Всесоюзная мама, которая жила в страхе
Её героини учили прощать, любить, быть добрыми. Нину Сазонову обожали миллионы — на экране она была самой родной, самой тёплой, самой настоящей. Она жила для зрителей, и казалось, что у такой женщины за кадром тоже всё должно быть хорошо.
Но никто не знал, что, возвращаясь домой, она не снимала роль, а просто меняла сцену. Здесь, в четырёх стенах, уже не было аплодисментов и добрых слов. Здесь её ждало равнодушие, слёзы и страх.
Сын, ради которого она жила, отнял у неё всё — покой, друзей, свободу, даже право просто быть счастливой. И когда он решил, что поставил в этой истории точку, для неё начался самый страшный акт.
Сегодня я расскажу как сын сделал её жизнь невыносимой и как звезда фильма «Поэма о море» — актриса Нина Сазонова потеряла всё.
Музыка детства и первый выход на сцену
Представьте: маленькая комната, в воздухе витает запах чая, а в центре семейного круга звучит гитара, скрипка и баян. Отец перебирает струны, мать ведёт смычком, два брата виртуозно наигрывают мелодии, а три сестры подхватывают песню. Дом Сазоновых — это целый оркестр, где с детства учились чувствовать ритм, голос и эмоции.
Когда семья переехала в Кимры, Нина пошла в школу, и её первая учительница сразу заметила в девочке что-то особенное. На уроках дети пели тихонько, почти шёпотом, но голос Нины звучал звонче остальных. Её первый выход на сцену был в образе Колобка. Смелая, озорная, она не просто играла — она жила этой ролью.
Драмкружок стал вторым домом. С каждым спектаклем сцена всё сильнее звала её, а руководитель кружка посоветовал попробовать поступить в студию при Центральном театре Красной армии.
Первый успех и сомнения матери
1934 год. В студию брали немногих — на три места претендовали десятки талантливых ребят. Но Нина пробилась и уже через четыре года выходила на сцену театра.
Когда состоялся её первый спектакль, в зале сидели два человека, чьё мнение значило больше всего: мать и та самая первая учительница. Мать поначалу была против актёрской карьеры дочери, но, увидев её на сцене, поняла, что Нина выбрала свой путь.
Сцена под пулями
1941 год. Белорусский вокзал, эшелоны, гудки поездов. Нина Сазонова и её коллеги из театра выступают перед бойцами, которые через час-другой отправятся на фронт.
Позже она сама станет частью фронтовой бригады — будет играть перед солдатами прямо в окопах, в госпиталях, под открытым небом. За войну она успеет принять участие в трёх тысячах концертов.
Но не все воспоминания тех лет светлые.
1942 год, под Харьковом. Оказавшись в окружении, актриса вместе с подругой Тосей Романовой пыталась выбраться на танке, который прорывался сквозь вражеское кольцо. Однако в ходе прорыва подруга не выжила.
Позже Нина рассказывала, что только благодаря случайной встрече с пожилой женщиной в деревне ей удалось спастись. Она переоделась в рваную одежду, чтобы не выделяться, и пробралась к своим.
Правда, в Москве её ждали не самые тёплые объятия. Отношение к тем, кто выходил из окружения, было настороженным. Подозрения, допросы, необходимость скрываться. Ей пришлось ждать, пока подруга достанет новые документы, а затем уехать на время в Свердловск.
Если бы не помощь близких, судьба могла сложиться иначе.
Любовь, которая всё забрала
После войны Нина Сазонова вышла замуж за Александра Борисова, директора художественной галереи. Всё было красиво, но недолго. Вскоре после рождения сына Михаила семья распалась. Почему? Актриса никогда не рассказывала.
С этого момента её жизнь закрутилась вокруг единственного человека — сына. Он был для неё всем, светом в окне. Она жила для него, делала всё, лишь бы он был счастлив. А Михаил привык к такому раскладу с детства. Ему казалось, что так и должно быть.
Мужчины пытались ухаживать за Ниной Афанасьевной, но Михаил никого не подпускал. Единственный, кто хоть как-то задержался рядом, — гипнотизёр Вишневский, с которым актриса познакомилась на гастролях.
Но после одной истории этот роман закончился. Однажды Вишневский и Михаил вернулись из поездки оба датые. Для Нины Афанасьевны это стало последней каплей — она без разговоров выставила мужчину за дверь.
Сын или тиран?
Семейное счастье, которое так и не сложилось
Когда Михаилу было 16, он вдруг заявил матери: «Я скоро стану отцом». Нина Сазонова замерла, но быстро взяла себя в руки. Раз так — значит, свадьба.
Молодые поселились в её квартире, но семья так и не получилась. Они просто не умели быть взрослыми. Жили, как дети, перекладывая ответственность друг на друга. В итоге не прошло и года, как Михаил подал на развод. А вместе с этим разорвал любые связи с бывшей женой и ребёнком.
За неудавшийся брак он винил Нину Афанасьевну. Это ведь она настояла на свадьбе. Это она поставила его перед фактом. А если бы всё сложилось иначе? Кто знает…
Постепенно Михаил всё реже появлялся дома и всё меньше задумывался о будущем. Работать не спешил, но жил за счёт матери. Искал развлечения, от которых не приходилось уставать, и привык, что всегда можно прийти и взять деньги — просто потому что он сын.
Когда спустя несколько лет он снова собрался жениться, Сазонова наотрез отказалась поддерживать его выбор. Она считала, что женщина с ребёнком — не та, кто нужен её сыну. Михаил злился, но и на этот раз поступил по-своему. Правда, его избранница вышла замуж за другого.
С годами раздражение и обида стали его постоянными спутниками. Он не работал, но требовал, чтобы мать обеспечивала его. Злился, когда видел, как её любят зрители. Упрекал её за всё, что пошло не так. А она? Она терпела. Ждала, что когда-нибудь он изменится.
В театре она была всесоюзной «мамой», а дома — заложницей собственного сына. Запои, долги, истерики, упрёки.
Две жизни: сцена и реальность
На сцене она блистала, дома — терпела. В театре её любили и уважали, коллеги всегда знали, что к ней можно обратиться за помощью. Она выбивала актёрам квартиры, договаривалась о прописке, никогда не читала нотации, но умела тонко подсказать, как сделать роль лучше.
А дома… Дома она засыпала в страхе, просыпалась от криков. Иногда ночевала прямо в театре, лишь бы не возвращаться. Когда приходила со следами побоев, долго гримировалась, чтобы никто не заметил.
Те, кто пытались ей помочь, быстро становились врагами в глазах Михаила. Постепенно он отрезал мать от внешнего мира. Телефонные звонки? Не брать. Гости? Не открывать дверь. Со временем ему стали неугодны все.
Финал, который мог быть другим
Новый год 2003-го. Михаил, пьяный, снова поднял руку на мать. В этот раз всё зашло слишком далеко. Он решил, что лишил е жизни, и перешагнул через ограждения балкона — с 11-го этажа.
Нина Сазонова выжила. Долгая реабилитация, больница, сиделка. Та самая сиделка, которая позже продаст её квартиру и оставит актрису без дома.
Спустя время объявился внук Евгений, захотел наладить с бабушкой отношения, даже вывезти её за границу. Но врачи не разрешили, а сама Сазонова уже не хотела ни с кем сближаться.