Он умел «Любить по-русски»: трагедия и счастье Евгения Матвеева

Евгений Матвеев с достоинством принял испытание на честь и мужество в 1941-1945, подарил зрителям немало талантливых фильмов, а вот его коллеги не прошли испытание на честность и порядочность. Актёра с упоением травили и оскорбляли, хотя он был ни в чём не виноват. Расскажем, как любовь помогла Евгению Матвееву справиться с трудными временами, в 101-ю годовщину со дня рождения артиста.

 Он умел «Любить по-русски»: трагедия и счастье Евгения Матвеева

Он умел «Любить по-русски»: трагедия и счастье Евгения Матвеева

Зависть и злоба — страшные чувства. Евгению Матвееву пришлось столкнуться с ними: вчерашние товарищи по союзу кинематографистов выгнали его и подвергли настоящей травле. К счастью, рядом с артистом была женщина, которая вернула ему веру в людей и любовь к жизни. Это благодаря ей Евгений Матвеев сумел снять фильм, ставший народным: «Любить по-русски».

«Байстрюк»

Родина Евгения Матвеева — село Новоукраинка Херсонской области. Будущий актёр появился на свет 8 марта 1922 года. Когда Жене было всего 4 года, отец ушёл из семьи. Просто уехал неизвестно куда. Надежде, брошенной жене, пришлось вернуться с ребёнком к родителям, в родное село. Молодая женщина надеялась на поддержку, но вместо этого получила град упрёков и унижений. Дразнили в селе и Евгения: называли «незаконнорожденным», «байстрюком». Мать и сын частенько плакали, обнявшись, где-нибудь за печкой, жалея друг дружку: больше их пожалеть было некому.

Школьный артист

Больше всего на свете Надежда Фёдоровна хотела, чтобы сын стал образованным человеком: сама она была неграмотной. Поэтому, как только Жене исполнилось семь лет, она переехала с ним в райцентр Цюрупинск — там была школа. Мальчик начал учиться, а скоро вся школа уже называла его «артистом»: он мастерски «представлял» разных животных, пел песни, частушки. Стоит ли удивляться, что при первой же возможности Матвеев записался в драмкружок? Подростком Женя попал на первый в своей жизни спектакль: в Цюрупинск на гастроли приехал настоящий театр. Этого было достаточно, чтобы выбрать себе профессию: только актёром!

Жена и дети

И после школы поехал в Киев и стал студентом киноактёрской школы — его педагогом был сам Александр Довженко. Казалось, перед талантливым юношей — радужные перспективы, счастливое будущее. Но тут началась Великая Отечественная. Свои фронтовые будни Матвеев вспоминать не любил — как и многие фронтовики. Но тяжёлые годы остались позади. Мирная жизнь продолжалась.

Евгений Матвеев женился на красивой девушке по имени Лида — она покорила его исполнением народных песен и романсов. У них родились дочь Светлана и сын Андрей. С деньгами было сложно, но Матвеев наотрез отказывался от помощи родителей жены: был уверен, что настоящий мужчина должен сам обеспечивать семью. Он много играл в театре, подрабатывал на радио, руководил драмкружком…

«Поднятая целина» и роковая тачанка

 Евгений Матвеев роли Емельяна ПугачёваLegion-media

Евгений Матвеев роли Емельяна ПугачёваLegion-media

Однажды на талантливого провинциального актёра обратил внимание Михаил Царёв — художественный руководитель московского Малого театра. Он пригласил его в свою труппу. Так семья Матвеевых оказалась в столице. Здесь была совсем другая жизнь. Много работы, хорошие заработки. В 30 лет он сыграл свою первую кинороль — небольшой эпизод в фильме «Судьба Марины». И режиссёры буквально засыпали его новыми предложениями! Практически каждый фильм с участием Матвеева становился событием. «Искатели», «Дом, в котором я живу», «Хождение по мукам», «Воскресение»… В 1959 году он сыграл Нагульнова в «Поднятой целине» — одну из своих знаковых ролей.



Эта же роль едва не стоила ему жизни. На одном из выступлений перед зрителями Матвеев должен был выезжать на тачанке, запряжённой лошадью, — в образе Нагульнова. Лошадь, испуганная шумом толпы, приветственными криками и овациями, шарахнулась вбок. Тачанка на скорости перевернулась, Матвеев получил серьёзную травму позвоночника. Врачи долго «колдовали» над Евгением в больнице, но окончательно здоровье к нему так и не вернулось — артисту дали инвалидность третьей группы. Выписался Матвеев, закованный в жёсткий корсет. Передвигался с трудом, опираясь на трость. Пришлось менять профессию: Евгений понимал, что режиссёры не захотят снимать покалеченного актёра.

