Иногда в комментариях к статье появляется очень интересная информация об истории создания фильма, что было бы неправильно, чтобы она так и осталась в массе сотен комментариев к статье о фильме Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово…».
В своих очень откровенных мемуарах, которые некоторые наши комментаторы предлагают не брать во внимание, так как это искажает их представление о «гениальном» режиссере — ( ну да. человечишко Рязанов дрянной, но режиссер то «гениальный), он буквально скорбит, как начальство надругалось над этим фильмом, который он считает самым своим лучшим произведением, наряду с фильмом «Предсказание», над ним самим. Заставило начальство вносить поправки в этот фильм
И вот, испытывая гадливость к самому себе, окружив себя оправдательными аргументами, приступаешь к выполнению поправок. Послушание — это, пожалуй, главная добродетель творческого работника в глазах руководства. За покорность, за демонстрацию лояльности отменно ублажали, и не только денежно, но и разными наградами и поощрениями.
А в результате из твоей руки выходит ублюдочное, искореженное, странное произведение, где порой рвутся сюжетные и смысловые связи, не сходятся концы с концами. И это не беспокоит тех, кто поставлен верховодить искусством. Лишь бы не было «крамолы»… Почему-то считается, что люди, руководящие культурой, большие патриоты страны, нежели художники, хотя это отнюдь не так. Ибо каждый чиновник при искусстве заботится о собственном кресле, о привилегиях, дарованных должностью, бескорыстие ему чуждо. Его заботит польза не страны, а собственная.
Но облекается это в идеологическую демагогию, в рассуждения о любви к Родине, о благе советского человека, о верности высоким идеям, а стоит за всем элементарная мелочная боязнь, чтоб не сняли, чтоб не лишили благ, — обычные трусость и перестраховка.
Непогрешимость чиновников от литературы и искусства зиждется на том, что культивируется подозрительность к творцам — к создателям книг, картин, симфоний, фильмов. Мол, они — люди эмоциональные, их может «занести» в творчестве, им легко впасть в идеологические ошибки, тогда как люди, поставленные над ними, безгрешны, эдакие безупречные идеологические роботы. А на самом деле в большинстве своем — это мелкие, завистливые, озлобленные людишки, считающие чужие деньги, упивающиеся безнаказанностью, завидующие успехам и мстящие за неповиновение.
А что же именно, какие такие поправки, что фильм стал нелогичным и ублюдочным? То что Рязанов приводит в качестве примера — просто ни о чем. Жандармского майора поменяли на действительного тайного советника, изменили одно слово в одной реплике Мерзляева и убрали вид сверху на церковь в финале.
Но оказалось, что все много серьезней, о чем Рязанов таинственно умолчал. Можно ли об этом узнать спустя больше сорока лет? Оказалось можно. Среди наших читателей оказался тот, кто видел т.н. «авторскую» версию и был бы неправильно, чтобы его комментарий не стал доступен нашим читателям.
Имел несчастье увидеть фильм, не испорченный кровавой советской цензурой. Перед показом покойный Рязанов рассказывал, как из его любимейшего фильма были удалены самые лучшие эпизоды, которые как нельзя лучше раскрывают его замысел, как творца и гения и трибуна и притесняемого художника, с самой большой буквы, а без этих кадров фильм оказался напрочь испорчен не имеющими вкуса и интеллекта и образования сатрапами от кинематографа.
Как мне развидеть все это, я до сих пор не знаю. Стараюсь пока не пересматривать фильм.
Итак. Сокращенные эпизоды заключались в том, что пьяные гусары со всем либеральным, свободолюбивым и исключительно честным и рукопожатным энтузиазмом и оптимизмом скачут даже не трахаться, а СНОШАТЬСЯ С ПРОСТИТУТКАМИ.
С соответствующими выражениями лица. С соответствующей лексикой. Конечно, здесь, на самом деле, судя по увиденному, наиболее уместно то самое, любимое высокопрогрессивной творческой интеллигенцией слово, начинающееся на «е» и заканчивающееся на «ться». Других, приличных слов для иллюстрации просто не существует.
Далее, они скачут уже с проститутками в панорамном широком кадре. Частично показан сам процЭсс. Собственно, поэтому объяснимы неясные зрителям слова героини Гундаревой, когда она сказала будущей невесте, что она им не чужая. Публичный дом в исполнении возрастных Гундаревой и Немоляевой — это страшное зрелище. Святая Лия там жрица любви Лулу. Занимались, как обычно любит прогрессивная интеллигенция.
