Легендарная невозмутимость Александра Ширвиндта, его железная выдержка и умение держать лицо, даже когда на душе скребли кошки, были поистине уникальны.
Именно эта знаменитая маска десятилетиями помогала ему скрывать свою главную тайну, его личную драму.
У великого артиста был еще один сын, внебрачный.
Сын, о существовании которого широкая публика не знала ровным счетом ничего.
Но, как это часто и бывает, тайное становится явным, когда человек уходит.
И вот, после кончины мастера, завеса над этой историей начала потихоньку приоткрываться.
А пролила свет на семейную тайну близкая подруга Ширвиндта, актриса Наталья Селезнева, решившаяся наконец рассказать о том, что знала.
Все началось там, где так часто рождаются и умирают театральные романы — за кулисами.
На дворе стояли ранние 70-е, гремел «Ленком».
Александр Ширвиндт, уже состоявший в браке с архитектором Натальей Белоусовой, не устоял перед обаянием молодой коллеги, актрисы Марины Лукьяновой.
Искра, скорее всего, пробежала во время совместной работы над спектаклем «Чемодан с наклейками», который Ширвиндт ставил как режиссер, а Марина в нем играла.
А что дальше? Бесконечные гастроли, жизнь на колесах, вдали от столичной суеты и любопытных глаз — идеальные условия для того, чтобы служебное увлечение переросло в нечто большее.
Итогом этой тайной связи и стало появление на свет 1 февраля 1967 года мальчика.
Мама дала ему имя Федор. Фамилию в метрике ему записали материнскую, а вот отчество — Александрович.
Такой вот тихий, но недвусмысленный намек на отцовство.
Но на этом, по сути, все и остановилось. Официального признания от Ширвиндта так и не последовало.
Ради сына Марина Лукьянова принесла в жертву то, о чем мечтают тысячи — свою карьеру.
Она ушла из «Ленкома» на самом взлете, просто исчезла с театрального небосклона, чтобы целиком посвятить себя воспитанию ребенка.
Факт существования мальчика хранился в строжайшей тайне, о нем знали лишь несколько самых доверенных лиц.
Даже в театре, который был для Ширвиндта вторым домом, никто и не догадывался о его двойной жизни.
Судьба, надо сказать, порой бывает очень иронична.
Буквально через год после рождения сына, в 1968-м, Ширвиндт снимается в сатирическом киножурнале «Фитиль».
И какая роль ему достается? Отца-одиночки!
На экране он с умилением качает на руках младенца, сетуя на трудности отцовской доли.
И в тот самый момент, когда вся страна сочувствовала его киногерою, его настоящий, неэкранный сын Федор уже отмечал свой первый день рождения, а его мама носила официальный и совсем некиношный статус матери-одиночки.
Последствия тайного романа
Реакция законной жены, Натальи Белоусовой, на известие о внебрачном сыне мужа оказалась совершенно непредсказуемой.
Она не стала бить посуду, не устраивала скандалов и не подавала на развод, как можно было бы ожидать.
Ее стратегия была куда более холодной и расчетливой.
Она, по сути, признала факт существования мальчика, но тут же выставила жесточайший ультиматум: этот ребенок никогда не переступит порог их дома.
Ни единого раза. Это был тотальный запрет на любое соприкосновение двух миров: его официальной семьи и его тайной.
Никаких общих дней рождения, никаких случайных встреч, и уж тем более — никакого контакта между братьями, Михаилом и Федором.
Ширвиндт оказался перед страшным выбором.
Либо он вступает в открытый конфликт с женой, что почти наверняка означало бы крах его семьи.
Либо он молча принимает ее условия, по сути, отказываясь от сына в своей публичной жизни.
Он выбрал первое — остался с Натальей.
Но и полностью вычеркнуть Федора из сердца он не смог. Эта внутренняя борьба между мужем и отцом заставила его искать обходные пути.
Он нашел способ участвовать в жизни сына, но все это происходило тайно, в строжайшем секрете от собственной жены.
