Имя актёра Александра Суснина, возможно, мало что скажет сейчас отечественному кинозрителю. И в этом есть какая-то огромная несправедливость. Ведь и умер он, в общем, не так давно – летом 2003 года, и фильмов с его участием за почти полувековую работу Суснина в кино снято великое множество. Лишь в качестве актёра он был задействован почти в полутора сотнях картин.
Александр Суснин. Фото kino-teatr.ru
А ведь на его счету ещё огромное количество – более полусотни – озвученных им фильмов. Правда, не всегда зрители даже догадывались, что любимые ими артисты говорят не своими голосами – часто фамилии актёра даже не было в титрах. Так, например, в фильме “Нос” – дебютном для Ролана Быкова как режиссёра “взрослого” кино (до него Быковым было снято несколько фильмов для детей) – главную роль, Носа майора Ковалёва, сыгранную самим Роланом Антоновичем, озвучил именно Александр Суснин. Но об этом, к примеру, нет даже упоминания в Википедии. Аналогичная история и с фильмом “Соперницы”, в котором тренер спортшколы, сыгранный Николаем Боярским, говорит голосом Суснина.
Кадр из фильма “Соперницы” (1985 г.). Буланов – Юрий Демич, Сергей Павлович – Николай Боярский (озвучание – Александр Суснин)
К слову, в фильме Ролана Быкова Суснин и сам появляется на несколько секунд в кадре – он играет мужика в трактире, за столик к которому подсаживается майор Ковалёв.
Кадр из фильма “Нос” (1977 г.). Мужик – Александр Суснин, майор Ковалёв – Ролан Быков
Александр Суснин киноактёром мечтал стать с детства. Причём, привлекало его именно кино, а когда ему не удалось поступить в институт кинематографии – знаменитый ВГИК, но он прошёл по конкурсу в не менее знаменитую “Щукинку” – театральное училище, тогда уже имеющее статус вуза – но готовившее артистов театра, то он написал гневное письмо своему кумиру Борису Бабочкину – известный актёр и режиссёр как раз набирал курс во ВГИКе. И это послание так зацепило Бабочкина, что тот обратился к декану актёрского факультета Гургену Тавризяну с просьбой сделать исключение для Суснина и принять его в вуз. В итоге Суснин получил письмо, подписанное Тавризяном, с приглашением на учёбу – и Александр всё же стал студентом ВГИК.
Между прочим, именно Бабочкин прямо повлиял на выбор профессии Сусниным. Родившийся в 1929 году в семье военного Александр вообще-то хотел стать лётчиком. Но когда он посмотрел самый, наверное, популярный в предвоенные годы фильм “Чапаев” с Борисом Бабочкиным в главной роли, то раз и навсегда решил стать актёром.
Кадр из фильма “Чапаев” (1934 г.). Чапаев – Борис Бабочкин
Уже на первом курсе Суснин дебютировал в кинематографе. В мелодраме “Воспитание чувств” (после премьеры почему-то сменившей название на “Сельскую учительницу”), снятой Марком Донским в 1947 году, он сыграл эпизодическую роль школьника Ефима Цыганкова. И хотя в титрах фамилии молодого актёра не было указано, начало было положено.
Кадр из фильма “Сельская учительница” (1947 г.). Ефим Цыганков – Александр Суснин
Кстати, в этом фильме небольшую роль сыграл актёр и педагог Николай Дорохин – именно он через несколько лет вручал Суснину диплом об окончании ВГИКа. К слову, Суснин хотя и был принят Борисом Бабочкиным в свою в мастерскую, завершать обучение ему пришлось у других педагогов – Бориса Бибикова и его жены Ольги Пыжовой. Дело в том, что Бабочкину в 1951 году предложили должность режиссёра в Национальном театре Софии и преподавателя в Театральной академии Болгарии, и он уехал из Советского Союза. Ну, а его ученики были “разобраны” другими театральными наставниками. Суснин попал к Бибикову и Пыжовой. У этих педагогов в то время получали уроки актёрского мастерства такие будущие звёзды отечественного кино, как Изольда Извицкая, Руфина Нифонтова, Юрий Белов, Надежда Румянцева, Майя Булгакова, а самого Бориса Бибикова наверняка помнят все любители советского кино – он сыграл во множестве картин шестидесятых-семидесятых годов. Причём, играл он, в основном, генералов и профессоров – уж очень фактурная была у него внешность. Мне особенно нравится его роль в фильме “Приходите завтра…”, в котором, как он вспоминал, была воссоздана история поступления в институт Екатерины Савиновой, сыгравшей в этой картине Фросю Бурлакову. Бибикову практически не пришлось ничего выдумывать, ведь профессор Соколов, сыгранный им – это был фактически он сам.
