Они наговорили друг другу много гадостей, перепалка едва не переросла в настоящую женскую драку прямо на публике…
Монументальная актриса
Эта актриса сыграла в 82-х картинах, но своей главной роли ей пришлось ждать долгие 20 лет: по настоящему знаменитой она стала уже на пятом десятке. И, хотя главная роль у неё была лишь одна, среди массы эпизодических героев проходных не было. Играла она чаще всего простых деревенских баб, да и в жизни была такой – высокой, простой, грубоватой, без изящных манер и тонкой фигуры. Однако у неё была такая внутренняя сила, что один из режиссёров однажды в шутку предложил: когда памятник «Родина-мать» в Волгограде будут реставрировать, вместо него поставить монументальную Римму Маркову.
Детство
Римма появилась на свет 2 марта 1925 года в посёлке Чурино в 250 км от губернского центра Самары. (Сегодня этого посёлка уже нет). Семья много колесила по стране, и Риммин брат Леонид родился в 1927 году в казахстанском селе Алексеевка. Отец Риммы и Леонида Василий Демьянович был талантливым рассказчиком, и, когда они надолго обосновались в Саратове, его пригласили в местный драмтеатр. С собой он привёл жену Марию Петровну, хорошего парикмахера, и помог устроиться гримёром. Потом в театр пришли Римма и Лёня, и стали играть детские роли. Специально для брата и сестры Марковых был поставлен спектакль «Дети улицы», который шёл при полном аншлаге. Римма играла мальчика, а Лёня – девочку. Понятно, что после такого успеха вопрос о выборе профессии у Риммы и Лёни решился сам собой: только в артисты. Брат и сестра были совершенно разными: Римма – отъявленная хулиганка, а Лёня – утончённый маменькин сынок, но это не мешало им всю жизнь очень любить друг друга.
1942 году вся семья Марковых эвакуировалось в Вологду. В городе была хорошая театральная студия, которую вела знаменитый театральный педагог Лидия Ротбаум. Римма укрепилась в своём желании стать актрисой, а Лёня хотел стать музыкантом, но под влиянием сестры планы изменил.
Студия при театре им. Ленинского комсомола
В 1947-м Римма и Леонид поехали в учиться в Москву. В то время это было достаточно дорого: обучение в творческом ВУЗе стоило 500 рублей в год, а за двоих – тысяча. На первый год родители денег наскребли, но в Москве ведь надо было ещё жить, и, чтобы чада не умерли с голоду, мама дала им в дорогу чемодан груш – один на двоих. В жарком вагоне поезда фрукты гнили, и, чтобы не пропало всё, Римма и Лёня поедали их сами. С тех пор Римма на всю жизнь груши возненавидела.
«Рядом с нами» (1957)
В студию при театре им. Ленинского комсомола их приняли, но общежития не дали, и жили они поначалу на вокзалах, благо, в Москве их 9, подолгу они на одном не задерживались, и примелькаться транспортной милиции не успели. Через месяц худрук театра Иван Берсенев отдал им бывшую дворницкую – коморку 3х4 метра.
«Вторая любовь»
После окончания студии Марковых взяли в труппу Ленкома. Римме дали роль комсомолки Фроси в спектакле «Вторая любовь» по пьесе Елизара Мальцева. 11 лет она выходила только в этом спектакле. Леонид начал играть ещё, будучи студентом, и ролей у него было побольше.
Выбрала карьеру
Первый брак Риммы не продержался и года. В 1947-м она влюбилась в лётчика Семёна. Он был старше Риммы на 17 лет. Муж Римму обожал, но после свадьбы заявил: или он, или театр. Маркова выбрала карьеру, вернулась в дворницкую, и со временем стала жалеть о том, что не сохранила семью. Она всегда была уверена, что мужчинам нравилась больше, чем режиссёрам. Она могла сыграть кого угодно, но режиссёры, почему-то, больше всего ценили не её актёрское мастерство, а человеческий темперамент, внутреннюю мощь.
Второй брак
Во время гастролей Ленкома Римма встретила своего второго мужа – баянист Владимир Никитин был аккомпаниатором самой Лидии Руслановой. Они поженились, и в 1961 году у них родилась дочь Татьяна, однако в 1966-м брак по инициативе Риммы распался.
