Но она всегда говорила, что ей не больно, и снова и снова вставала на ноги, ведь за её беззащитным образом скрывался настоящий боец…
Она улыбалась и шла дальше
После выхода на экраны советских киношедевров «Первая любовь» и «Доживём до понедельника» в эту актрису влюбилась вся страна. Она была такая красивая, такая блистательна, такая обаятельная, такая хрупкая и такая загадочна, что глаз невозможно было отвести. Казалось, что её ждёт головокружительное будущее, лёгкая жизнь, яркая карьера и семейное счастье. Все были уверены, что актриса, так пронзительно играющая большую любовь, в жизни – настоящая принцесса, и у неё обязательно должна быть какая-то необычная волшебная жизнь. Но, к сожалению, ни одно из этих ожиданий не сбылось: по жизни Ирина Печерникова шла, преодолевая невероятные трудности. Она то и дело оказываясь на краю, словно её преследовал рок: как только в её жизни всё более или менее налаживалось, тут же случалось что-то плохое – от мелких неприятностей до страшных трагедий. Талантливая актриса частенько попадала в разные передряги, проблемы сыпались на неё, словно из рога изобилия, она ломала ноги и руки, гипс, накладываемый при частых переломах конечностей, стал её второй кожей, и друзья прозвали её «33 несчастья». Она оставалась без гроша в кармане, теряла самых дорогих людей, боролось с алкоголизмом. С каждым разом судьба била её всё сильнее. Но она всегда говорила, что ей не больно, и снова и снова вставала на ноги, ведь за её беззащитным образом скрывался настоящий боец.
Детство
Ирина появилась на свет 2 сентября 1945 года в день окончания Второй мировой войны в Грозном. Родилась она 7-месячной и проблемы у неё начались с самого рождения. Когда ей исполнилось два года, на коммунальной кухне она свалилась в кастрюлю с кипящим бельём, которую только что сняли с плиты. (В те времена не было стиральных порошков, бельё кипятили с хозяйственным мылом, чтобы отбелить и вывести пятна. В хозяйственных магазинах продавали 15-литровые баки с крышкой для этих целей. У меня дома такой бак называли «вываркой»). Когда Ирину вытащили, она уже почти не дышала, и даже не могла кричать. Ожог был такой сильный, что с ребёнка слезла почти вся кожа. Приехавшие доктора сказали, что шансов у неё нет. Лежать она не могла, и в больнице её поставили на локти и на коленки – там сохранились островки кожи. Она выкарабкалась, встала на ноги, и уже через две недели могла передвигаться самостоятельно, а через три бегала по больничным коридорам.
Через год семья переехала в Москву, но жилищные условия лучше не стали: такая же коммуналка, как в Грозном. Родители – Виктор Фёдорович и Любовь Петровна были геофизиками, часто уезжали в экспедиции, и Ира оставалась на попечение старшей сестры Галины. С раннего детства Ира была еnfant terible, и однажды её даже выгнали из детского сада за непослушание. К школе, впрочем, многое в её характере изменилось: она стала паинькой и отличницей, хотя школу все десять лет люто ненавидела. Во дворе и в пионерлагере Ирина была заводилой, верховодила пацанами.
Школа-студия МХАТ
Классе в 8-9-м Ирина очень удивила родителей и сестру заявив, что хочет стать актрисой. Получив аттестат, она подала документы в Школу-студию МХАТ, и её сразу приняли. Педагоги отмечали несомненный талант, но амплуа лирической героини, которое благодаря её внешности к ней сразу приклеилось, в советском театре и кино было не очень востребовано. Нужны были героини, совершающие ратный и трудовой подвиг, а одного взгляда на Печерникову было достаточно, чтобы понять, что в кино и в театре на подвиги это прелестное неземное существо не способно.
