Об Ирине Мирошниченко вспоминает музыкант Константин Купервейс. Он познакомился с актрисой еще в 1970-х годах — проживая с Людмилой Гурченко на станции метро “Маяковская”, был соседом Ирины.
Однажды после какой-то премьеры она позвала их в гости:
— Люся, Костя, пойдемте ко мне. Посидим, побеседуем!
Как расторопная гостеприимная хозяйка, принялась накрывать на стол. Кухня была небольшой, как и вся квартира. Да, внутри было красиво, уютно, но по сути это небольшая хрущевка с переделанной планировкой. И откуда только взялись слухи про “хоромы Мирошниченко на Тверской за 130 миллионов рублей”?
Наверное, на том основании, что она являлась председателем кооператива МХАТа. Но Ирина никогда не была стяжательницей, не шла по головам, не стремилась к невероятным материальным благам. У нее была и вторая квартира — в Большом Гнездниковском переулке (досталась по наследству от родителей).
Также ходили слухи про шикарную дачу в Опалихе, из-за которой якобы ругаются наследники. В действительности эту недвижимость ей передал Юрий Лужков — Ирина имела право пожизненной аренды. А после ее кончины дача отошла в собственность государства. Это нечто вроде “государственных дач”, которые получали чиновники во времена Советского Союза.
Ирина и Людмила постепенно сблизились и ходили друг к другу в гости. Константин Купервейс вспоминает, что Ира часто встречала их лежащей на полу. У нее сильно болела спина, и, лежа на жесткой поверхности, она испытывала облегчение.
В тот период актриса завела отношения с врачом-реаниматологом — познакомилась с ним, когда лечилась в больнице. Кавалер был “нересурсный”, как сказали бы в наше время. То есть без больших денег и связей. Но для Ирины это не имело значения.
Однажды поехали вчетвером отдыхать в Пицунду: Людмила — с Константином, Ирина — с Володей. Доктор был интеллигентным, мягким человеком. Две эффектные пары привлекали всеобщее внимание. Людмила Гурченко дружила с мэром Сухуми, и он с удовольствием возил их по окрестностям, показывал лучшие пляжи и достопримечательности.
Когда вернулись домой, казалось, дружба двух актрис стала еще крепче. Но все внезапно оборвалось из-за безосновательной ревности Людмилы. Дело в том, что Ирина Мирошниченко купила синтезатор Yamaha и пригласила Костю помочь с ним разобраться.
— Я даже не знаю, с какой стороны к нему подойти! Помоги, пожалуйста, покажи, как с ним управляться!
Костя вместе с Людмилой пришли в гости к Ирине. И то, что там произошло, очень не понравилось Гурченко — по природе своей она была жуткой собственницей. Константин, музыкант и композитор, играл на синтезаторе, а Ирина ему подпевала. Видимо, Людмила считала, что ее мужчина должен аккомпанировать только ей. А тут при ней буквально рождался новый творческий союз! Поэтому Людмила Марковна безапеляционно заявила, что больше не отпустит Костю к этой женщине. С того момента общение полностью прекратилось.
В 1980 году, в дни Московского кинофестиваля, произошла случайная встреча. Столкнулись на какой-то тусовке, и Люда, как ни в чем ни бывало, спросила:
— Ой, Ирочка, как дела? Куда же ты пропала?
— Да я никуда не пропадала. Рада вас видеть! А давайте-ка я за вами заеду вечером. Погуляем на кинофестивале!
И она приехала на своем новеньком коричневом “додже”. Все вместе смотрели премьеру фильма Бертолуччи “Двадцатый век”. А потом был прием в Кремле. Ира подвела к Людмиле и Константину высокого смуглого человека и представила его:
— Знакомьтесь, это Роберт де Ниро!
На следующий день Ирина позвонила Люде и сказала, что придет к ней вечером, но не одна. Людмила поняла, что затевается что-то интересное, попросила маму напечь пирожков и собрать что-нибудь к столу. Гостями оказались… актриса Настасья Кински и ее ухажер, нефтяной магнат из Арабских Эмиратов. Вечер прошел незабываемо. Людмила Марковна показывала свою коллекцию антиквариата, рассказывала о самых ценных экземплярах.
После того эпизода отношения Гурченко и Мирошниченко вновь разладились. Возможно, Людмила чувствовала конкуренцию со стороны Ирины. Она с трудом переживала чей-то успех и популярность, а Мирошниченко тогда испытывала настоящий профессиональный подъем.
Константин в союзе с Людмилой был, что называется, подкаблучником и никогда ей не перечил. Позже они расстались, и в 1992 году он женился на новой избраннице. В 2000 году Константин столкнулся в стенах МХТ с Ириной Мирошниченко.
— Ой, Костик, как я рада тебя видеть! Какими судьбами? Людмила сказала мне, что ты уехал в Израиль!
— Что?! Понятия не имею, почему она так сказала. Нет, я никуда уезжать не собираюсь.
— А я хочу сделать новую концертную программу. Будешь со мной работать?
— Да, конечно!
Обнялись, обсудили детали, и уже на следующий день Ирина приехала в его загородный дом. Она быстро нашла общий язык с Натальей, женой Кости. Наташа превосходно готовила и к приезду Ирины стряпала что-то особенно вкусное. Но оказалось, что Мирошниченко прониклась идеями ЗОЖ, сидит на какой-то особой диете и ест только то, что привозит с собой сама — какие-то котлетки, фрукты. Также ссылалась на аллергию и другие заболевания. Согласилась попробовать только капустный пирог — коронное Наташино блюдо.