Решающая роль в судьбе Смоктуновского
Маркова сыграла, может быть, решающую роль в судьбе Иннокентия Смоктуновского. Его она увидела в Махачкале, где он подвизался в местном заштатном театре. Римма буквально за руку притащила его в Москву и уговорила Берсенева посмотреть талантливого, но уже не очень молодого актёра. Берсенев сказала, что актёр перспективный, но взять он его не может – нет ставок. Маркова водила Смоктуновского по всем столичным театрам, подыгрывая ему на просмотрах. Знакомые Риммы были уверены, что она так хлопочет, потому, что это её жених. Маркова лишь махала рукой: она терпеть не могла блондинов, а Смоктуновский, как раз, блондином и был. Старания Марковой, в конце концов, увенчались успехом: Берсенев всё-таки взял Смоктуновского в Ленком внештатником, с оплатой 7 рублей за выход в спектакле. Жить Смоктуновскому было негде, и Марковы поселили его в «своей» коморке. Так он там и жил, пока его не приняли в Театр киноактёра.
Перемены в театре
Маркова уже 10 лет жила в столице, играла в Ленкоме, но в кино у неё не было даже крохотного эпизода. Она часто приходила на «Мосфильм», и просто гуляла по коридорам, надеясь, что её заметят и позовут сниматься, но на неё никто не обращал внимания. Тогда она для себя решила: раз не зовут, то и не надо, она полностью посвятит себя театру. Берсенев хотел ставить «Жанну д’Арк» с Риммой в главной роли, но умер. В театре начались перемены, Римму сократили, ни один театр актрису с такой неординарной внешностью брать не хотел, она пошла в «Москонцерт», и стала ездить по стране с гастролями – жить как-то надо. Леонид из Ленкома ушёл сам, но его с радостью взяли в театр им. Пушкина. Там он прослужил 6 лет, а потом перешёл в театр им. Моссовета, где за 20 лет сыграл в 20-ти спектаклях.
Первые роли в кино
Сниматься Леонид начал раньше сестры: в кино он дебютировал в 1950-м в фильме «Жуковский». Свою первую роль в кино Маркова получила фактически случайно: в производственную драму «Рядом с нами», которую в 1956 году снимал на «Ленфильме» Адольф Бергункер, нужна была простая русская баба, немолодая многодетная мать. Кто-то из ассистентов режиссёра видел в Ленкоме Маркову, которой было 32 и предложил позвать её. Через 7 лет Александр Столпер пригласил её в двухсерийный фильм «Живые и мёртвые» по Константину Симонову, но в обеих картинах в титрах Марковой не было.
«Крылья» (1966)
Спустя два года Маркова появилась в картине Ларисы Шепитько «Крылья» в роли буфетчицы Шуры, и это был её первый, пусть и не большой успех. Однако в этом фильме героиня Марковой говорила чужим голосом: Шепитько посчитала, что для этой роли голос Риммы слишком низкий, почти мужской. Маркова расстроилась, но промолчала: она испугалась, что её вообще снимут с роли. В титрах фильма она указана, как Никитина-Маркова.
«Бабье царство»
Роль Надежды Петровны в фильме Алексея Салтыкова «Бабье царство», которая сделала её знаменитой Маркова «увела» у сталинского лауреата Нонны Мордюковой, на тот момент уже одной из главных звёзд советского кино. Мордюкова была абсолютно уверена, что роль отдадут ей, и накануне съёмок даже сказала об этом какому-то газетчику, но режиссёр выбрал Маркову, чем буквально взбесил Мордюкову. Салтыков хотел снимать настоящую трагедию, и ему нужна была сильная русская женщина, колхозница, пережившая вместе со своими односельчанками немецкую оккупацию, не сломавшаяся и не сломленная. Мнение Салтыкова совпало и с точкой зрения худсовета «Мосфильма»: там посчитали, что Мордюкова для этой роли не достаточно груба.
«Бабье царство» (1967)
Роль актрисе давалась не просто: там было что играть, а опыта у Риммы совсем не было. В сцене, где Надежда Петровна умоляла деревенского старосту не пороть её сына Колю и даже дала взятку, Маркова буквально сломала себя: она физически не умела просить, и мольбы героини просто выдавливала из себя, но в целом образ получился запоминающимся и очень убедительным: зрительницы в зале рыдали.