«Каменный гость» (1966)
Театр им. Ленинского комсомола
Школу-студию Ирина окончила в 1966-м и поступила в труппу театра им. Ленинского комсомола, играла Арманду Бежар в спектакле «Мольер» по Михаилу Булгакову. Через год своё амплуа недавняя студентка оправдала дважды: в экранизации оперы Доргомыжского «Каменный гость», поставленной Владимиром Гориккером на «Мосфильме», она сыграла средневековую страдалицу Донну Анну, а в фильме Василия Ордынского «Первая любовь» по Тургеневу – своенравную московскую княжну. (Отец Владимира Гориккера, генерал Михаил Гориккер, изобрёл и впервые применил на практике противотанкового ежа, сыгравшего огромную роль в оборонительных операциях Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Но это так, к слову). По сюжету Печерникова должна была ездить на лошади. Времени на подготовку не было, учиться нужно было на ходу, вернее, на скаку. Ирина освоилась быстро, причём, в дамском седле, а это куда сложнее, чем скакать в мужском, да и риск огромный: если лошадь понесёт, остановить её будет очень трудно. Ирину всегда тянуло к чему-то экстремальному. В юности она любила пострелять, и делала это весьма успешно. Но сыграть бойкую девушку в кино ей так и не довелось, хотя и была такая возможность: на роль спортсменки, комсомолки, красавицы Нины в «Кавказской пленнице» пробовались многие актрисы. Леонид Гайдай звал и Печерникову, но Ирина, мечтавшая о другом кино и снимавшаяся в этот момент у Гориккера и Орданского, это предложение отвергла. Гайдай пообещал, что она пожалеет.
«Доживём до понедельника»
Ирина, может быть, и пожалела бы – «Кавказская пленница» имела грандиозный успех, Нина в исполнении Натальи Варлей стала, чуть ли не национальной героиней, а песня про медведей – почти гимном страны, но в том же 1967 году, когда начали снимать «Кавказскую пленницу», Печерникову позвал Станислав Ростоцкий в «Доживём до понедельника».
«Доживем до понедельника» (1968)
Картину снимали в обычной школе № 234 в Северном Медведкове – таких много тогда появилось в московских новостройках. Вокруг были стройплощадки, а где их не было – пустыри. Съёмки происходили прямо во время уроков, и детвора на переменах бегала смотреть, нет, не на Андрея Болконского (Штирлица тогда ещё не было), а на молоденькую в коротком, под мальчишку, паричке, 23-летнюю девчонку с необыкновенными глазами и крохотной родинкой-мушкой слева возле очаровательного носика. Одного только этого образа учительницы английского языка было достаточно, чтобы навсегда попасть в историю отечественного кино. После того, как картина вышла на экраны, многие были уверены, что роман между Наташей Гореловой и историком Ильёй Мельниковым, так трогательно зародившийся в кино, имел продолжение у Печерниковой и 50-летнего Вячеслава Тихонова, но ничего подобного в жизни не было.
«Доживем до понедельника» (1968)
«Доживём до понедельника» Ирина впервые посмотрела лишь через 20 лет после выхода картины: во время озвучки она себе очень не понравилась, но увидев себя, поняла, что ошибалась, да и сам фильм ей очень понравился.
Я «Доживём до понедельника» посмотрел не через 20 лет, как Печерникова а всего через пять после того, как он вышел. Господи, как же я был в неё влюблён, и как завидовал этим 9-классникам, что у них вот такая чудесная учительница: все мои ей проигрывали сто очков. Временами я забывал, что это кино, что все они – директор, учителя, школьники – просто артисты, которые сегодня играют одно, а завтра, кому повезёт остаться в профессии, будут играть другое. Все они, особенно Горелова, были не киношные, они были живые и настоящие. Это просто гениальный фильм.
«Первая любовь» (1968)
«Любовь к трём апельсинам» (1970)
Первый брак
После «Доживём до понедельника» Ирина в буквальном смысле не могла подняться с колен, вся слава прошла мимо неё, и медные трубы она слышала, разве что, по телевизору. На съёмках другой картины она прыгнула в сугроб, где был огромный пень. Три месяца она провела в больнице и дома. Доктора сказали, что теперь Ирина всю жизнь будет хромать на правую ногу. Приглашения сниматься сыпались одно за другим, а она три месяца провела в гипсе в больнице и дома. Хромать она не стала, но переломы преследовали её всю жизнь. Именно такой – беспомощной, в гипсе и на костыле её увидел будущий муж польский джазовый музыкант Збегнев Бизонь (или Бизон). С ним она познакомилась в Москве на концерте группы Бизоня, куда её вытащили друзья. Полтора часа концерта пролетели, как один миг. Но Ирине понравилась не только музыка – ей приглянулся солист с пышными усами. Ирине было 25 лет, когда она вышла замуж за Збышека, и после регистрации в Москве, бросив всё – и театр им. Маяковского куда пришла в 1968-м по приглашению великого Андрея Гончарова, и кино, уехала с мужем за границу – сначала в Польшу, а потом в Швецию. Ей казалось, что ради любви нужно совершать подвиги.
