Неизвестная страница жизни Ролана Быкова: тайная связь с председателем КГБ и роль Андропова в судьбе фильма «Чучело»

На первый взгляд даже трудно представить, что может быть общего у знаменитого актёра и режиссёра Ролана Быкова с председателем КГБ, а в последующем руководителем страны Юрием Андроповым. Они не только из разных поколений, но даже из разных миров. И, тем не менее, существуют определённые доказательства существования их личной связи, а также доброжелательных и доверительных отношений.

Первым знаком такой связи было поздравление Андропова, которое Быков получил в 1979 году на свой 50-летний юбилей. Известно, что к собственноручно подписанному поздравлению прилагался ценный подарок, о котором позже Быков никому не рассказывал.

Когда ведущий на банкете, организованном в честь его юбилея, и на котором присутствовало более сотни гостей, зачитал поздравление Андропова, многие изумились. И лишь сам юбиляр спокойно и без удивления выслушал вполне обычное поздравление с набором традиционных фраз.

В то время Андропов занимал пост председателя КГБ, и в его обязанности точно не входило поздравлять актёров. Более того, позже выяснилось, что это был единственный случай, когда Юрий Андропов, занимая пост главного чекиста, официально поздравил с днём рождения советского актёра.

Но самый яркий аргумент в пользу существования поддержки Ролана Быкова Юрием Андроповым связан с продвижением фильма «Чучело».

-2

Многим известно, что фильм рождался в муках и не один год. Ролан Антонович впервые заговорил о желании снять подобный фильм ещё в начале 70-х годов, почти сразу после премьеры картины «Внимание черепаха».

В 70-х годах в одной из передач «Кинопанорамы» он рассказал, что очень хочет снять фильм о школьных проблемах и подростковой жестокости. Быков добавил, что в детстве и сам подвергался травле в школе. Но что было для него ещё больнее – его сын Павел тоже стал жертвой жестокости одноклассников. И им даже пришлось сменить школу. А такой фильм мог бы показать всем, и в первую очередь самим обидчикам, как непристойно они выглядят со стороны.

"Чучело"  (1983).

В 1978 году он сам написал сценарий к такому фильму, но редакционный отдел его отклонил. Придрались не только к теме, но и к другим техническим огрехам, которые в сценарии были на самом деле.

Ролан Антонович забрал его на доработку, хотя уже понимал, что такой фильм вряд ли ему дадут снять. Но, тем не менее, продолжил работу над сценарием и над теми замечаниями, которые были изложены редакторами.

Сюжет фильма был о непростых отношениях восьмиклассника со своими сверстниками, которые стали травить его только за то, что однажды он отказался участвовать в акции, которая была направлена недовольными школьниками против одного из учителей. За отказ участвовать в этом одноклассники его посчитали предателем и перевели свой подростковый гнев с учителя на несчастного парня.

Сценарий был написан со знанием темы и нюансов. Складывалась впечатление, что это была личная история самого автора. Но в 1981 году Елена Санаева увидела в руках у сына книжку на подобную тему. И предложила её прочесть Ролану. Быков прочитал её за одну ночь и сразу бросил свой старый сценарий, чтобы начать писать новый. Это была повесть Владимира Железникова «Чучело» о девочке-изгое, которая взяла на себя чужую вину и стала жертвой травли одноклассников. История писателя Быкову показалось более драматичной и яркой.

Сам Железняков тоже принял активное участие в создании сценария. Тем более что опыт сценарной работу у него уже был («Чудак из пятого «Б» и др.).

Когда новый сценарий был готов, его тоже отклонили на стадии редакционного отдела «Мосфильма». И опять не понравилась тема. Мол, такой фильм будет пасквилем на советскую школу.

Короче, сценарий долго не хотели утверждать, пока в историю не вмешался главный особист киностудии, который «настоятельно порекомендовал» этот сценарий и фильм утвердить.

Это случилось когда Юрий Андропов уже имел значительный политический вес и готовился занять кресло генсека. Поэтому куратор госбезопасности на «Мосфильме» котировался даже повыше, чем секретарь парткома. Директор не мог не прислушаться к такой «рекомендации» и включил фильм Быкова в план киностудии.

К тому же он знал, что особист действовал не по собственной инициативе. Все понимали, что тому поступила команда сверху.

Ю.В. Андропов.

Когда фильм бы готов, он опять подвергся жёсткой критике, но картину всё-таки выпустили на экраны. Правда, в очень ограниченном прокате. Это взбесило Быкова, и говорят, что он напрямую связался с Андроповым. В то время тот уже тяжело болел и руководил страной из больничной палаты. Поэтому связаться с ним было непросто. Но получается, что у Быкова такая возможность была.

"Чучело"  (1983).

Почти сразу в «Госкино» пришёл приказ сверху: не только организовать широкий прокат киноленты, но и обеспечить условия, чтобы его могли посмотреть как можно больше советских школьников. Сегодня известно, что во многих советских городах на этот фильм водили ребят целыми классами, иногда в урочное время.

История с фильмом «Чучело» продемонстрировала всем киночиновникам, что с Быковым лучше не связываться. С одной стороны, это во многом развязало ему руки, но с другой стороны, друзья и коллеги стали относиться к нему с опаской.

Я попытался разобраться, когда и как появилась такая странная дружба артиста и высокопоставленного чиновника? И сравнив биографии Быкова и Андропова, выяснил, что они лично пересекались только однажды – в 1968 году на съёмках фильма «Мёртвый сезон».

"Мёртвый сезон"  (1968).

Этот фильм был инициирован руководством КГБ как раз в то время, когда Андропов возглавил комитет. Юрий Владимирович лично курировал съёмки и, конечно же, общался с исполнителями главных ролей, в числе которых был и Быков.

"Мёртвый сезон"  (1968).

В начале нулевых годов актёр Донатас Банионис в интервью рассказал, что на съёмках этого фильма он познакомился не только с прототипом своего героя – бывшим разведчиком Кононом Молодым, но и с председателем КГБ Юрием Андроповым. Литовский актёр имел с ним продолжительную беседу и отозвался об Андропове как о высокообразованном человеке, с которым было приятно общаться. Кстати, уже после смерти Баниониса это интервью стало основанием для громкого расследования в Литве его якобы сотрудничества с КГБ.

"Мёртвый сезон"  (1968).

И вот тут, с моей точки зрения, всё становится понятным. Наверняка, и с Быковым у Андропова была подобная беседа. И, скорее всего, они тоже симпатизировали друг другу (кто хоть раз общался с Роланом Быковым, знает, что по другом и не могло быть). И наверняка Андропов оставил актёру на всякий случай какой-то способ связи, потому что в те годы он был если не вторым, то точно уже третьим человеком в СССР и мог решить практически любой вопрос.

И, судя по всему, в начале восьмидесятых годов Ролан Быков этой связью воспользовался. А что думаете по этому поводу вы?