Цыганские пляски

 Legion-media

Legion-media

И Матвеев решил сам снимать кино. Его дебютом в качестве режиссёра стала экранизация романа Анатолия Калинина «Цыган». Клавдию он пригласил сыграть Людмилу Хитяеву. А Будулая оставил себе. Не мог он никому отдать такую интересную роль! Будулая Матвеев называл «совершенством красоты человеческой». Работа над образом цыгана помогла ему преодолеть мучительную боль, у него будто появились новые силы, открылось «второе дыхание». Он даже плясал сам! Наотрез отказался от дублёра. После сложной операции, едва научившись ходить. Правда, перед съёмками этого эпизода Матвеев попросил уколоть ему обезболивающее. Потом ещё, ещё… Расстегнул корсет. И на глазах у изумлённой съёмочной группы пустился в пляс! Второй дубль. Третий.

Потом актёр потерял сознание от боли. Но, едва придя в себя, попросил сделать ему ещё укол. И снова принялся танцевать. С улыбкой на лице. С горящими «цыганскими» глазами. Фильм «Цыган» принёс ему огромный успех, множество кинонаград и любовь зрителей. Матвеев был счастлив: его ещё рано списывать со счетов, он на многое способен!

Травля коллег

Он много и жадно снимал. И продолжал сниматься сам. Его наперебой приглашали режиссёры — своим Будулаем он доказал, что не стоит делать ему скидку на инвалидность. Среди множества ролей были не только любимые и желанные. Были и такие, которые актёру навязали. Евгений очень не хотел играть Брежнева в фильме «Солдаты свободы». Но его кандидатура была утверждена на уровне ЦК КПСС, это не обсуждалось. Все в окружении Матвеева знали: роль Брежнева ему навязали сверху. Но не простили этого — припомнили спустя 10 лет.

В 1987 году, на V съезде кинематографистов, Матвеева обвинили в том, что он был обласкан советской властью и руководством страны. Называли его «прихвостнем Кремля». И с позором выгнали из Союза кинематографистов. Коллеги, которые ещё вчера улыбались ему и пожимали руку, отвернулись и смотрели с ненавистью, вслед ему неслись оскорбления… Для Матвеева это оказалось очень тяжёлым испытанием, режиссёр даже всерьёз подумывал свести счёты с жизнью. Удержало от этого шага только осознание: у него есть семья, за которую он отвечает. Любимая жена, дети, внуки.

Любимая жена

Лидия Алексеевна действительно стала для актёра и режиссёра ангелом-хранителем, осветив и согрев всю его жизнь. Она могла бы стать сделать блестящую карьеру — считалась популярной в Новосибирске и Тюмени певицей. Но вместо этого выбрала заботу о детях и муже, посвятив себя семье. Единственная уступка, которую она сделала своей любви к пению, — участие в хоре Большого театра: пение в нём не отнимало у Лидии Алексеевны слишком много времени и позволяло совмещать работу и семью.

«Любить по-русски»

 Legion-media

Legion-media

После разгромного съезда кинематографистов Матвеев не сразу смог вернуться в профессию. Это произошло лишь в 1995-м. Зато возвращение мастера получилось поистине триумфальным. Он снял фильм «Любить по-русски», в котором сыграл главную мужскую роль. Матвеев собрал интересный актёрский состав: в фильме снялись Галина Польских, Лариса Удовиченко, Виктор Раков… Картина стала сенсацией, на премьере негде было яблоку упасть, «Любить по-русски» занял первое место в кинопрокате. То, что началось потом, достойно отдельного киносюжета. Евгению Матвееву стали приходить сотни, тысячи писем. В них были восхищение, благодарность, а ещё — деньги.

Зрители от души просили режиссёра снять продолжение и вкладывали в конверты по рублю, по пять, десять рублей, — сколько могли. Обещали со следующей зарплаты или пенсии прислать ещё. «Только снимайте, пожалуйста, снимайте!» Для Евгения Семёновича это значило больше, чем кто-то мог себе представить: народное признание. Он понял — народу нужны такие фильмы. Честные, откровенные, о настоящей любви, преодолевающей любые беды и трудности. И уже спустя год зрители увидели вторую часть «Любить по-русски». А в 1999-м вышла третья часть фильма.

Не щадя себя

Евгений Матвеев всю жизнь работал, не щадя себя, на износ, — так же, как он плясал в «Цыгане». Для него вся суть, весь смысл профессии был в этом: не щадить себя ради кино. И, когда здоровье начало давать сбой, он далеко не сразу обратился к врачам. А когда обратился, оказалось, что у него рак лёгких. Неоперабельный — слишком поздно. Евгений Матвеев умер в больнице 1 июня 2003 года, в окружении самых родных людей — жены, детей и внуков. Никто и подумать не мог, что этот день станет для актёра последним: он шутил, разговаривал, смеялся, даже вышел покурить…

А потом упал на постель — и больше уже не встал, дочь Светлана бросилась щупать пульс — а его не было. Людмила Алексеевна Матвеева, которая 56 лет была его женой, пережила любимого на 14 лет. Её не стало в 2017-м. Никто из детей и внуков Матвеева не стал связывать свою жизнь с кино. Но они уверены: Евгений Семёнович был бы этому только рад. Слишком хорошо он знал, какие жертвы должны приносить любимой профессии актёры, если они — настоящие.