«Никита Михалков и девочки». Скандальная история, едва не ставшая для мэтра роковой: пикантные воспоминания его товарища Ираклия Квирикадзе

Ираклий Квирикадзе, знаменитый в советские годы кинематографист, вспоминает о приключениях молодости. Когда-то он снимал фильм с Пьером Ришаром и встречал Марчелло Мастроянни в России. Один из его знаменитых друзей — Никита Михалков.

Грузинский сценарист, кинорежиссер, писатель стал, по сути, летописцем для многих известных деятелей из своего круга. И если кто-то из них сделает вид, что он всегда жил в рамках строгой морали, то Ираклий легко может это опровергнуть и напомнить про кое-какие пикантные истории.

Квирикадзе родился в 1939 году в Грузии. Еще учась во ВГИКе, завел привычку записывать происходящее. Как будто предчувствовал, что письменные свидетельства пригодятся ему в работе. Ведь память человека — не очень надежный инструмент, а то, что написано пером, не вырубить топором. Искрометные истории всегда помогали лучше разбираться в людях и придумывать сюжетные ходы.

Вы только представьте… Никита Михалков, ныне именитый оскароносный режиссер, получавший призы на кинофестивалях в Каннах и Венеции, когда-то брел по сугробам к подмосковному перрону. Из одежды на нем была только ветхая шинель и… соломенная шляпа — сугубо летний аксессуар. У него не было с собой ни денег, ни документов. Звучит как завязка уморительной комедии или дущераздирающей драмы.

Как такое могло произойти?

А вот другое воспоминание: в 1960-х годах Ираклий поступил во ВГИК вместе с Рустамом Хамдамовым. Почему-то стали расползаться слухи, что грузин за поступление дал взятку — ящик отличного коньяка. А узбек якобы отделался мешком отборного мака. Кстати, судьба распорядилась так, что Рустам, окончив ВГИК, стал всемирно известным художником. Теперь его картины выставлены в самых престижных галереях мира.

Ираклий Квирикадзе, знаменитый в советские годы кинематографист, вспоминает о приключениях молодости. Когда-то он снимал фильм с Пьером Ришаром и встречал Марчелло Мастроянни в России.-2

Разговоры про взятки разом стихли, когда студент Квирикадзе снял фильм «Кувшин» и получил за него массу наград на престижных международных кинофестивалях. А Рустам «реабилитировался» в глазах однокашников, выпустив гениальную картину «В горах мое сердце». К съемкам он привлек Елену Соловей, которая на тот момент тоже была студенткой, и таких же начинающих мастеров — осветителей, видеооператоров. Эта картина по сей день считается во ВГИКе эталонной.

Детство и юность Ираклия Квирикадзе достойны отдельной книги. Оказывается, он мог стать не кинематографистом, а спортсменом. Дело в том, что тетя Лаура, младшая сестра отца, была тренером и встречалась с боксером, чемпионом СССР. Исходя из этого факта она «логично» сделала вывод, что любимого племянника нужно отдавать в секцию по боксу. Мальчик тренировался в подвале и отрабатывал удары на мешках с песком.

Спустя год он впервые поехал на соревнования в город Тобольск. Но удача его покинула: противник оказался сильнее и продолжал наносить удары даже после гонга. Это было явным нарушением, однако судья не реагировал. Племянник отправился в нокаут и уже ни на что не реагировал. Поэтому родная тетя, не сдержав эмоций, влепила что есть силы противнику профессиональный удар. Судья бросился, чтобы оттеснить женщину, однако и его ждала та же участь. В результате на настиле оказалось двое боксеров и один судья. Зал истерически хохотал, словно это был не спортивный турнир, а комедия с Пьером Ришаром в главной роли.

Ираклий Квирикадзе, знаменитый в советские годы кинематографист, вспоминает о приключениях молодости. Когда-то он снимал фильм с Пьером Ришаром и встречал Марчелло Мастроянни в России.-3

Конечно, за свой поступок Лауре пришлось отвечать — отбывать пятнадцать суток исправительных работ. Капитан милиции Бакунин пал жертвой обаяния Лауры и разрешил ей перекантоваться с племянником прямо в полицейском участке.

На этом их тобольские приключения не закончились. Доблестный капитан решил показать предновогоднюю тайгу и взял с собой две бутылки крепленого. В лес приехали на машине. Мальчику вручили служебный «макаров» и предложили прогуляться, пока капитан и возлюбленная уединяются в автомобиле. Не успел юный Ираклий насладиться очарованием тайги, как раздался вопль Бакунина: «Боксер! Тащи пистолет!». Оказалось, после «любовного эпизода» капитану приспичило выйти по малой нужде, и в кустах его настиг огромный бурый медведь. Милиционер отошел достаточно далеко и уже не надеялся спастись. Хорошо, что «боксер» прибежал вовремя и успел пальнуть в несчастного медведя.

С тех пор Ираклий бросил заниматься спортом и поклялся себе, что никогда не возьмет в руки огнестрельное оружие. Очень скоро он осознал, что его призвание — рассказывать людям историю про любовь, красоту жизни и величие смерти. Поэтому и поступил во ВГИК.