Конфликт с Мордюковой
Мордюкова на премьеру «Бабьего царства» приехала, картину досмотрела, подошла к Марковой и заявила во всеуслышание, что как актриса та – полный ноль. Маркова не постеснялась, и рубанула сталинскому лауреату в том же духе. Они наговорили друг другу много гадостей, перепалка едва не переросла в настоящую женскую драку прямо на публике. Вмешаться в громкую ссору двух актрис никто не рискнул, и правильно: выплеснув друг на друга всё, что у них накопилось, они рассмеялись, обнялись, и вместе пошли в кафе, а у тех, кто всё это видел, создалось впечатление, что Маркова и Мордюкова просто репетировали сцену из нового фильма. Они подружились на всю жизнь. Позже Нонна призналась, что просто позавидовала Римме профессионально и по-женски, ведь сыграла она просто блестяще. В жизни так случилось, что лучшие подруги были и главными соперницами на экране. Мордюкова говорила Марковой, что они с одного конезавода, а Маркова поправляла: из одной конюшни. (В середине 90-х Денис Евстигнеев снял чудесную социальную рекламу: помните, двух изрядно потрёпанных жизнью железнодорожных работниц с кувалдами – Мордюкову и Маркову? По сути, они играли самих себя, уложив в полторы минуты свои ссоры по-крупному и по мелочам, зависть к успехам, семейную неустроенность и бесконечную любовь друг к другу).
«Журавушка» (1968)
Приз за лучшую женскую роль
В 1968 году «Бабье царство» в СССР посмотрели почти 50 млн. человек, а спустя два года создателей картины пригласили на кинофестиваль в Сан-Себастьяне, где Римма получила приз за лучшую женскую роль. Стоит отметить, что в Испании в то время была фашистская диктатура, а фильм рассказывал о том, как в России вели себя немецкие друзья генерала Франко.
«Веришь, не веришь» (1971)
Испанский муж
На фестивале Маркову увидел барон Хосе Гонсалес Мария Антонио, и сразу предложил выйти за него замуж – он хорошо говорил по-русски, поскольку учился в СССР. Понятно, что замужество в Испании сразу превращало Маркову в невозвращенку, и, конечно, на это она пойти не могла. Испанец, однако, был не только горяч, но настойчив: он выпросил у Марковой её московский адрес. Она не верила, что эта история может иметь продолжение, дала настоящий адрес, чтобы испанец отвязался, и уехала в на Родину. Хосе как-то очень быстро сумел оформить визу в коммунистическую Москву, и стал петь под окном Риммы серенады, на всю округу крича, что хочет на ней жениться. Римма боялась, как бы соседи не вызвали милицию, и впустила Хосе в свою маленькую однокомнатную квартирку. Ему был 41 год, Марковой – 45, за плечами два неудачных брака, а на руках 9-летняя Таня. Брак им заключить позволили, Хосе уговаривал Римму уехать в Испанию, но она наотрез отказалась, хотя в гости к мужу на Пиренеи частенько выезжала. Через год после свадьбы Хосе уехал навсегда, не оформив развода, и Римма до конца жизни считалась официально замужней женщиной, хотя больше с мужем она не виделась.
«Егор Булычов и другие» (1971)
«Сибирячка» (1972)
«Нейлон 100%» (1973)
Игра в эпизодах
После оглушительного успеха «Бабьего царства» града приглашений на главные роли, вопреки ожиданиям, не случилось: режиссёров отпугивал неуёмный темперамент Марковой, её излишние театральность и яркость. Без работы она не сидела, но играла в эпизодах. В фильме «Журавушка» Маркова могла получить большую роль, но режиссёр Николай Москаленко решил, что колхозную птичницу и воровку Глафиру Огрехову будет играть Мордюкова. Самой Марковой досталась роль поскромнее: она играла жену колхозника Авдотью Маркелову. Второй фильм, где Маркова и Мордюкова снимались вместе, была «Родня» Никиты Михалкова. В картине «Русское поле» Москаленко снова главную роль Федосьи Угрюмовой отдал Мордюковой, а Маркову вообще в картину не взял, видимо, опасаясь второй раз снимать вместе похожих и однотипных актрис.
«Ещё не вечер» (1974)
«Скворец и Лира» (1974)
«Вечный зов»
Киногероини Марковой были такие же сильные, как она. Василиса из сериала «Вечный зов» – роль, хоть и эпизодическая, но яркая: с виду обычная сплетница, без которой не обходится ни одна деревня, но и в обиду себя не даст. Появилась она лишь в нескольких сценах, но зрителям запомнилась.
