Несколько секретов сюжета советского детектива «Возвращение «Святого Луки»»

7 декабря 1970 года состоялась премьера фильма «Возвращение «Святого Луки»», снятого режиссером Анатолием Бобровским. Вскоре картина вышла на широкий экран и стала одним из самых популярных советских детективов. Долгое время зрители и даже большинство участников съемочной группы не подозревали, что за увлекательным киноповествованием стоит не менее удивительная реальная история.

Кадр из кинофильма «Возвращение "Святого Луки"», 1970 г., режиссер Анатолий Бобровский, сценаристы Владимир Кузнецов, Борис Шустров, Сергей Дерковский, композитор Исаак Шварц (скриншот)

Кадр из кинофильма «Возвращение «Святого Луки»», 1970 г., режиссер Анатолий Бобровский, сценаристы Владимир Кузнецов, Борис Шустров, Сергей Дерковский, композитор Исаак Шварц (скриншот)

По сюжету фильма некий инженер Лоскутов (Олег Басилашвили), коллекционер-спекулянт, нанимает вора-рецидивиста по кличке Граф (Владислав Дворжецкий),чтобы украсть из музея картину Франса Халса «Святой Лука» с целью продажи ее иностранному коллекционеру. Следствие по делу возглавляет полковник милиции Иван Сергеевич Зорин (Всеволод Санаев).

В основу сценария был положен реальный, причем недавний на тот момент случай – похищение из Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина картины «Святой Лука», кисти голландского художника XVII века Франса Халса.

В 1965 году в одном из залов музея была организована выставка картин западно­европейских художников XV – XVIII веков, среди которых находился портрет евангелиста Луки, привезенный из Одесского музея западного и восточного искусства. 9 марта в Пушкинский музей был закрыт на санитарный день, а 10 марта сотрудники обнаружили пропажу «Святого Луки».

Кадр из кинофильма «Возвращение "Святого Луки"», 1970 г., режиссер Анатолий Бобровский, сценаристы Владимир Кузнецов, Борис Шустров, Сергей Дерковский, композитор Исаак Шварц (скриншот)

Кадр из кинофильма «Возвращение «Святого Луки»», 1970 г., режиссер Анатолий Бобровский, сценаристы Владимир Кузнецов, Борис Шустров, Сергей Дерковский, композитор Исаак Шварц (скриншот)

По иронии судьбы, за две недели до происшествия министр культуры Екатерина Фурцева была во Франции. Она посещала музеи, где ей рассказали, что за пять лет в стране было похищено 130 полотен. На что Фурцева заявила, что в СССР музеи не грабят.

Министр не лукавила, ведь последняя кража относилась к 1927 году – было украдено полотно Тициана «Се человек!», причем тоже из Пушкинского музея. Тогда найти преступников помогло широкое освещение в прессе и привлечение общественности. На этот раз факт кражи засекретили, как и само расследование, которое оказалось под пристальным контролем Генпрокуратуры и лично Фурцевой.





Руководителем оперативной группы был назначен опытный следователь МУРа Сергей Дерковский. Основной версией стало похищение по заказу какого-то западного коллекционера, поскольку в Союзе сбыт полотна такой ценности был бы весьма затруднителен. Помните, что ответила секретарша из комедии «Старики-разбойники» на признание следователя Мячикова: «Это на Западе крадут картины. А у нас же бессмысленно. У нас, Господи, кому их продать-то?»

Кадр из кинофильма «Возвращение "Святого Луки"», 1970 г., режиссер Анатолий Бобровский, сценаристы Владимир Кузнецов, Борис Шустров, Сергей Дерковский, композитор Исаак Шварц (скриншот)

Кадр из кинофильма «Возвращение «Святого Луки»», 1970 г., режиссер Анатолий Бобровский, сценаристы Владимир Кузнецов, Борис Шустров, Сергей Дерковский, композитор Исаак Шварц (скриншот)

Первым под подозрение попал бельгиец Жак Ванденберг, искусствовед и коллекционер. Он часто посещал Пушкинский музей и водил знакомство с советскими антикварами. Была разработана операция, чтобы проверить иностранца на связь с кражей, но он спешно уехал из страны. Досмотр его багажа в аэропорту ничего не дал. Пустышками оказались и другие подобные проверки.

Тогда сделали упор на сбыт картины. Совместными силами МВД и КГБ были поставлены под контроль комиссионные магазины и места незаконной торговли антиквариатом.

Большой проблемой оказалось определение личности вора. Картина была похищена варварским способом – ее наспех вырезали из рамы. Музейный работник или вор-профессионал постарались бы сохранить полотно и вырезать по внешнему периметру, отделив раму от подрамника. По всей видимости, действовал дилетант.

