«Нет, все это не любовь была… Никого я в жизни не любила, кроме сына Сашеньки» : Людмила Целиковская – женщина, которая смогла быть царицей

«Таких цариц не бывает», — как-то сказал Сталин, увидев Целиковскую в роли Анастасии Романовой, первой жены царя Ивана Грозного. Действительно, таких веселых, заводных, ярких и красивых цариц в истории России, может, и не было. Но молодая актриса не играла, она жила этой ролью, потому фильм «Иван Грозный», вышедший на экраны в 1944 году, сильно понравился зрителям. Тем более была война, хотелось хоть немного не такого мрачного и темного кино, а чего-то более легкого. Целиковская со временем стала комедийной и музыкальной актрисой, и воспринимали ее именно так и никак иначе. В кино она, кстати, снималась до 1987 года. Друзья и родные восхищались ее стойкостью и жаждой жизни, удивлялись тому, откуда в такой хрупкой женщине, пережившей войну, такое берется.

Астраханская звезда

Людмила Целиковская родилась в Астрахани, где в это время жили ее родители. Отец был заслуженным деятелем искусств, а мать пела в опере. Но поскольку в детстве Люда часто болела, то врачи посоветовали сменить климат и переехать в Москву. Там она почувствовала себя намного лучше.

Со временем здоровье поправилось. Тогда же выяснилось, что у девочки отличный слух и ее определили учиться в класс фортепьяно. Имея таких творчески одаренных родителей, она просто не могла не быть музыкальной, не любить театр, кино. В 1937 году она подает документы в Щукинское училище и проходит.

Любопытно, что в тот год на 13 из свободных мест претендовало 900 человек. Взяли ее, кстати, не только за великолепно исполненный романс и красиво прочтенного «Евгения Онегина», но и из-за того, что в ответ на вопрос комиссии, с кем она готовилась, Люда просто ответила, что с мамой. Это рассмешило комиссию, поскольку все остальные претенденты явно имели и связи, и репетиторов.

Первый дебют Целиковской состоялся еще в студенческие годы. Тогда же впервые она влюбляется и выходит замуж. Супругом будущей народной артистки стал ее сокурсник Юрий Месхиев. Но брак был недолгим. В 1943 году она повстречала Михаила Жарова. Он был ее партнером по фильму «Воздушный извозчик». Картина вышла романтичной и очень красивой. Актеры не играли, а жили на экране, возможно, поэтому спустя некоторое время 44-летний Жаров женился на 24-летней Людмиле и поселился вместе с ней в одном из номеров гостиницы «Москва».

После успеха этой картины артистам пришлось три месяца ездить по фронтам и выступать перед летчиками. Целиковской искренне восхищались, у многих были фотокарточки с ее изображением. Говорят даже, что однажды они забрались в такую несусветную глушь, что кроме старой полуразвалившейся избушки там ничего и не было. А в избушке у иконы – фото Людмилы. Причем, хозяйка даже не знала, что это артистка, ей очень нравилась сама девушка.



А поскольку обывателям она нравилась, то ее пригласили стать царицей в фильме «Иван Грозный». Картина вышла такой интересной, что все актеры, что в ней снялись, получили Сталинские премии.

Все, но не Целиковская…

Она страшно не понравилась Сталину, что могло стоить ей не только карьеры, но и жизни. Сын вспоминал, как мать рассказывала ему, что ее возили на Лубянку, где пытались сделать из нее информатора. В другой раз затащили на какое-то застолье, которое явно ничем хорошим не закончилось бы. От товарищей с Лубянки отбилась тем, что якобы говорит во сне. Такое информатору было непозволительно. С застолья вырвалась силой, дав несколько пощечин особо ретивым ухажерам.

Больше ее не трогали, наверное, подумали, что смелость ее проистекает из-за высокого покровительства. Но это было не так, самым значительным покровителем ее был четвертый муж Каро Алабян. К нему она ушла от Жарова. Алабян был также старше ее, знаменитый архитектор, к тому же. Он добивался ее очень долго, засыпал букетами цветов, дарил конфеты, приходил на каждый ее спектакль. Устоять она не смогла, спустя год у них родился сын Саша. В больницу молодой папаша привез охапку метровых роз, которые ему собрали в лучшем ботаническом саду города. Медсестры не скрывали своего ликования.

