Неприличные «шуры-муры» Шарапова и Синичкиной, плевок в лицо Жеглова и другие вырезанные сцены «Места встречи изменить нельзя»

Оказывается, культовый советский детектив «Место встречи изменить нельзя» изначально планировался не пятисерийным, а семисерийным фильмом. Однако, на этапе монтажа вмешалось Гостелерадио — и самая известная лента Станислава Говорухина уменьшилась на два часа экранного времени.

Подумать только — любимое миллионами кино было длиннее на целых два часа! В наше время, когда так называемые режиссерские версии фильмов выпускают одну за другой, поклонники «Места встречи», естественно, хотели бы увидеть историю Глеба Жеглова и Володи Шарапова в полном объеме. Увы! Этому не суждено случиться. Сразу после финального монтажа Станислав Говорухин сдал ленты с вырезанными эпизодами в архив Одесской киностудии, где они были утрачены.

Тем не менее, благодаря воспоминаниям участников съемочного процесса, мы знаем, о каких именно эпизодах идет речь. Более того, сохранились фотографии некоторых сцен, которые, к огромному сожалению, никто и никогда не увидит на экране в рамках расширенной версии лучшего советского детектива.

Военный эпизод

Встреча Шарапова со своим бывшим фронтовым товарищем Левченко в «берлоге» Горбатого — один из ключевых моментов фильма.

Однако, экранное время актера Виктора Павлова было значительно больше, чем вошло в итоговую версию.

Так, по изначальному плану, фильм начинался с пролога, в котором Шарапов и Левченко героически добывают «языка» за линией фронта. Кстати сказать, в роли молодого немецкого солдата снялся старший сын Марины Влади Петр Оссейн.

Шарапов и Левченко на войне.

Увы, пасынку Владимира Высоцкого так и не удалось увидеть себя на экране — весь материал с «языком» был вырезан. Но Петру Оссейну было не так обидно, как Виктору Павлову: накануне съемок эпизода в холодном болоте актер перенес воспаление легких, но никому об этом не сказал.

Гибель Вари Синичкиной

В первоисточнике, романе «Эра милосердия», Варю Синичкину ждала страшная судьба — девушка погибла от рук бандита. То же самое было и в первой версии «Места встречи изменить нельзя». Однако, в Гостелерадио сочли финал чрезмерно грустным и давящим на зрителя.

В данном случае чиновники получили неожиданную поддержку от самого Владимира Семеновича Высоцкого. По мнению актера, «убивать» Варю ни в коем случае нельзя, ведь она, по сути дела, олицетворяет новый мир, ту самую эру милосердия, которая должна наступить.

С доводами Высоцкого согласился и Станислав Говорухин. В результате концовка была переснята, и зрители увидели Варю Синичкину с усыновленным ребенком на руках — христианская отсылка к Мадонне, которую чиновники Гостелерадио или не заметили, или предпочли не заметить.

Варя с брошенным ребенком.

Плевок Промокашки

Во время вывода бандитов из подвала Станислав Говорухин дал актеру Ивану Бортнику, сыгравшему Промокашку, карт-бланш. И тот предоставленной свободой воспользовался в полной мере. Выходя из подвала Промокашка запел блатную песню, затем полез грудью на «мусоров» и … плюнул в лицо Глебу Жеглову. Владимир Высоцкий не ожидал такого и едва не потерял самообладание.

Промокашку выводят из подвала.

А вот актеры из массовки, игравшие охранников, потеряли. Дело в том, что Говорухин привлек к съемке эпизода настоящих милиционеров, и те приняли Бортника за настоящего уголовника. Вот как Иван Сергеевич рассказывал об этом эпизоде:

«Они стали меня бить, заламывать руки так, что я просто заорал от боли. … В общем, скажу я вам, было страшновато. А зрители, собравшиеся за ограждением съемочной площадки, аплодировали нам».

Эпизод был снят на великолепном уровне, но пропустить его никак не могли: уголовник, плюющий в лицо власти — это был перебор даже для кино. Бенефис Промокашки вырезали.

«Неприличный» эпизод

Читатели романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» прекрасно помнят любовную сцену между Володей Шараповым и Варей Синичкиной. Вайнерам удалось невероятно чистое, светлое и нежное описание без грамма пошлости.

Была эта сцена и в изначальном варианте «Места встречи изменить нельзя». Эпизод продолжался примерно три секунды и следовал сразу после сцены, в которой Володя и Варя танцуют.

Шарапов и Синичкина.

Говорухин подозревал, что уж этот-то момент цензура точно не пропустит, однако снял его, чтобы отвлечь внимание комиссии Гостелерадио от других, гораздо более важных эпизодов. Так в итоге и получилось.

А любовная сцена, пожалуй, и не нужна была фильму — она разрушила бы те трогательные, какие-то неземные отношения Володи и Вари, разрушила бы скромный, почти мальчишеский образ Шарапова.