Людмила Алексеевна Чурсина в июне этого года отметила свой восьмидесятилетний юбилей. Был еще один юбилей у актрисы — шестидесятилетие кинокарьеры. Завидное творческое долголетие! При этом актриса снимается в кино до сих пор. И играет далеко не проходные роли. Вот взять хотя бы сериал «Чисто московские убийства». Совсем недавно сняли второй сезон. У Людмилы Алексеевны там главная роль владелицы сети салонов красоты. Откуда наша легендарная актриса черпает силы, и в чём секрет её хорошей формы?
«Чисто московские убийства». 2019 год
А начиналась киношная реальность у юной актрисы в 1961 году, когда совсем юных студенток театрального училища им. Щукина — двух подружек — Людмилу Чурсину и Элеонору Шашкову пригласили на эпизодические роли прачек в женской артели. Тогда известный режиссер Леонид Луков снимал грандиозную киноэпопею «Две жизни» по сценарию Алексея Каплера. В этой картине задействовали почти всех лучших звёзд СССР. Даже маленькие роли играли Г. Юматов, Л. Куравлёв, Л. Свердлин. Две подруги жили в одной комнате в общежитии, стипендии не хватало. Элеонора Шашкова вспоминала, что с голодухи они были вынуждены продать её аккордеон.
В фильме швеями и прачками был разыгран грандиозный бой с мерзкими буржуинами. Они отчаянно мутузили ненавистных сатрапов-кровопийц рабоче-крестьянского труда. Трудно уловить взглядом двух юных дебютанток в куче женских лиц. Но дебют Чурсиной и Шашковой всё же состоялся.
Первое появление в кадре Людмилы Чурсиной. Этакая пышечка — слева. Рядом с ней — Элеонора Шашкова. 1961 год. «Две жизни»
В том же 1961 году Людмила Чурсина сыграла маленькую роль Зои в фильме «Когда деревья были большими». Она там такая пухленькая и свеженькая. Первая девчонка на деревне.
«Когда деревья были большими». 1961 год.
Потом была роль медсестры в картине С. Ростоцкого «На семи ветрах». А в 1963 году Людмила Чурсина сыграла в фильме «Утренние поезда». Тут она первый раз играла любовь с Анатолием Кузнецовым. Второй раз они прочертили любовную линию в фильме «Весна на Одере» в 1967 году.
«Утренние поезда». 1963 г.
А потом наступил 1964 год, и было приглашение её Владимиром Фетиным на главную роль Дарьи в кинофильм «Донская повесть». Это уже был триумф всесоюзного масштаба!
Дарья. «Донская повесть». 1964 г.
Людмила Чурсина всегда отличалась от своих коллег. Красавиц на экране было много, но в ней была какая-то особенная стать и обаяние. Мужчины сходили с ума от одного её взгляда. Чурсина долго себя чувствовала гадким утёнком: рост метр семьдесят семь сантиметров, сороковой размер ноги. Это много позже станет предметом гордости, а в юности это создавало сплошные комплексы.
С каждой новой киноролью Людмила Чурсина раскрывалась всё больше и больше. Большое впечатление на зрителей произвела её роль Инки-эстонки в детективе «Два билета на дневной сеанс». «Я Мерлин Монро, у меня тот же номер лифчика, понял!», на ломаном русском с прибалтийским акцентом говорила её героиня. Мужское народонаселение страны было в полном восторге от такой эффектной девицы.
Инка-эстонка. 1965 г. «Два билета на дневной сеанс».
Следующая киноработа Людмилы была в «Туманности Андромеды». Лума Ласви — главврач мощного звездолёта «Паруса». Весь фильм её героиня ходит в каком-то немыслимом шлеме и говорит умные научные речи.
«Туманность Андромеды». Лума Ласви. 1967 г.
И вот наступил 1968 год. Этот год в биографии актрисы стал заоблачно звёздным. На экраны нашей страны вышли сразу три кинокартины с участием Людмилы Чурсиной. И везде она сыграла главные роли.
Кинофильм «Виринея» — одна из вершин творчества Л. Чурсиной и, наряду с «Донской повестью», лучшая совместная работа Чурсиной с режиссером Владимиром Фетиным. Её героиня получилась божественно красивой и одновременно демонически притягательной. Да и сам фильм получился необычным и талантливым. Её Виринея это портрет какого-то абсолютно неземного космического гордого Духа, который летал по Вселенной, летал неприкаянный, и вдруг решил поселиться в этом существе женского пола, деревенской девушке Виринее.
Виринея. 1968 г.
Следующим шедевром актрисы стала Марфа Лунина из фильма «Журавушка». Их тандем с А. Джигарханяном был бесподобен. Сам Армен Борисович, который смело входил в кадр с любой красавицей, после признавался, что работать с Чурсиной было очень непросто, потому что у него каждый раз замирало сердце когда они начинали вместе играть. Кстати примерно такие же откровения высказывал и Вячеслав Шалевич после их совместных съёмок «Виринее».
«Журавушка»
Третьим хитом 1968 года стала впечатляющая работа Людмилы Чурсиной в киноэпопее «Угрюм-река». Её Анфиса Козырева — это был очередной взрыв мозга для мужского населения страны. Многие критики считают, что эта роль была апогеем возможностей для Людмилы Алексеевны.
Анфиса Козырева. «Угрюм-река».
Но это были ещё не все премьеры 1968 года. Была у Чурсиной небольшая роль в фильме «По Руси» и роль фройляйн-ефрейтора в эпопее В. Басова «Щит и меч».