Кадр из кинофильма «Возвращение "Святого Луки"», 1970 г., режиссер Анатолий Бобровский, сценаристы Владимир Кузнецов, Борис Шустров, Сергей Дерковский, композитор Исаак Шварц (скриншот)

Кадр из кинофильма «Возвращение «Святого Луки»», 1970 г., режиссер Анатолий Бобровский, сценаристы Владимир Кузнецов, Борис Шустров, Сергей Дерковский, композитор Исаак Шварц (скриншот)

В августе 1965 года советский служащий, работавший водителем посольства ФРГ и сотрудничавший с КГБ, сообщил, что к нему на проспекте Калинина подошел парень и предложил купить ценную картину. Модно одетый водитель понял, что его приняли за иностранца, и на смеси немецкого и русского языка договорился о следующей встрече.

Операцию по поимке подозреваемого в краже разрабатывали тщательно, поскольку тот предупредил «иностранца» – при первом подозрении картину уничтожит. Преступником оказался 27-летний Валерий Волков, помощник реставратора Пушкинского музея. Когда-то он мечтал поступить в Суриковское училище, но вместо этого был осужден за кражу и отбыл три года в колонии.

После освобождения, по одной из версий, Волков подделал документы и устроился в реставрационные мастерские музея. По другой, помощником реставратора он стал по протекции главного хранителя музея, с которым случайно познакомился, представился студентом художественного училища и вошел в доверие.

Кадр из кинофильма «Возвращение "Святого Луки"», 1970 г., режиссер Анатолий Бобровский, сценаристы Владимир Кузнецов, Борис Шустров, Сергей Дерковский, композитор Исаак Шварц (скриншот)

Кадр из кинофильма «Возвращение «Святого Луки»», 1970 г., режиссер Анатолий Бобровский, сценаристы Владимир Кузнецов, Борис Шустров, Сергей Дерковский, композитор Исаак Шварц (скриншот)

По мнению следствия, на кражу Волкова подтолкнул Валерий Алексеев, известный среди перекупщиков антиквариата как Искусствовед. Волков же нуждался в деньгах, поскольку хотел устроить роскошную жизнь своей возлюбленной Изольде.

Позже сотрудники музея вспомнили, что 9 марта помощник реставратора минут на тридцать покидал помещение. За это время он вырезал картину и передал ее Алексееву, ожидавшему в подъезде соседнего дома. Однако вскоре Алексеев сообщил, что сбыт картины задерживается. Тогда Волков забрал полотно и сам начал поиски покупателя среди перекупщиков у магазина «Мелодия» на Калининском проспекте.

После задержания Волков заявил, что нашел картину в котельной музея. Но когда на допросе речь зашла об Изольде, признался в преступлении, чтобы оградить возлюбленную от обвинений. Валерий Алексеев отрицал соучастие до конца и назвал свой арест провокацией против коллекционеров, к которым себя причислял. Вина его не была доказана, к тому же экспертиза признала подозреваемого недееспособным. Заказчика кражи не вычислили. Осужден по делу был только Валерий Волков, по приговору он получил 10 лет заключения.

Кадр из кинофильма «Возвращение "Святого Луки"», 1970 г., режиссер Анатолий Бобровский, сценаристы Владимир Кузнецов, Борис Шустров, Сергей Дерковский, композитор Исаак Шварц (скриншот)

Кадр из кинофильма «Возвращение «Святого Луки»», 1970 г., режиссер Анатолий Бобровский, сценаристы Владимир Кузнецов, Борис Шустров, Сергей Дерковский, композитор Исаак Шварц (скриншот)

Картину «Святой Лука» нашли в доме Изольды. Полотно было свернуто и хранилось за печкой, от чего оказалось сильно поврежденным. На реставрацию потребовалось 2,5 года, после чего шедевр был возвращен в Одесский музей.

В прессе о событии не сообщалось. О реальной подоплеке фильма «Возвращение «Святого Луки»» знали очень немногие. Олег Басилашвили признавался, что на съемках артисты и не подозревали о реальной истории, положенной в основу сюжета. В качестве консультанта к съемочной группе был прикреплен Сергей Дерковский, он же стал соавтором сценария, написанного Борисом Шустровым и Владимиром Кузнецовым. В сюжете отразился сам факт похищения картины, все остальное было значительно изменено.

Кадр из кинофильма «Возвращение "Святого Луки"», 1970 г., режиссер Анатолий Бобровский, сценаристы Владимир Кузнецов, Борис Шустров, Сергей Дерковский, композитор Исаак Шварц (скриншот)

Кадр из кинофильма «Возвращение «Святого Луки»», 1970 г., режиссер Анатолий Бобровский, сценаристы Владимир Кузнецов, Борис Шустров, Сергей Дерковский, композитор Исаак Шварц (скриншот)

«Возвращение «Святого Луки»» стал первым фильмом трилогии о полковнике Зорине. В нее вошли «Черный принц» (1973) и «Версия полковника Зорина» (1978).