«Города и годы» (1973)
За границей Ирине поначалу было очень комфортно и интересно: она ходила по музеям, учила языки. Но радость новизны без любимой работы быстро померкла, появилась тоска по родине, друзьям и родителям. Она поняла, что всё пошло не так, как она мечтала, что она, став приложением к мужу, перестала быть актрисой. Пообещав Збышеку, что чрез месяц вернётся, она уехала в Москву навсегда.
«Открытие» (1973)
«По собственному желанию» (1973)
Второй брак
Ирине приписывали романы со многими мужчинами. Стоило ей сняться в кино с тем или иным актёром, как её сразу записывали к нему в любовницы, стоило получить главную роль, и любовником становился режиссёр. Но Печерникова никогда не была ветреной, она дружила с Олегом Далем и Владимиром Высоцким, но влюблялась совсем в других мужчин. Пока в «Маяковке», куда она вернулась из Польши, судачили о якобы её романе с красавцем Александром Лазаревым, Ирина выбрала себе Бориса Галкина – невысокого, не такого яркого, и ещё в то время никому не известного студента Высших режиссёрских курсов. Они поженились и прожили вместе семь лет. Поначалу всё было хорошо, но после перехода Ирины в Малый театр, отношения дали трещину, хотя именно тогда у них появилось собственное жильё: худрук Малого прославленный Михаил Царёв «выбил» для Печерниковой двухкомнатную квартиру на улице Горького. Царёв дал ей сразу две роли: Леоноры в «Заговоре Фиеско в Генуе» Фридриха Шиллера и Снежи в «Маленькой этой земле» Георгия Джагарова. Печерникова отняла роли у ветеранов Малого, и актрисы её не любили. Ирина жила Малым театром, а муж много снимался в кино, часто уезжал в экспедиции и в Новгород – его взяли в драмтеатр режиссёром, и всё это вместе привело к краху семьи. С Галкиным, как и с Бизонем Ирина рассталась довольно легко, сохранив тёплые отношения, но она до конца жизни испытывала вину перед ними.
Ирина Печерникова и Борис Галкин
«Вариант «Омега» (1975)
«Страницы журнала Печорина» (1975)
Уход в антрепризу
В 1987-м умер Царёв, с новым худруком «адъютантом его превосходительства» Юрием Соломиным отношения не сложились ещё в бытность его актёром Малого, и она, вызвав у многих неподдельную радость, ушла из театра: не захотела играть возрастные роли, которые ей предлагали, а удерживать её не стали. Всего за 10 лет в Малом она сыграла в 12-ти спектаклях. Ирина ушла в антрепризу, искала пьесы, работала в библиотеках. Она играла в двух постановках, объездила с ними всю страну. В 1992-м цены взлетели, люди перестали ходить в театр даже на «звёзд», и оказалось, что выручка за спектакль не покрывает даже гостиницу, не говоря уже о дороге и новых постановках. Антрепризы закрылись, а сниматься в «кооперативных» сериалах, дешёвых в те годы во всех смыслах, Печерникова не захотела. Она осталась без работы и без средств к существованию, сидела в своей квартире на Тверской, голодала и потихоньку сходила с ума.
Два капитана» (1976)
Большая любовь
По Москве пошли разговоры, что Печерникова окончательно спилась. Такая проблема у неё и в самом деле была: после спектакля ей обязательно нужно было снять стресс, расслабиться. О, сколько их упало в эту бездну… Дело известное: сначала была рюмка коньяка, а потом уже не хватало и бутылки. В Малом театре над ней смеялись, поддержки не было, а сама она остановиться не могла: ей уже требовалась профессиональная медицинская помощь. Как сказал один киногерой, пьяница – это тот, кто пьёт, когда хочет, а когда не хочет, не пьёт. Алкоголик же когда хочет – пьёт, и когда не хочет тоже пьёт. Первый шаг к исцелению – признать, что ты болен. Ирина сама позвонила в клинику в Феодосии, сама купила билет. Но, с другой стороны, не было бы алкоголя, не было бы и той встречи с самой большой в её жизни, но такой короткой любовью – 33 несчастья — это ведь не только для неё самой.