Кадр из фильма “Приходите завтра…” (1963 г.). Профессор Соколов – Борис Бибиков, Фрося Бурлакова – Екатерина Савинова
После окончания в 1952 году ВГИКа Суснин, как и большинство его сокурсников, стал штатным артистом Театра-студии киноактёра при киностудии “Мосфильм”. И вскоре он был приглашён режиссёром Константином Юдиным, собиравшемся снимать приключенческий фильм о советских пограничниках “Застава в горах”. Премьера картины состоялась в ноябре 1953 года, у Суснина в ней была пусть и не главная, но довольно значительная роль – рядового Воробьёва. Фильм стал одним из лидеров отечественного проката – за год его посмотрели почти сорок пять миллионов зрителей. А актёры. в нём сыгравшие, стали если не знаменитыми, то весьма востребованными у кинорежиссёров.
Кадр из фильма “Застава в горах” (1953 г.). Лунин – Владлен Давыдов, Воробьёв – Александр Суснин
После “Заставы в горах” Суснин снимался в нескольких фильмах ежегодно. Правда, роли были, как правило, не очень большие, но он всегда соглашался на предложения режиссёров. Хотя, надо сказать, в первую очередь, те эксплуатировали его образ, найденный им в “Заставе…”. Такого же типа, например, были его герои в фильмах “Кортик” (красноармеец-горнист Стёпа), снятом режиссёрами Владимиром Венгеровым и Михаилом Швейцером в 1954 году и “Максим Перепелица” (Вася Ёжиков) (1955 г., режиссёр Анатолий Граник).
Кадр из фильма “Максим Перепелица” (1955 г.). Вася Ёжиков – Александр Суснин, Максим Перепелица – Леонид Быков
Тогда же он сыграл одну из немногих главных ролей в своей карьере киноактёра – Василия Манджуру в фильме Александра Алова и Владимира Наумова “Тревожная молодость”. Экранизацию повести Владимира Беляева “Старая крепость”, ставшей первой совместной работой двух замечательных кинорежиссёров, посмотрело почти 25 миллионов зрителей, а Суснин ещё более укрепился в образе положительного героя. Кстати, в этой картине он снялся вместе со своим кумиром – Борисом Бабочкиным.
Кадр из фильма “Тревожная молодость” (1954 г.). Галя – Тамара Логинова, Василь – Александр Суснин
После съёмок в “Максиме Перепелице” Суснину несколько лет предлагали лишь эпизодические роли. А в 1957 году Московский театр-студия киноактёра был расформирован, и Александр Суснин уехал в свой родной Ленинград – там как раз организовался подобный театр при киностудии “Ленфильм”.
Киностудия “Ленфильм”
Здесь, на “Ленфильме”, он и работал почти до конца жизни – пока мог сниматься в кино. Впрочем, снимался он и на “Мосфильме”, и на киностудии имени Горького, и на республиканских студиях.
Кадр из фильма “Джек Восьмёркин – “американец”” (1987 г.). Дед Бутылкин – Александр Суснин
В общей сложности, как я уже говорил, он снялся почти в полутора сотнях картин. В том числе, и в таких популярных, как “Полосатый рейс” режиссёра Владимира Фетина, “Зайчик” Леонида Быкова, “Земля Санникова” Альберта Мкртычана и Леонида Попова, “Двадцать дней без войны” Алексея Германа и множестве других.