Дружба Кости и Ирины была настолько крепкой, что они могли созвониться ночью и разговаривать часами. Актриса обожала давать советы, даже если были неуместными. Когда узнала, что Костя и Наташа сделали израильские паспорта и уже купили билеты в Тель-Авив, заявила:
— Ну и зачем вы туда срываетесь? Вас замотают в тряпки и бросят в землю!
— Ирочка, ну что ты такое говоришь! Да у тебя же самой есть еврейские корни!
— Ну и что, я никогда о них не думаю!
Возможно, Ирина реагировала так остро потому, что ее мужчина Володя тоже переехал на Землю Обетованную. Он был мягким, ведомым человеком. Мама-еврейка практически взяла его за руку и потребовала ехать с ней. Ирина очень любила Володю и тяжело переживала эту потерю. Почему вообще рядом с ней, сильной, волевой личностью, оказался бесхарактерный мужчина? Наверное, потому, что противоположности притягиваются. Точно так и же и Гурченко, которая считала себя примадонной, королевой кинематографа, нужен был мужчина, не затмевающий ее таланта и достижений.
Работать с Ириной было легко и приятно. За годы совместного творчества с Гурченко Константин забыл, что такое похвала и поддержка. После концерта Людмила могла его отчитать за то, что он якобы играет слишком громко, перекрывает ее голос и перетягивает на себя внимание публики. Могла даже не представить пианиста в начале концерта. А Мирошниченко, наоборот, скромно заявляла, что она не певица, а в первую очередь актриса. И во время совместных выступлений всегда подчеркивала, что на сцене находится талантливый музыкант Константин Купервейс.
Кроме пристрастия к диетам, у Мирошниченко были и другие странности. Например, она не любила пользоваться навигатором, принципиально полагалась на свою память и интуицию. Еще об одном “пунктике” Константин узнал случайно: он пригласил Ирину работать в новогоднем круизе по Дунаю. Та согласилась, но начала выяснять подробности, и Костя схватился за голову.
— Костя, узнай, пожалуйста, кто будет поваром.
— Хорошо, узнаю.
Через пару дней:
— Ира, готовить еду на корабле будет повар по имени Зигмунд.
— Кто, Зигмунд? Он немец?! Да ты что, немцы ненавидят русских! Он нас всех отравит! Потребуй, чтобы его заменили!
— Но это же немецкий корабль, логично, что повар — немец…
— Ты меня в могилу хочешь свести?!
В результате Ирина Петровна отказалась участвовать в круизе, а Костя получил массу проблем, пытаясь найти другую артистку взамен нее.
Другая история случилась, когда готовился концерт на ВДНХ, на сцене с дебаркадерами. Ирина беспокоилась, что их может снести ветром, что ее саму продует. В итоге отказала организаторам в последний момент и сослалась на Константина — якобы он ей запретил из-за условий, неподходящих для пианиста. Костя, обескураженный, позвонил ей, чтобы узнать, в чем дело. Ирина долго извинялась.
Именно это ее свойство — просить прощения, не отмалчиваться — делало возможным долгие дружеские отношения. Та же Людмила Гурченко, к примеру, никогда не считала нужным признавать свою неправоту. Такого не было ни разу за все двадцать лет совместной жизни.
Ценные человеческие качества Ирины отмечали все люди из ее окружения. Она щедро делилась своим теплом, не скупилась на похвалу, умела признавать собственные ошибки. Не имела семьи в общепринятом понимании — не построила крепких супружеских отношений, не родила детей. После ухода родителей ее семьей были творческие коллективы, любимый кот и такса. Собачку она брала на все гастроли. Такса объездила полстраны и терпеливо ждала в гримерке, пока хозяйка выступала на сцене.
Актриса любила быть в центре внимания. В последние годы жизни приходила на скандальные телевизионные ток-шоу — казалось бы, это совсем не ее уровень, но она таким образом пыталась поддерживать свою популярность, узнаваемость. Любила устраивать вечеринки просто так, без особого повода — чтобы красиво нарядиться, закатить пир, пообщаться с друзьями. В общем, умела дарить радость.
После эпидемии ковида Мирошниченко, и без того мнительная, стала опасаться заболеть. Превратилась в замкнутую, нелюдимую особу. Проводила время дома в одиночестве. Впрочем, кто-то считает, что она предчувствовала свой уход и оставалась наедине с собой, чтобы подумать о самом важном, подвести итоги.
Летом 2023 года Ирина Петровна тяжело заболела гриппом. Обращаться к врачам она не любила — сама себе назначала лекарства. Как выяснилось после ее смерти, лечение было неправильным. Сочетание неподходящих препаратов плохо сказалось на организме. В свой день рождения, 24 июля, ей стало совсем плохо. Через несколько дней актрису госпитализировали и положили в палату интенсивной терапии. Проявились симптомы полиорганной недостаточности (отказали многие жизненно важные органы). Ее не стало 3 августа в возрасте 81 года.
Что касается наследства, то две квартиры в центре Москвы отошли ее племянникам — сыновьям брата Рудольфа. Иных наследников у нее не было.