Наталья Селезнева, которая была посвящена в эту семейную драму, в одном из своих интервью не стала скрывать своего отношения к поступку Белоусовой.
Она высказалась на этот счет довольно прямолинейно, не скрывая осуждения.
— Не знаю, как бы я повела себя на ее месте, но я уверена в одном: Наташа очень жестоко отнеслась к Феде, — сказала актриса. — Лишить ребенка возможности бывать в доме родного отца — это просто неправильно.
Как рассказала Селезнева, Ширвиндт, несмотря на строжайший запрет, все равно находил способы проявить отцовскую заботу.
Раз уж нельзя было делать это напрямую, пришлось прибегнуть к помощи верного друга.
— Главным связным был его лучший друг, Миша Державин, — поделилась актриса.
Схема была отработана годами: Александр Анатольевич лично покупал подарки, а Михаил Михайлович их передавал.
Эта конспиративная цепочка долгие годы оставалась единственной ниточкой, связывающей отца и сына.
Так Федор и рос, получая весточки от отца, которого практически не видел.
По сути, эта тайная помощь, эти подарки через друзей и были той ценой, которую артист платил за спокойствие в семье и за свою безупречную репутацию.
Не нужно забывать, о каком времени идет речь.
В Советском Союзе внебрачный ребенок для публичного человека был настоящей катастрофой.
А для звезды такого уровня, как Ширвиндт, это могло обернуться концом карьеры.
Ведь образ народного артиста СССР предполагал моральную чистоту, как на сцене, так и в личной жизни.
Сын, который всего добился сам
Что самое примечательное в этой истории — так это то, как сложилась судьба самого Фёдора.
Он построил свою жизнь абсолютно самостоятельно, не опираясь на громкое имя отца.
После школы он без всякого блата поступил на филологический факультет МГУ.
Зная в совершенстве немецкий, английский и шведский, он имел все шансы стать крупным ученым.
Но, получив красный диплом, он понял, что тихая кабинетная работа ему не по душе.
Его поманила журналистика. С его лингвистическими талантами прямая дорога ему была на Иновещание Гостелерадио, где он и начал свой путь, моментально найдя применение своим способностям.
Его послужной список и правда впечатляет.
Он начинал редактором на «Голосе России», а уже в 1997 году руководил международным отделом газеты «Время МН», со временем дойдя до поста заместителя главного редактора.
При этом он умудрялся совмещать бурную журналистскую деятельность с наукой, став профессором Высшей школы экономики.
С 2020 года его лицо стало знакомо и телезрителям — он ведет программу «Международное обозрение».
А осенью 2022 года он достиг высот, о которых многие могут только мечтать — модерировал заседание престижного дискуссионного клуба «Валдай».
Наследие молчания
В день, когда прощались с Александром Ширвиндтом, Федор Лукьянов тоже был в зале.
Он не лез на передний план, держался в стороне, и большинство собравшихся даже не подозревали, кто стоит рядом с ними.
Ситуацию прояснил актер Юрий Назаров, который указал на него журналистам, раскрыв тайну.
Но еще больше, чем само его присутствие, поразила реакция официальной семьи. Ледяное молчание.
Даже в этот траурный час они не подошли, не обменялись ни словом, словно Федора в зале просто не было.
В завещании Александр Анатольевич также сохранил молчание о своем втором сыне.
Все, что у него было, он оставил своей жене, сыну Михаилу и внукам.
Сам Федор Лукьянов пресекает любые попытки журналистов поговорить с ним на эту болезненную тему.
— Личное должно оставаться личным, я не намерен выставлять это напоказ. А слухи пусть обсуждают те, кому больше нечем заняться, — таков его неизменный ответ.
Тем не менее, тот же Юрий Назаров утверждает, будто братья, Федор и Михаил, на самом деле общаются и находятся в хороших отношениях.
Однако сам Лукьянов решительно опровергает эту информацию, отвечая на это сдержанно, но твердо:
— Юрий Назаров, без сомнения, прекрасный артист. Но, к моему большому сожалению, мы с ним даже не знакомы.