Но счастье в достатке и покое длилось недолго. Алабян посмел пойти против Берии в вопросах застройки Москвы высотками. Он считал, что сначала надо подумать о том, как расселить людей из тех маленьких клетушек, в которых они ютились, а уж потом думать об облике города. Не посадили его тогда только из-за заступничества Микояна (с Микояном Алабян воевал в Гражданскую и даже смог спасти ему жизнь, потому тот всю жизнь отплачивал ему). Год пришлось работать на периферии, и только после того, как гнев «высоких» утих, семья смогла вернуться в столицу. Правда, первое время пришлось жить у друзей и родных, и лишь спустя 4 года им выдали квартиру, а Алабяну разрешили работать.

«Моя мама стойко переносила мои детские болезни, но так переживала, что на некоторое время оставила театр»

Целиковская души не чаяла в своем сыне. Он рос болезненным ребенком, в три года у него диагностировали полиомиелит, но, к счастью, в легкой излечимой форме, но лечение было все же сложным. Приходилось часто ездить по домам отдыха и курортам, заниматься регулярно физкультурой и зарядкой.

Людмила купила все необходимое и сама тренировалась с сыном. Когда он болел особенно долго, даже бросала все репетиции и оставалась с ним. Александр впоследствии вспоминал, что в детстве он переболел всеми возможными заболеваниями. Родителям приходилось не просто, больше всего страдала, конечно же, Целиковская. Отец для мальчика был таким серьезным, почти недосягаемым небожителем, который появлялся дома, чтобы погладить по голове и слегка пожурить. Никогда не наказывал. За наказания отвечала мама и бабушка, проживавшая вместе с ними.

Наказывать, к слову, было за что. Однажды, мальчик едва не разбился на велосипеде, потом подрался с одноклассником и даже использовал в качестве последнего аргумента нож. В школу немедленно была вызвана мама, директор хотел все замять. К счастью, вторая сторона согласилась, иначе поставили бы на учет, а то и отправили в детское исправительное учреждение. А все из-за того, что одноклассник посмел оскорбить чем-то Целиковскую.

Отца, наверное, уже в то время не было в живых. Его не стало, когда Саше едва исполнилось десять лет. Спустя несколько месяцев актриса сошлась с Юрием Любимовым. Вместе они играли во множестве спектаклей и даже мечтали создать собственный театр. Сначала Любимов стеснялся появляться в их квартире, но потом все же переселился. Официально они так и не поженились, хоть и прожили вместе около 20 лет кряду.

Неизвестно, был ли это брак по большой любви, или творческий союз. Сама Целиковская потом вспоминала, что больше других мужчин ее любил Жаров, а она сама больше других ценила Алабяна. Любимов, очевидно, это чувствовал, как иначе объяснить, что он бросил ее и даже на похороны не приехал, более того, телеграммы тоже не прислал.

Целиковская же после расставания делала вид, что никогда в ее жизни Любимова и не было. Когда спрашивали о нем, притворялась ничего не понимающей, а лучше всего – глухой. Если настаивали, начинала злиться. Сын не понимал, что между ними произошло, но в одном из интервью рассказал, что никогда между ним и отчимом не было теплых отношений, они всегда держались на расстоянии, как случайные соседи по коммуналке. Отчим не пытался его воспитывать, не вмешивался в его дела, никогда и ни в чем не ограничивал.

За восемь дней до кончины Людмила Васильевна призналась: «Нет, все это не любовь была… Никого я в жизни не любила, кроме сына Сашеньки»

Если и пытался, то мать всегда принимала сторону сына. Когда они разошлись, Александр был даже и рад, хоть и понимал, что матери все же тяжело справиться с такой потерей в одиночку. Возможно, именно по этой причине она не отпускала Александра и его семью в свободное плавание, хотела, чтобы дети и внуки жили вместе с ней, была готова ходить по магазинам, покупать продукты и готовить на всю большую семью. Любопытно, что будучи знаменитой артисткой, и имея возможность нанять домработницу, она все предпочитала делать самой. Особенно любила делать пироги и котлеты. Это у нее было от собственной матери, также любившей и умевшей хорошо готовить.

Не стало Целиковской в июле 1992 года, она ушла на 72 году жизни, самой знаменитой ее ролью считается роль в картине «Попрыгунья» 1955 года. После себя она успела оставить мемуары. Любимов пережил ее на добрые два десятка лет, его не стало в 2014 году, о своей жене, с которой он прожил так долго, он и не вспоминал, как и она, храня тайну о причинах расставания и о том, какие такие противоречия между ними возникли.

Единственное, что когда-либо сказала о Любимове Целиковская после их расставания: – «Жить с гением трудно». Интересно, кого она имела в виду, себя или Любимова?