГО

— Что еще вспоминаете из детства?

— Мы ведь с пяти моих лет вместе не жили. Родители развелись, но, несмотря на это, они всю оставшуюся жизнь дружили. Он к нам приходил в гости, они с моей мамой сидели на кухне, разговаривали, хохотали, разгадывали кроссворды. Когда у нас собирались компании и отмечались праздники, он всегда был с нами. Мало того, в последние годы, когда у него все стало совсем плохо со здоровьем, мама очень помогала ему – ездила к нему, готовила еду, помогала мыться.

В моем детстве со мной он обязательно куда-то ходил. То мы ездили с ним на весь день в Луна-парк, то он меня водил в Дом кино на детские утренние сеансы. Мы гуляли с ним в парке, по городу, играли дома в настольный хоккей, который он мне купил. Это он научил меня играть в шахматы.

— На улицах его узнавали?

— Да, такое бывало, останавливали. Правда, я сразу отходила в сторону, потому что такое не очень люблю.

Кадр из кинофильма «Парашюты на деревьях», 1973 год

Кадр из кинофильма «Парашюты на деревьях», 1973 год

"Сергей Степанович" в детском фильме "По секрету всему свету", 1976 год

«Сергей Степанович» в детском фильме «По секрету всему свету», 1976 год

— Каким Анатолий Михайлович был в быту?

— Папу вообще однозначно оценивать сложно, потому что он был очень многогранным. Играя в кино в основном роли комические, в реальности был человеком глубоким, порядочным и принципиальным, с огромным кругозором, с отличным, ярким чувством юмора. Он мог легко отказаться сниматься (и отказывался неоднократно), если ему не нравился режиссер. Он очень много читал, всем интересовался, прекрасно решал самые заковыристые кроссворды. Я уж не говорю о том, что сам он вырос без отца, но стал ‒ для меня ‒ отличным отцом.

Он был очень интересный человек – с ним всем было интересно. Даже когда с ним случилась эта трагедия – рак горла… Ведь он полностью потерял голос и жил с трубкой в горле. Общался через записки в тетради. При этом (а у нас, бывало, собирались большие компании друзей), сидя за столом, ему достаточно было сделать мимолетную гримаску, и весь стол уже хохотал, настолько это было понятно и остроумно. Помню, некоторые остроты он сразу записывал в тетрадку и когда их зачитывали, стоял просто гомерический хохот.

— То есть он не был в депрессии из-за своего недуга?

— Думаю, что на самом деле он был в депрессии. Просто папа был очень сильный и мужественный человек и никогда этого не показывал. А как же можно было не впасть в депрессию? Вы представьте себе, какой это кошмар – актеру оказаться без голоса. Мало того, он перенес множество хирургических операций, крайне болезненных. Но отец все держал в себе и никогда не ходил с трагическим лицом. Хотя я представляю, что творилось у него в душе… Он даже мне ничего не говорил, хотя у нас были очень близкие и доверительные отношения. Впрочем, общаться тогда мы могли только лично, ведь у него уже не было голоса… Часто бывало так: он звонил мне и стучал по трубке, а я рассказывала, как у нас дела, он слушал… Представьте, в 1990-х годах он, уже тяжело больной, на нескольких видах транспорта через весь город ездил сидеть с внучкой, гулял с ней. Он ее просто обожал! И она ему отвечала тем же. Когда Маша родилась, он приехал к нам и гулял с ней во дворе, держа ее на руках ‒ это была ее первая прогулка после рождения.

— Правда, что он даже в таком состоянии продолжал сниматься? Например, сыграл трактирщика в фильме «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры 30 лет спустя».

— Да, снимался. Просто его озвучил другой актер.

— И последний вопрос. На «Ленфильме» как-то отметят 90-летие Анатолия Столбова?

— Очень сомневаюсь. Не знаю, снимается ли сейчас на «Ленфильме» кино или нет, но киностудия вся в долгах и там просто разруха. Я как-то просто на выставку туда пришла… Печальное зрелище.

Фотографии из семейного архива Татьяны Столбовой