Комедия Геральда Бежанова вышла на экраны 10 ноября 1985 года и стала одним из лидеров советского кинопроката. Сегодня мы поговорим о нескольких интересных деталях легендарного фильма. Итак, действие картины происходит в Москве. Напрямую об этом не говорится, но многие столичные локации в фильме вполне узнаваемы. Например, угол Ермолаевского переулка и Малой Бронной улицы, где Надя получила фигнал под глазом.
Только учтите, что в 2002-м здесь появился жилой комплекс «Патриарх», который и попал на скриншот между доходным домом Сидамон — Эристова и музеем современного искусства (за спиной Нади и Клавдии Матвеевны).
Клавдия Матвеевна и Леша Пряхин идут по Стремянному переулку рядом со станцией метро «Серпуховская».
Слева от героев Вознесенская церковь, что за Серпуховскими воротами.
Но интереснее всего, конечно же, место, где располагался ЦНИИПРОММАШ — институт, в котором работали главные герои знаменитого фильма.
Сцену снимали в 1-м Щипковском переулке.
Видите деревянный дом на скриншоте, мимо которого проезжает машина Аркадия? Его уже нет.
В этом здании 30 лет жил выдающийся советский режиссер Андрей Тарковский. К сожалению, уникальный памятник истории и архитектуры безвозвратно утрачен. Вот как он выглядел в 1989 году,
Все старые фотографии с pastvu.com
вот так — 10 лет спустя.
А между 2002 и 2004 годами здание исчезло. Его необходимо как можно скорее восстановить и устроить там музей. Например, на первом этаже — музей фильма «Самая обаятельная и привлекательная», а на втором — музей-квартиру Андрея Тарковского. Или наоборот.
Теперь переходим к киноляпам и нестыковкам. Несмотря на то, что в 1985 году кино с точки зрения технологического развития кино находилось на принципиально ином уровне по сравнению, скажем, с 60-ми годами, создатели отечественных фильмов почему-то так и не могли создать за окнами более-менее правдоподобный пейзаж, чтобы было по крайней мере видно, что это не фотография.
Декорация в сцене падения Коли Пасечника в «Высоте» (1957)
ватман в «Три тополя на Плющихе» (1968)
и нарисованные дома за спиной Нади Клюевой (1985).
Кстати говоря, какого цвета анкета в руках Надежды Васильевны? Белого
или зеленого?
Эпизод с Джанни Моранди — в самом конце фильма. До этого нам показывают множество событий. Если Моранди выступал в марте, то выходит, что история Нади начиналась в феврале. Вот только в феврале 1983 года средняя температура воздуха на московских улицах держалась на уровне -8 градусов. Ну и где теплые шубки? Где снежок? Да и вообще остатки листвы на деревьях говорят скорее о конце октября. Лично я ни секунды не сомневался, что действие картины происходит осенью, пока не узнал про Моранди.
Это либо середина октября, либо конец апреля
А вот вам еще одна загадка. Помните, как Миша Дятлов взял билеты на 17:03? А Володька еще посетовал, жалко мол, что не ночным поездом. Иными словами, Вовчик планировал ночью поспать, то есть ехать в вымышленный город Сущевск было не менее 5 — 7 часов. Вполне разумно: выдвинулись в 17:03, прибыли на место около 23-х часов. То есть Сущевск не подмосковный райцентр, вроде Серпухова, а видимо областной. В пользу этого говорит то обстоятельство, что натурные сцены Сущевска также снимали в Москве. Иными словами, авторы фильма хотели создать видимость более-менее крупного города, но ехать куда-нибудь в Смоленск или Ярославль поленились. А может, просто бюджета не хватило. Так вот, назовите мне хотя бы один райцентр вдали от Москвы, где в одно и то же время довольно тепло,
но по дороге к нему лежит снег,
а в Москве так же сухо, как и в Сущевске.
Отмечу, что когда Надя идет на концерт Моранди, в столице уже сугробчики. Может, снежок выпал, пока герои ездили в Сущевск? Возможно. Например, Сущевск южнее столицы километров на 600. Но опять-таки вряд ли в марте.
Ну и относительно Дятлова. В самом начале фильма Миша говорит, что его теща жива-здорова. Иными словами, Михаил поддерживает с матерью жены более-менее нормальные отношения, по крайней мере в курсе ее дел. А следовательно, и с тестем. Даже есть тесть и теща Дятлова в разводе, все равно как только Петр Васильевич произнес слово «Сущевск», Миша немедленно должен был среагировать: у меня же там тесть живет! Тем более, такой тесть, с которым Дятлов общается настолько тесно, что даже готов помочь родственнику с крышей. Ничего подобного Миша не сказал. А следовательно, как только Дятлов в командировке заикнулся про тестя ветерана войны, Надя немедленно должна была сообразить, что что что-то тут не так и история с крышей, скорее всего, придумана на ходу. Но Клюева ничего не заметила. Наблюдательнее надо быть!
А теперь сразу отвечу на ваш типичный комментарий, который будет непременно удаляться. Это я предупреждаю токсиков, чтобы те не тратили время. Нормальные и благодарные читатели давно такого не пишут. «Автор, зачем искать нестыковки в таком прекрасном фильме, кино нужно просто смотреть, хватит очернять великий СССР»! Друзья мои, я как раз и пишу подобные статьи, потому что советские фильмы прекрасные и удивительные. Мне всегда любопытно покопаться в деталях, найти несоответствия. А вам интересно про них читать — мне это точно известно. Вот для вашего удовольствия подобные материалы и сочиняются…