Кадр из фильма “Полосатый рейс” (1961 г.). Марианна – Маргарита Назарова, Сидоренко – Александр Суснин
Но роли все были по-прежнему очень маленькие, часто фамилии актёра не было в титрах. Не думаю, что такое положение дел его устраивало, но он продолжал соглашаться даже на крошечные роли. А однажды съёмки в такой вот небольшой роли круто изменили его жизнь. Приключенческая комедия “Музыканты одного полка” снималась весной 1965 года в Гаграх, Суснин играл роль полкового музыканта Михалыча и однажды, зайдя поужинать в местный ресторан, познакомился с отдыхавшей в этом курортном городке девушкой по имени Валентина, приехавшей тоже из Ленинграда. Суснину было уже 34 года, но он не был ни разу женат. А ещё в Ленинграде у него не было своего жилья, о чём он и сообщил своей новой знакомой. И Валентина предложила ему жить в комнате её недавно умершей бабушки. В общем, Александр переехал к Валентине, и вскоре они поженились.
Кадр из фильма “Музыканты одного полка” (1964 г.). Михалыч – Александр Суснин
Как я уже говорил, Суснин не отказывался ни от одной, даже совсем крошечной роли. И все трюки исполнял сам – будь то скачки на коне или купание в ледяной воде. И вот в результате долгих съёмок эпизода, когда актёр находился в очень холодной воде, Суснин основательно подорвал своё здоровье. Произошло это в 1986 году на съёмках драмы “Прорыв” Дмитрия Светозарова, в которой он играл главную роль – бригадира проходчиков Игната Осьмёркина по прозвищу “Дед”. Следствием этого переохлаждения стало поражение кровеносных сосудов ног. Вскоре он даже просто передвигаться мог с трудом. Но продолжал сниматься. Кстати, за исполненную им роль в фильме “Прорыв” по ходатайству руководства Ленинграда в августе 1986 года актёра наградили орденом “Знак Почёта”.
Кадр из фильма “Прорыв” (1986 г.). Игнат Осьмёркин (“Дед”) – Александр Суснин
Но через три года после этого, когда Суснин уже серьёзно болел, он сыграл лучшую свою роль – Фёдора Кузькина в драме Станислава Ростоцкого “Из жизни Фёдора Кузькина”. Экранизация повести Бориса Можаева “Живой” стала последней работой знаменитого режиссёра и событием в отечественном кинематографе, а роль, сыгранная Сусниным – пиком его творческой карьеры.
Станислав Ростоцкий. Фото aunzhakov.ru
А ведь эта роль могла и не состояться – когда часть материала уже была отснята, у актёра случился приступ язвы. Его срочно отвезли со съёмок, проходивших во Владимирской области, в Ленинград, где сделали операцию, после которой Суснин около двух месяцев восстанавливался. Ростоцкий всё это время терпеливо ждал, хотя ему и предлагали заменить Суснина другим актёром. Но режиссёр видел в этой роли только Александра Суснина, и был, как все потом убедились, совершенно прав.
Кадр из фильма “Из жизни Фёдора Кузькина” (1989 г.). Дед Филат – Фёдор Валиков, Кузькин – Александр Суснин
После этого фильма он снялся ещё в нескольких картинах, но болезнь – облитерирующий атеросклероз сосудов ног – прогрессировала. Последней картиной, в которой принял участие Александр Суснин, был детектив Геннадия Беглова “Тайна”.
Кадр из фильма “Тайна” (1992 г.). Блаженный – Александр Суснин
Вскоре случилась и новая напасть – ему сделали операцию на сонной артерии, которая прошла крайне неудачно. Актёр лишился голоса и памяти. Постепенно он смог немного восстановиться, но о съёмках уже не могло быть и речи. С первой половины девяностых Александр Суснин практически перестал выходить из дома. А с начала нулевых оказался прикован к постели.
Александр Александрович Суснин скончался в возрасте 73 лет 15 июля 2003 года. Он похоронен на Большеохтинском (Георгиевском) кладбище Санкт-Петербурга. В 2017 году рядом с ним упокоилась и его жена Валентина Дмитриевна.
Могилы Александра и Валентины Сусниных
– А правда, что в этом магазине даже колбаса есть?
– Ну а как же, всё есть: и хлеб и сахар ,и красный и белый, и масло и мармалад.
“Из жизни Фёдора Кузькина”