Неизменно и подчёркнуто элегантная, Ирина Понаровская воплощала на советской сцене 1980-х нездешний шик. Не зря именно ей Дом моды Chanel присвоил почётный титул «Мисс Шанель Советского Союза». Но за блеском софитов и всенародной славой скрывалась совсем не радостная, а порой и пугающая реальность…
Жалобы на притеснения со стороны Аллы Пугачёвой давно стали общим местом. По словам Ирины Понаровской, их отношения и впрямь были непростыми. Хотя две певицы не вступали в открытую конфронтацию, Пугачёва не раз отпускала колкие шутки в сторону коллеги по сцене, что могло и обидеть.
Впрочем, Ирина Понаровская никого ни в чём не винит: «Алла меня подкалывала, и не один раз. А что она перекрывала, и были ли у неё возможности перекрывать, не знаю. Честное слово, я занималась делом. Соперничества не было, я в спорт на сцене не играю — это неправильно».
Алла Пугачёва «перекрыла кислород» более талантливой конкурентке? Но Ирина Понаровская не исчезала со сцены и с экрана. Благодарная публика не забывает её и в наши дни, когда певица вновь выступает.
Но талантливую первокурсницу своими огнями переманила эстрада. С 1971 по 1976 год Ирина Понаровская состояла в ВИА «Поющие гитары», затем перешла в «Коробейники». В редких съёмках тех ранних дней не так-то просто узнать будущую икону стиля 1980-х.
О красоте — приметной и неприметной — Ирина Понаровская знала не понаслышке. В юности она была довольно полной, так что ради сцены перешла на радикальную диету, практически перестала есть и записалась на акробатику. И добилась своего, попутно закалив характер.
Уже в 1975 году Ирине Понаровской доверили роль Эвридики в первой советской рок-опере «Орфей и Эвридика» — новаторской постановке композитора Александра Журбина и драматурга Юрия Димитрина, созданной при участии ансамбля «Поющие гитары».
А дальше была череда новых успехов: фестиваль в Дрездене, гран-при польского «Сопота» с девятикратным (!) бисом и вообще невероятное внимание за границей — с заваленными цветами гостиничными номерами, журнальными обложками и персональным «Мерседесом». Неуклюжая девочка-«неваляшка» проснулась самой обаятельно и привлекательной — звездой европейского масштаба.
На родине певица с лучистым взором и аристократичными манерами перешла в состав джазового оркестра Олега Лундстрема, доказав свою универсальность. А в 1978 году получила диплом консерватории, исполнив на экзамене произведения Рахманинова, Бетховена, Дебюсси, Шостаковича и Щедрина.
Профессиональная пианистка с классической подготовкой, солистка джаз-бэнда, звезда в Польше и ГДР: карьера Ирины Понаровской развивалась по нетривиальному сценарию.
Правда, на пике популярности Ирине Понаровской пришлось столкнуться с тяжёлым заболеванием почек и даже пережить клиническую смерть. Около десяти лет певица боролась с недугом, вынужденно ограничивая себя в творчестве.
На этот же период пришлись и драмы в семейной жизни — сначала счастливой, а затем горькой. Семилетний брак с темнокожим джазовым певцом Вейландом Роддом обернулся изменами супруга и неизбежным разводом.
Зато в 1980-е Ирина Понаровская вновь поймала волну успеха. Певицу можно было увидеть в программах «Песня года», «Утренняя почта», «Голубой огонёк», услышать на волнах радио. От джаза теперь ничего не осталось: Ирина Понаровская выступала в роли солидной эстрадной леди, прошедшей через многое, не потерявшей надежду на лучшее и не растерявшей романтические чувства.
Одним из самых громких хитов конца 1980-х стала томная баллада «Рябиновые бусы», написанная Аркадием Укупником на слова Андрея Жёлтого и Анатолия Молодова. В 1989 году Ирина Понаровская выступила с ней на главном советском песенном фестивале «Песня года». Через год певица была отмечена Дома моды «Шанель» в качестве одной из самых стильных артисток на эстраде.
Виной тому были не происки конкурентов. В какой-то момент стало просто не до песен. Певица занималась делами собственного модного бренда, имидж-агентства и Дома моды в Нью-Йорке. Кроме того, однажды во время путешествия Ирина Понаровская пережила микроинсульт и на протяжении полугода училась заново ходить.
Не сдавшись и на этот раз, Ирина Понаровская нашла в себе силы преодолеть невзгоды и вновь выйти к публике. В 2022 году певица снялась в шоу «Маска», затем представила большие сольные концерты в Москве и родном Петербурге.
Немногие артисты, стартовавшие в начале 1970-х, продолжают карьеру по сей день. Но Ирину Понаровскую не сломил даже безвременный уход 39-летнего сына Энтони, тело которого было найдено в душе 20 сентября 2024 года. Причиной смерти медики назвали остановку сердца вследствие острой сердечной недостаточности.
Остро переживая прощание с любимым сыном, Ирина Понаровская верит, что и эту потеряю она сумеет перебороть. Певицу поддерживают друзья и родные, она нужна внуку и внучке: «Как бы ни била меня жизнь, порой не давая сил подняться… Какие бы испытания ни ждали меня впереди… Я выживу. Я научилась выживать! Я снова выхожу на сцену. Ради любви к своей семье, друзьям и поклонникам!»
Надеюсь, вам понравилось!