Их жизнь не была похожа на красивую постановку с отрепетированными диалогами и чётким финалом. Всё было по-настоящему — со страстью, ссорой за кулисами, примирением в антракте и долгими годами вместе.
Он жил быстро, спорил яростно, уходил из театров и снова возвращался. Она не устраивала громких сцен, но именно она держала их дом, воспитывала детей, а потом и сама нашла себя в творчестве.
Они могли расходиться, но всё равно находили друг друга. Потому что без неё он не мог. Да и она без него тоже.
Как начиналась их история? Почему Татьяна, зная характер Георгия, всё равно выбрала его? И что случилось, когда любовь столкнулась с реальностью?
Всё началось в Крыму, в последний день весны 1939 года…
Жорик из Керчи
Георгий Семёнович Епифанцев родился в Крыму, в Керчи, ровно в последний день весны 1939 года. По знаку зодиака – Близнецы, а это значит, что тихим он точно не был.
Детство у него вышло, мягко говоря, непростое. Война, оккупация, потом Победа, разруха, школа. Страна зализывала раны, взрослые пахали не покладая рук, а дети росли как сорняки – самостоятельные, смекалистые, с боевым характером.
Жорик, как ласково звала его мама, был заводилой: умный, но шкодливый, драчун, вечно с разбитыми коленками. Сейчас таких детей записали бы в гиперактивные и затаскали по психологам. А тогда? Тогда просто говорили: «энергии – на троих хватит».
Как покорить Москву за один заход?
Когда школа осталась позади, Епифанцев решил брать высоту сразу. Ни тебе институтов попроще, ни подстраховки в виде «а если не поступлю». Поехал в Москву, в Школу-студию МХАТ, и с первого раза поступил. Просто потому что человек был с огнём внутри, и это видели все.
Через год он уже не просто учился, а играл главную роль в фильме Фома Гордеев. Да-да, в 19 лет! Провинциал, у которого даже съёмного жилья толком не было, уверенно шагнул в мир большого кино.
Но Епифанцев был человеком широкого творческого размаха. Мало ему было кино – он писал стихи, рисовал, сочинял пьесы. И не абы какие – две из них поставили на главной драматической сцене страны. Одним словом, талантливый – до кончиков пальцев.
Любовь, балерины и судьба
Красивый, широкоплечий, с диким обаянием – он жил на полных оборотах и никогда не тушевался. Его первое серьёзное увлечение – балерина Лилия Ушакова.
Она была старше, умудрённее, и их брак больше напоминал старший-наставник и младший-энтузиаст. Долго не продлилось, но расстались по-доброму – настолько, что после развода Епифанцев ещё какое-то время жил в её квартире.
Как Георгий встретил Татьяну
Татьяна училась на экономическом. Будущее было понятным и предсказуемым: лекции, сессии, диплом, потом работа в каком-нибудь НИИ или министерстве. О кино она никогда не думала.
Но однажды подруга предложила — «А давай в массовку сходим?» — и они отправились на съёмочную площадку. Просто ради интереса, провести день необычно.
А потом случилось то, что в планы точно не входило.
— Мы сидели на лавочке, болтали. Вдруг смотрим – в арке появляются двое. Один высокий, красивый, сдержанный. Второй — невысокий, юркий, и оба что-то бурно обсуждают. А потом высокий вдруг отделяется, идёт прямо ко мне, садится рядом и с улыбкой спрашивает:
— Вы знаете художника Ге?
— Конечно.
— Вот и меня в его честь назвали. Георгий Епифанцев.
Такого знакомства у Татьяны ещё не было.
Георгий оказался актёром МХАТа, к тому же уже известным благодаря Фоме Гордееву. Правда, Татьяна фильма не видела, поэтому никакого ажиотажа вокруг его персоны не ощутила.
Спутником Епифанцева был Зарик Хухим — второй режиссёр у Марка Донского. Они по каким-то своим делам пришли к постановщику, но тут разговор пошёл в совсем другую сторону.
— Георгий достал из портфеля пачку научно-популярных журналов и заявил, что открыл неизвестное астрономам кольцо Сатурна. Стал показывать иллюстрации, жестикулировать, горячо что-то доказывать… Мы просто рты поразевали. Среди наших технарей таких людей не водилось — они говорили коротко и по делу. А тут — артист, экспрессия, азарт!
Вот так всё и началось.
Любовь, кино и немного авантюризма
После той первой встречи Татьяна и Георгий гуляли по городу до самой ночи. Говорили обо всём — о книгах, о фильмах, о жизни. А потом разошлись, уже точно зная: это не случайность.
Георгий на тот момент ещё был официально женат на Лилии Ушаковой, но их брак давно существовал лишь на бумаге. Вскоре он окончательно перевернул эту страницу, а новая глава его жизни началась в квартире на Каретном Ряду, где Татьяна и Георгий стали жить вместе.
Свадьба, которая началась не с них
Через месяц они поехали в Керчь, к маме Георгия. Планировали отдохнуть там подольше, но не вышло. Жорика, как звала его мама, неожиданно вызвали в Свердловск — срочно заменять Владимира Гусева в Угрюм-реке.
На съёмочной площадке его встретили без особого энтузиазма. Все переживали за Гусева и считали, что можно было дождаться его выздоровления. Единственный, кто сразу поверил в Георгия, — режиссёр Ярополк Лапшин. Но долго холодная атмосфера не продержалась.