Вначале гусары скакали на конях, потом гусары скакали на служительницах публичного дома, потом снова, уже все вместе, на конях. Почти как у Бондарчука, типа его коронные конные батальные сцены в «Война и мир» и «Ватерлоо», только наоборот и сильно пожиже. Нет, чтобы совсем а-ля натурель, в формате видео для взрослых «Я-я! Дастишь фантастишь!» там не показано, о чем автор явно очень сожалел.
Если бы надо поиздеваться над фильмом, сделать из него грязный пасквиль и крайне злую пародию, на грани фола на то, что мы видели и любили, то это именно оно. Авторский вариант.
Для себя я сделал вывод. Без Советского Худсовета, Эльдар Александрович был не более, чем автор жесткого порно во всем смыслах, включая и прямой и морально-этический, с художественным. Не удивлен, что после СССР, он не снял ничего приличного.
Нищим духом был Эльдар Александрович. Не понимал никогда, что настоящая свобода — она внутри личности. И никто не в состоянии ни ее отобрать, ни ее дать. А если человек трусливый раб, по своей сущности, то и будет мучиться оттого, что все его якобы притесняют и не дают жить и душат и всего лишают. Жаль мне таких, как он.
Ему дана была Искра Божья, а он смог ее разжечь разве что наполовину. Все из-за слабости характера, истеричности и отсутствия внутреннего стержня. Думал он, что его ведет в искусстве его талант, а оказалось, что после 1991 года, это было его внутреннее бессилие. И типа народ ему не тот попался и эпоха не та, да и страна тоже. А он весь в белом.
А фильма ни одного, чтобы получился, после того, как ненавидимая им страна исчезла и вместе с ней ушло и то, что раскрывало его истинный талант. Там тонко чувствующие, высокообразованные профессионалы отделяли сатиру от дешевой упоротой пропаганды, искусство от порнографии, образность и иносказательность от истерических криков паталогических трусов и психически неустойчивых личностей, придавали самым острым моментам более яркий, образный и философский смысл, многократно усиливая эффект от задуманного и показанного, тем самым повышали художественную ценность картин.
Они же подавляли в авторах все внутренние духовные нечистоты, который те ошибочно считали талантом.
Эльдар Александрович, дорогой, если Вы ТАМ и все это видите. Вы и Худсовет СССР — талантище. А Вы без него нет. Ни капли и ни моля. Это кошмар, но не на улице вязов. Жаль, искренне жаль. Надо было Вам после 1992 года пригласить всех членов тогдашнего, советского жюри и попросить их подсказать, как нужно было снять и как смонтировать, что убрать и что оставить. Уверен, Вы бы вместе смогли! И получился бы шедевр, как всегда.
А так нет. Ничего не вышло. И выйти не могло. Хоть и любим Вас, а … не сказать нельзя. Светлая Вам память за то, что Вам удалось!
Так вот оказывается, где «собака порылась». Все эти опубликованные в «перестройку» рассуждения о «преступлениях сталинского режима», о том, что «есть еще благородные люди в России», и тому подобный камуфляж призван был замаскировать досаду «мастера» на упущенные лавры первопроходца софт-порно в советском кино, которые достались молодым дебютантам Василию Пичулу и Марии Хмелик с их «Маленькой Верой». В этой «Вере» всего одна сцена на полторы минуты и была, а какой успех, какая касса. А у Рязанова целый бордель проституток Жужу, Лулу, Зизи — центровые, а к ним еще впридачу еще пара взводов этих самых «жриц». А на них полк гусар! Ну разве не обидно?
А ведь с таким бэкграундом можно было и в Голливуд податься. Вон Андрон Кончаловский всего с парой таких сцен из «Сибириады» вполне нормально в то же время в Голливуде пристроился, правда он помоложе был Рязанова, пошустрей, и Ширли Маклейн способствовала. Рязанов, правда, уже был постарше, но у него целый бордель с гусарами во всех видах. А ведь как Рязанов через 10 лет сожалел, что «свобода на целую жизнь опоздала», что теперь он там никому не нужен и ехать бесполезно.
Вот такой понимаешь двойной курбет Эльдар Александрович заделал. А у нас то тут бои идут — не понимаете мол «гения», он благородство, патриотизм нам показывает, за все хорошее против всего плохого, не черните светлое имя «святого» человека.