«Щит и меч».
Кинофильм «Журавушка» стал победителем на фестивале в Сан-Себастьяне, а Людмила Чурсина получила приз за лучшую женскую роль. И она получала награду из рук самой Одри Хэпберн. Тогда же на Чурсину обратили внимание боссы американских кинокомпаний. Её приглашают работать в Голливуд. Без проб и условий сразу дают трёхгодичный контракт на 15 кинофильмов.
Но карьера на Западе окончилась не успев начаться. Людмилу Алексеевну вызвали в Госкино к начальству и настоятельно советовали проигнорировать приглашение. «А вдруг Вам предложат раздеться в кадре? А Вы ведь — член партии,» — вот такие разговоры велись тогда с ней.
В конце концов актриса отказалась от контракта. А Госкино в свою очередь, чтобы задобрить её, присвоило ей, молодой 27-летней девушке звание заслуженной артистки РСФСР.
Даже если бы на этом завершилась её кинокарьера, то и это уже можно было считать невероятной жизненной удачей. Но Людмила Алексеевна набрала такой кинематографический ход, что её уже было не остановить.
«Олеся». 1970 г.
Впечатляюще сочно выглядела её Ксана в «Адъютанте его превосходительства» и её Олеся из одноимённой драмы А. Куприна. Супруг Чурсиной Владимир Фетин снял её в роли Любови Яровой в одноимённой киноэкранизации пьесы К. Тренёва.
А чуть позже были Зося Ляховская в «Приваловских миллионах», Ханна Эккерт в военной драме «Схватка», Пепа в «Гойе». Была и последняя совместная киноработа с Владимиром Фетиным по экранизации «Открытой книги» в 1973 году, где Людмила Алексеевна сыграла главную роль.
Зося Ляховская. «Приваловские миллионы». 1972 г.
Отыграв в ленинградском театре драмы им. Пушкина, и почти не имея там ролей, актриса переезжает в Москву в 1974 году, где её приглашают в Театр Советской Армии. Актриса сразу дебютирует ролью Настасьи Филипповны в «Идиоте». Это была её роль. И по темпераменту, и по фактуре.
После тяжёлой поездки в Афганистан в 1981 году с делегацией советских артистов, во время которой актриса спала с пистолетом под подушкой, и каждый день мог стать последним, Чурсиной присвоили звание Народной артистки. Не всякий артист в неполные сорок лет в то время имел это звание.
Людмила Алексеевна продолжала весьма успешно сниматься в кино: «Личное счастье», «Гонки с преследованиями», «Собственное мнение». Роли большей частью у неё были главные или такие, что запоминались. Как, например, роль императрицы в «Сказе про то, как царь Пётр Арапа женил», где у неё один головной убор весил 16 килограмм, а платье с украшениями и того больше. И в этом надо было расхаживать величаво и легко…
Несколько ролей у Людмилы Алексеевны были вместе с Андреем Харитоновым. В фильме «На гранатовых островах» они играют почти что любовников, а через несколько лет в «ЗнаТоКах» они уже играют мать и сына. Вместе в кадре они выглядят очень похоже. Как будто действительно родственники.
Л. Чурсина и А. Харитонов. «На гранатовых островах». 1981 г.
«Русь изначальная». Анея. 1986 г.
Очень колоритно сыграла актриса очередную ведьму-ведунью Анею в картине «Русь изначальная». Людмиле Алексеевне вполне можно было бы присвоить звание заслуженной киноведьмы СССР. Мало кто в подобных ролях мог её переиграть.
В перестроечный период актриса вышла замуж за сына Ю. Андропова Игоря. Какое-то время она выходила на сцену с двойной фамилией Чурсина-Андропова. Это был брак двух сильных личностей, который к сожалению просуществовал недолго.
«Дело Сухово-Кобылина». 1991 г.
Актриса была невероятно популярна и узнаваема, но славой своей пользоваться не умела. В тяжелые 90-е годы она взяла к себе жить родителей. Не забывала свою младшую сестру Эвелину. Чтобы содержать и поддерживать своих близких актриса продолжала много сниматься в кино и играть в театре. Поэтому и 90-е годы, и начало нового века она бесперебойно снималась. В наступившем новом веке прославленная актриса снялась более чем в пятидесяти сериалах и фильмах.
«Как выйти замуж за миллионера». 2012 г.
Несмотря на свой звёздный статус Чурсина не требует к себе особого отношения. Она живёт в скромной однокомнатной квартире, ездит на метро. Актриса не ропщет на новое время и молодых партнёров. Большую часть своих гонораров отдаёт племяннику, сыну сестры, недавно ушедшей. Теперь он и его семья — смысл её жизни. У племянника две не совсем здоровые дочки.
Актриса не признаёт пластических операций, не изнуряет себя диетами. В свои годы не боится близко подпустить к себе камеру. Людмиле Чурсиной не нужны тайные ухищрения чтобы оставаться в профессии. Она в прекрасной форме и продолжает свой киномарафон.
«Чисто московские убийства». 2019 г.
Иногда смотришь на актрису и понимаешь: вот она — настоящая элита, а не тот суррогат из гламурных героинь модных журналов, что нам подсовывают везде. Кинообразы Людмилы Алексеевны Чурсиной — это на века. Это — эталон. Это — подлинно Русская стать и величие Русского духа.
Несравненная. Неповторимая. Недосягаемая. Немыслимо обаятельная. Непостижимо прекрасная. Всегда и везде — лучшая. Здоровья и долголетия Вам, Людмила Алексеевна!