Ираклий Квирикадзе, знаменитый в советские годы кинематографист, вспоминает о приключениях молодости. Когда-то он снимал фильм с Пьером Ришаром и встречал Марчелло Мастроянни в России.-4

Ещё одна зимняя история из биографии Квирикадзе связана с Никитой Михалковым: оба чуть не замерзли насмерть. Началось все в Москве, в жутко холодный день, когда снег заметал все кругом. Ираклий случайно встретил Никиту в компании двух симпатичный барышень. Друг был одет в модное пальто с каракулевым воротником. Он готовился к встрече на четверых, однако друг Никиты по какой-то причине не смог приехать. Поэтому в компанию позвали так удачно подвернувшегося Ираклия. Банкет состоялся в заброшенной даче где-то в Подмосковье. В печке весело плясали языки огня, коньяк стремительно убывал… Наутро, проснувшись от холода, друзья обнаружили, что прелестные девушки сбежали, похитив их одежду вплоть до белья, а также документы и деньги. Печка уже остыла.

В попытках согреться Михалков выбежал во двор за дровами. Принес охапку, но выяснилось, что девицы унесли даже зажигалки и спички. Оставалось совсем немного времени до окончательного обледенения… Друзья нашли в соседней комнате кое-какую летнюю одежду (ведь дачный поселок был летним). Из «зимнего» нашлась только дырявая шинель и потрепанный матрас. Обошли поселок в таком нелепом виде, словно два посиневших пугала… Конечно, в соседних домах никого не было. И решили добраться до железнодорожной станции — потому что слышали где-то рядом гудки электричек. Так и дошли, ориентируясь на слух.

Ираклий Квирикадзе, знаменитый в советские годы кинематографист, вспоминает о приключениях молодости. Когда-то он снимал фильм с Пьером Ришаром и встречал Марчелло Мастроянни в России.-5

Эту историю Ираклий описал для какого-то журнала, будучи уже заслуженным деятелем искусство Грузинской ССР. И на всякий случай прислал заметки Никите Михалкову, на тот момент тоже уважаемому мэтру. Никита Сергеевич подтвердил, что все рассказанное — чистая правда, за исключением некоторых художественных преувеличений.

С легендарным французским актером Пьером Ришаром Ираклию Квирикадзе довелось плодотворно сотрудничать в 1990-х годах. Неким волшебным образом у Ришара в руках оказался сценарий фильма «Влюбленный повар» (позднее фильм получил название «Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара»). По сюжету французский повар-путешественник, плут и авантюрист, приезжает в Грузию. Он не планирует задерживаться там надолго, но ему приходится это сделать — из-за безумной любви и счастливого стечения обстоятельств.

Учитывая, что произведение Пьеру очень понравилось, а российское кино переживало период упадка, он заявил, что готов сниматься за идею, то есть абсолютно бесплатно. По приглашению французской знаменитости Ираклий приехал в гости. Ришар жил в настоящем замке. Принесли вино, и грузин совершенно поразил француза тонким пониманием букета и аромата. Они разговорились о тонкостях возделывания виноградников и винного производства.

Ираклий Квирикадзе, знаменитый в советские годы кинематографист, вспоминает о приключениях молодости. Когда-то он снимал фильм с Пьером Ришаром и встречал Марчелло Мастроянни в России.-6

Через несколько месяцев уже начались киносъемки. В середине 1990-х в Грузии царила разруха — едва закончились военные действия. Не всегда работало отопление, часто приходилось сидеть без электричества. Актерам было трудно даже помыться, потому что вода не грелась, и поздней осенью все замерзали (кстати, тогда было аномально холодно, по меркам Грузии). Пьер Ришар был чуть ли не единственным из кинобригады, кто стойко переносил все лишения. И это несмотря на то, что дома во Франции он жил в шикарных условиях. Актер как мог подбадривал своих — ведь интернациональная группа почти наполовину состояла из французов.

Однажды все стали свидетелями взрыва: неподалеку проезжал кортеж президента Грузии Шеварднадзе. На съемочной площадке повыбивало окна. Из автомобиля выбрался на дорогу президент, стряхивая с себя мелкие осколки стекол.

На съемки Ришар взял из Франции подругу — марокканку Айшу. Девушка с экзотической внешностью, похожая на топ-модель, нагревала воду в кастрюльках, чтобы помыться. Она пристрастилась к духам «Красная Москва» — ее уговорили купить десяток флаконов на тбилисском рынке.

Ираклий Квирикадзе, знаменитый в советские годы кинематографист, вспоминает о приключениях молодости. Когда-то он снимал фильм с Пьером Ришаром и встречал Марчелло Мастроянни в России.-7

Посмотреть на парижскую знаменитость приезжали разнообразные чиновники. Кахетинское лилось рекой. Люди более простого сословия тоже стремились угостить, напоить. В общем, Пьер Ришар купался во всеобщем обожании и грузинском гостеприимстве. Часто пели песни. Причем Ришар, не владея грузинским, умудрялся быстро схватывать и воспроизводить слова. И точно попадать в мелодию. Обмен творческими энергиями был взаимным — местные подзаряжались позитивом от лучезарного, обаятельного француза.

Фильм «Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара» в 1996 году удостоился премии фестиваля «Киношок» в категории «Лучший сценарий». А в 1997 году был выдвинут номинантом на «Оскара» в категории «Лучший фильм на ностранном языке».

Ираклий Квирикадзе теперь живет в Лос-Анджелесе. Он человек мира — колесит по США, Франции, Германии. Конечно, часто бывает в Грузии и России. С молодыми кинематографистами он щедро делится профессиональным опытом, а с журналистами — невероятными историями из жизни.