Александр Соловьёв
«Мартин Иден» (1976)
«Птицы наших надежд» (1976)
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976)
Александр Соловьёв, тот самый голубоглазый Адам из «Адам женится на Еве» и Красавчик из «Зелёного фургона» был младше Ирины на 7 лет. В 40 с небольшим Печерникова встретила самое большое в жизни чувство. Знакомы они были давно, ещё по театру им. Маяковского, понравились друг другу сразу, но дальше дело не пошло – оба были не свободны. И вот, в 1990 году они случайно встретились в Феодосии в клинике для наркозависимых. Александр был обвенчан со своей женой актрисой Центрального детского театра Людмилой Гниловой, у них рос сын Михаил, а в 1972-м в первом браке с актрисой Людмилой Радченко родился сын Александр. У Соловьёва не хватило духа решить всё разом: он то уходил к Гниловой, то возвращался к Ирине, мучая и жену, и любовницу, давая каждой из них надежду, и себя. Так продолжалось восемь лет. Когда Печерниковой было за 50, а сын Соловьёва вырос и стал студентом театрального училища, он наконец-то пришёл к ней насовсем. (В 1991-м в своём единственном режиссёрском фильме «По Таганке ходят танки» Соловьёв бывшую жену снял, а будущую – нет).
«Личное счастье» (1977)
«Первые радости» (1977)
«Месяц длинных дней» (1978)
Они были по-настоящему счастливы, строили планы на будущее, но 25 декабря 1999 года Александр пропал. Ирина стала искать его у бывшей жены, потом у друзей, потом по больницам. 22 января ей позвонили из одного из московских моргов и пригласили на опознание: кому-то из санитаров показалось, что к ним попал труп человека, похожего на артиста, игравшего в «Зелёном фургоне». Следствие ни к чему не привело: Ирине лишь сказали, что её мужа 31 декабря на улице ударили чем-то тяжёлым сзади по голове, он ударился лбом о поребрик, а уже ближе к полуночи его подобрал милицейский патруль. В милиции так же сказали, что ни каких документов при лежащем без сознания человеке не было, а когда приехали в больницу, он, не приходя в сознание, умер, и лежал в морге как неопознанный. Странность заключалась в том, что на умершего выдали две справки о смерти, в одной из которых говорилось, что скончался он от травмы головы, а в другой – от острой сердечной недостаточности, вызванной алкогольным опьянением.
«Однокашники» (1978)
«Человек меняет кожу» (1978)
«Голубой карбункул» (1979)
На следующий день после похорон Соловьёва умер Виктор Фёдорович. Он к тому времени практически ослеп. Ирина за бешенные деньги сдавала свою квартиру на Тверской иностранцам, и на скопленные деньги купила в деревне Лазарево на Ярославщине 60 соток земли и с виду приличный дом, на деле оказавшийся гнилой развалюхой, и перевезла туда отца, продлив ему жизнь на десяток лет. Когда они стали жить вместе с Соловьёвым, он своими руками сделал в доме ремонт.
«Необыкновенное лето» (1979)
«34-й скорый» (1981)
«Земля Эльзы»
Как Ирина прожила первые три года после смерти Александра, она не помнила: всё было словно покрыто пеленой. После смерти Саши, а потом и отца, самой близкой подругой Ирины стала деревенская соседка Нина.
«Не покидай меня, любовь» (2001)
«Последняя репродукция» (2007)
«Земля Эльзы» (2020)
Последнюю роль в кино Печерникова сыграла в 2020 году незадолго до смерти в картине Юлии Колесник «Земля Эльзы». Партнёром Печерниковой был великолепный Вениамин Смехов. Фильм собрал множество призов на международных и всероссийских кинофестивалях, но премьеры Ирина не увидела: в День знаний, 1 сентября 2020 года она умерла от обширного инфаркта в своём «поместье» в Лазарево, не дожив один день до 75-летия. Тело кремировали и поместили в ячейку рядом с урной Александра Соловьёва.