О чем рассказывают костюмы в фильме «Ирония судьбы»

В своих статьях я уже неоднократно рассказывала о костюмах, которые использовали советские кинематографисты, о языке костюма, о тайных посланиях, которые передают зрителю через элементы и цвета одежды. И сегодня на моём канале очень интересный материал — мы поговорим о костюмах к фильму «Ирония судьбы или С легким паром!»

В хорошем фильме ни один костюм, ни одна деталь одежды не появляется просто так. Костюм в фильме работает на образ, ибо от внешнего вида героя зависит то, как мы будем его воспринимать — опасным или беззаботным, умным или галантным, хитрым или не уверенным в себе.

Итак. Женя Лукашин. В первой серии он одет очень просто — рубашка в бело-голубую полосочку и толстый свитер домашней вязки (наверняка мама сЫночку побаловала). Фактуры тканей мягкие, никаких отделок в виде пуговиц или молний, некрасивые нелепые очки, разлохмаченные волосы (волосы, конечно, не костюм, но неотъемлемая часть образа). Светлое лицо, наивный взгляд. Весь образ говорит об инфантильности, вон выглядит как большой ребёнок. Такой милый домашний хомячок. У меня в клетке такой сидит. И взгляд точно такой же. С первого взгляда понятно, что никакой пакости от него ждать не приходится — это добрый, ранимый и беззащитный человек.

-2

«Бедный мой ребёнок!» — восклицает мать. Да, ребёнок. Женечка. Который по какому-то недоразумению повзрослел и работает аж хирургом. На что ещё стоит обратить внимание? Бело-голубая полоска на рубашке напоминает арестантскую робу, свитер из толстой пряжи — рогожу, немодные очки вызывают ассоциацию со стариком. Женя — арестант, пленник собственной слабости, он беспомощен, как старик, и в то же время в нем есть что-то не от мира сего, он странник, перекати-поле, блаженный, живущий неземными чувствами и интересами.

-3

Женечка идёт с друзьями в баню. Помните монолог Миши (Георгий Бурков) о том, что баня это есть некий ритуал? И обратите слова на слова Саши (Александр Белявский):

— Баня очищает.

К стати, в христианской традиции баня является символом очищения от греха. То есть, по сути Лукашин прошёл некий ритуал — очистился, обновился, после которого начал новую жизнь — именно после бани он предстает перед нами в другом облике, в другом образе и готовым жить по-другому. После бани компания находится в аэропорту. Посмотрите на кадр ниже:

-4

Согласитесь, в нём есть что-то сказочное, даже мистическое: тьма за окнами как символ неизвестности, а ещё тьма — предвестник рассвета. Мерцающая мишура, размытые огни… Аэропорт это портал, через который Женя попадёт в другой мир. Лукашин оказывается в Ленинграде в чужой квартире в чужой постели и… почти полностью раздетым (в баньке попарь, напои, накорми и спать уложи — да-да, у меня богатая фантазия). А затем он предстает перед нами в совершенно другом облике. На нём уже модный пиджак из ткани «в ёлочку» и черная водолазка. Он перестал быть хомячком и начал эволюционировать. И даже нелепые очки уже не кажутся таковыми, а напротив, придают ему солидности. И он уже не Женечка, он теперь Евгений Михайлович Лукашин. Его суждения стали более глубокими, он готов принимать решения и уже пробует быть лидером в отношениях. И взгляд другой, и выражение лица совсем другое.

-5

Галя. Галя женщина яркая, заметная, с пронзительным взглядом. И драматичная. Её одеяния такие же яркие и драматичные — цветные принты вызывают ассоциацию с цыганскими шалями, с романсами под гитару, а что такое цыганский романс? Это всегда драма, это надрыв, это контраст, как черный-красный в наряде Гали. Галя и в жизни такая: ей нужно всё и по максимуму, она неуступчивая, она играет на контрастах. Она единственный персонаж фильма, в одежде которого есть красный цвет. Это красные цветы на блузке:

-6

Красный цвет символ страсти. Галя погружена в пучину страстей, жизнь в ней кипит, кипят эмоции. Страсть, интриги в отношениях — смысл её жизни. Однако после того, как Женечка делает ей предложение, она одевается в белоснежный наряд:

-7

Почти невеста, белая и пушистая. Но это обманчивый вид: через минуту этот ангелочек металлическим голосом произнесет: «Катаняны обойдутся!»

И третий наряд Гали: праздничное платье в пол с широкими рукавами, опять нечто цыганское. Линии острые, жёсткие складки. С этой девушкой не забалуешь. Кстати, обратите внимание: объясняясь, Галя и Женя используют красные телефоны. Накал страстей, красная нить телефонного провода — вот что их объединяет.

-8

Надя. Знаете, что бросается в глаза? Впервые Надя Шевелёва появляется на экране в трикотажной кофте, которая очень сильно похожа на свитер Жени Лукашина. Такой же серый, тоже с вертикальными полосами, тоже меланжевый. И её пальто тоже похоже на костюм Лукашина — такое же серое. Почти что фэмили лук.

-9

А еще серый цвет это символ скуки, однообразия, пустоты. Выходит, и Лукашин, и Надя до встречи друг с другом не жили, а существовали, их бытие было лишено красок и смысла. Надежда сочетает в себе с одной стороны элегантность, с другой — некую силу, у неё прямой немигающий взгляд, свойственный людям, которые живут, как хотят, а не как надо. Её одежда сидит по фигуре, она предпочитает строгие фасоны, в качестве украшений использует цепочки либо бусы, напоминающие цепи. Всё это говорит о скрытой внутренней силе Надежды. Но вместе с тем она не подавляет, не командует, как Галя. Её знаменитое горчичное платье подчеркивает это: оно имеет мягкие струящиеся линии, никаких острых углов и складок, всё очень нежно, податливо. Надю вполне можно назвать женщиной-загадкой, в то время как в Гале никакой загадки нет, она вся как на ладони, и не считает нужным что-либо скрывать — по её мнению, окружающие должны принимать её такой, какая она есть.

-10

Ипполит. Весь облик этого персонажа говорит о его консервативности. Он одет «как положено» — строгий костюм, застёгнутый на все пуговицы, тщательно выглаженная рубашка и галстук, говорящие о его статусе. Этот человек не привык расслабляться, он живет, как надо, а не как хочется, и считает, что все должны жить так же. Часто он появляется на экране в высокой шапке — аналог короны. Ипполит король в своей жизни и в жизни тех, кто оказался рядом — в сочетании с командной манерой речи создается яркий образ властолюбивого и целеустремленного мужчины, сторонника патриархальных взглядов: «Мужчина в твоей постели, а ты не знаешь как его зовут! Вот это современные нравы!». Естественно, он лучше всех знает, как должны жить окружающие, кто эти правила не соблюдает, тот достоин порицания. Он не пощадит даже любимую женщину: «Ты — непутевая!» И в то же время посмотрите на эти капризно сложенные губы. Ипполит в глубине души маленький ребенок, привыкший добиваться своего, топая ножкой. Помните?

— Куда ты идешь? Простудишься!
— Оставьте меня.
— Я прошу вас, не уходите, останьтесь. На улице мороз!
— Может быть, я хочу… Простудиться и умереть.

О, как же это похоже на то самое «назло маме уши отморожу». )))

-11

Само собой напрашиваются параллели: Галя больше созвучна Ипполиту, а Надя Лукашину. Да, по замыслу авторов именно так должны были сложиться эти пары. Во всяком случае, Женя точно должен был остаться с Надей. Но не остался…