«Вечный зов» (1973-1983)
«Сладкая женщина» (1976)
«Родня» (1981)
«Покровские ворота»
Ради изумительного, но очень короткого, буквально на 7 секунд, эпизода в фильме Михаила Казакова «Покровские ворота» – «Резать к чёртовой матери, не дожидаясь перитонитов!» – Маркова просидела в Москве всё лето. Эпизод сняли с одного дубля, и Маркова возмущалась: «Миша, ты же мне роль обещал, а не вот это!».
«Берегите мужчин!» (1982)
«Покровские ворота» (1982)
«Обрыв»
Фильм «Обрыв» Владимира Венгерова по одноимённому роману Ивана Гончарова, где Маркова играла бабушку главного героя столбовую дворянку Татьяну Бережкову, критики назвали слабой, потому что Маркова была ярче всех остальных актёров. Хотя в этом, на мой взгляд, вина не Марковой, а режиссёра, который подобрал таких актёров и поставил им такие задачи.
«Гардемарины, вперёд!»
В сериале Светланы Дружининой «Гардемарины, вперёд!» стать и мощь Марковой пошли фильму на пользу: она прекрасно сыграла игуменью настоятельницу мать Леонидию, хотя это опять был лишь эпизод. В 1984 году Маркова получила звание Заслуженной артистки РСФСР, Народной она стала через 10 лет уже в новой России.
«Покровские ворота» (1982)
«Миргород и его обитатели» (1983)
«Гардемарины, вперёд!» (1987)
Личная жизнь
1 марта 1991 года случилась трагедия: Римма узнала, что умер Леонид. Римма была старше всего на два года, но всегда относилась к брату, как к ребёнку, и постоянно вмешивалась в его жизнь, чем раздражала Леонида. Сама Римма не понимала реакции брата, ведь она всё делала из большой любви и желая только добра. Так же она вмешивалась и в жизнь дочери Татьяны: они ссорились и мирились, снова ссорились и снова мирились, и так всю жизнь, даже несколько лет не разговаривали, но своего единственного внука Фёдора, родившегося в 1995-м, Маркова обожала. Ради того, чтобы внук ни в чём не нуждался, Маркова бралась за любую работу, ездила с гастролями. Мордюкова уговаривала подругу позвонить богатому мужу в Испанию и попросить денег, то Маркова отказалась: просить она так и не научилась. Она даже законное наследство Хосе после его смерти не приняла, оставив его испанским родственникам мужа.
«Затянувшийся экзамен» (1986)
«Ночной дозор»
Слава к Марковой вернулась в начале 2000-х, когда ей было под 80: в картине Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор» Маркова сыграла ведьму Дарью Шульц. Бекмамбетов её попросту обманул, сказав, что играть нужно аферистку, а не ведьму, иначе бы она отказалась, как сделала это Лия Ахеджакова, которой поначалу предложили эту роль. За роль ведьмы Марковой вручили премию «Золотой орёл» за лучшую женскую роль второго плана, но эту свою работу она не любила, как не любила в целом новое российское кино, о чём не стеснялась говорить открыто.
«Ночной Дозор» (2004)
Пошла в политику
В быту Маркова была очень скромна: жила в однокомнатной квартире, дорогих украшений никогда не носила – главным для неё было помочь семье. Позже она стала заботиться о брошенных и одиноких стариках. У неё никогда не было властных амбиций, но для того, чтобы помогать забытым всеми артистам, она пошла в политику, на думских выборах 1999 года встала во главе избирательного списка Партии пенсионеров, но в Думу не прошла. Через 11 лет Маркова помогала партии «Справедливая Россия», участвуя в её предвыборной кампании. В том же году Маркова возглавила штаб Сергея Миронова на выборах президента России.
«Воронины» (2009-2019)
«Жизнь и приключения Мишки Япончика» (2011)
Большим горем для Риммы был уход в 2008 году Ноны Мордюковой. Маркова пережила подругу меньше, чем на пять лет. В начале октября 2014-го Маркову привезли в реанимацию Боткинской больницы, потом перевели в хирургию, сделали операцию и выписали домой. 2 января её снова доставили в Боткинскую. Утром 15 января у Риммы Марковой остановилось сердце. Панихиды и торжественных многолюдных похорон она просила не устраивать, и её тихо похоронили в одной могиле с мамой на московском Николо-Архангельском кладбище.