Уже через пару недель он вжился в роль, доказал, что на своём месте, а Татьяна тем временем освоилась на площадке, подружилась с гримерами и операторами.
Когда съёмки закончились, они расписались прямо в Свердловске.
А через несколько дней друг семьи Олег Солдаткин пригласил их на свадьбу родственников в Нижний Тагил. Решили поехать, почему бы и нет? Веселились, танцевали, и когда гости снова закричали «Горько!» молодожёнам, Георгий и Татьяна переглянулись — и тоже поцеловались. Тут уж пришлось признаться, что и у них в этот день свадьба.
Гости только обрадовались, поздравления сыпались уже и на них. Так что в тот вечер свадьба была не одна.
Простое счастье
Татьяна продолжала учёбу, Георгий много снимался. В её каникулы они всегда были вместе, а когда он уезжал на съёмки, она обязательно приезжала к нему.
Когда Татьяна узнала, что ждёт ребёнка, Жора только улыбнулся: «Конечно, рожать!» В 1968 году у них появился первенец Михаил. Потом родился Владимир, а затем и дочь Наталья.
Сначала им выделили комнату в доме на улице Станиславского — полуподвал, но кого это волновало? Главное, что вместе. Когда семья выросла, дали комнату побольше, а потом — отдельную квартиру у метро «Щукинская».
Жили просто, временами не слишком богато, но всегда с ощущением, что всё у них правильно.
Сцена, дом, семья – и вечная борьба
Георгий Епифанцев работал без передышки. Театр, съёмки – он везде был в деле. В кино ему доставались главные роли, а вот в театре – исключительно второй план, но он не жаловался. Играл по тридцать спектаклей в месяц, выкладываясь на полную.
Поклонниц у него хватало, но Татьяна на этом не зацикливалась. Ревность – это про других женщин, у неё на это просто не было времени. Дом, дети, заботы – всё на ней. Она не исключала, что у Георгия могли быть романы, но если и были, то это оставалось где-то за кулисами его жизни.
Но это не значит, что Татьяна жила только семьёй. Первые годы она работала по специальности – экономистом, но потом всё сильнее уходила в творчество. Сначала это была керамика, потом – роспись по металлу, потом флористика. В итоге она стала членом Союза художников и Союза дизайнеров.
Спасительный развод
И всё было бы хорошо, если бы не одно «но» – пагубное пристрастие Георгия к бутылке. Татьяна пыталась с этим бороться: уговаривала, убеждала, упрекала. Всё было бесполезно. Он то обещал завязать, то действительно какое-то время держался, но потом всё возвращалось на круги своя.
А в семье тем временем денег катастрофически не хватало. Дети росли, им нужна была одежда, еда, учёба. Татьяна тянула всё одна, а Георгий, вместо того чтобы помочь, иногда просто не приходил ночевать.
Разговор, который всё решил
Какое-то время Георгий держался, потом снова срывался. Татьяна на него злилась, переставала разговаривать, а он не выдерживал этого молчания – полз на брюхе, клялся, умолял. Обещал, что больше никогда. Но проходило время – и всё повторялось.
В очередной раз он вернулся домой пьяным, и Татьяна уже не выдержала.
— Что ты творишь? Нам не на что жить!
— А тебе шубы и бриллианты подавай?!
Она усмехнулась. Кольцо с бриллиантом Жора ей действительно потом подарил – единственная дорогая вещь в её жизни. Но шубы? Она посмотрела на свое старенькое пальто и не просила у него ничего, кроме одного – перестать пить.
В какой-то момент терпение кончилось. Она подала на развод. Не из обиды, не из злости – просто потому что так было правильнее.
Георгий страшно обиделся, но в суд не пошёл – просто подписал документы и согласился со всем. После развода они продолжали жить в одной квартире, но уже как чужие. Напряжение висело в воздухе.
Первым не выдержал он. Однажды сказал: «Я завяжу».
Татьяна ответила спокойно: «Сначала завязываешь. Потом поговорим».
Он лёг в клинику, прошёл курс лечения. Сорвался. Попробовал ещё раз – на этот раз навсегда. Через полгода после развода они снова пришли в загс. Всё было без пафоса и торжественности – просто правильное решение.
Жизнь после сцены
Георгий Епифанцев отдал МХАТу 30 лет, хотя в 1966-м ненадолго ушёл в Театр на Таганке. Играл, писал пьесы, даже добился постановки двух своих работ. Но когда его спектакль «Владимир», посвящённый Тысячелетию крещения Руси, задержали с выпуском, не выдержал – ушёл и отправился с моноспектаклем по стране.
Гастроли шли летом, а осенью и зимой работы становилось меньше. Это давило. Он переживал, пробовал себя в разных сферах: рисовал картины, продавал их в Измайлово, торговал часами, крепкими напитками.
Последний путь
27 июля 1992 года жизнь Георгия Епифанцева трагически оборвалась на железной дороге, когда он возвращался с рынка домой.
Татьяна тяжело переживала его потерю. Спустя несколько лет ушёл и их старший сын Михаил – в молодости он пристрастился к крепким напиткам, позже к запрещённым веществам, что подорвало его здоровье.
Владимир продолжил актёрскую династию, стал режиссёром, Наталья занялась разведением собак.
сын Владимир и дочь Наталья
Любовь, которая не кончается
Татьяна все силы отдала внуку Пете, сыну Михаила. Вот уже больше 20 лет она заботится о нём. О новой семье даже не думала – её единственной любовью навсегда остался Георгий Епифанцев.