ОПЕРАЦИЯ “Ы” : ляпы и другие интересности третьей новеллы

Последняя часть комедии Гайдая «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» отметилась настолько явными ляпами, которые уже, кажется, известны всем!

Что совершенно не мешает в очередной раз вспомнить этот замечательный фильм. И, возможно, отметить некоторые новые, незамеченные ранее несоответствия/наблюдения. А то и свежие интерпретации! ;))

1. Алое приближение

На рынке при показе Балбеса крупным планом абажур, лежащий вдалеке за его спиной на полке, становится красным.

Такое происходит, в частности, когда никулинский персонаж выныривает из-под прилавка после опохмела.

На общих планах абажур – жёлтый.

(фото специально сделано в размер красноабажурного кадра для совмещения)

Ну, зато хоть “гобелен” открыт на одинаковой картинке! ;))

2. Торговля мимо кассы… кармана

Балбес торгует леденцами для детворы. Выручку он периодически опорожняет внутрь куртки {за пазуху} из жестяной банки, установленной внутри кошки-копилки, куда ребятня вкладывает монетки за петушки.

Однако, мелочь не задерживается и почти сразу вываливается из-под куртки.

Да-а, немного Балбес таким образом наторгует!

3. Кошка, которая гуляет по фильмам

Налепили ли глиняных кошечек нарочно для «Операции» или закупили специально – то не известно.

Зато известно, что по крайней мере одна из них сохранилась на Мосфильме.

Чтобы через десять лет “сыграть” в очередном гайдаевском фильме «Не может быть!»

Кстати, также — в третьей новелле.

4. Бываловский разворот

Когда Бывалый разворачивает свою мотоколяску, по небольшому откату в конечной точке можно предположить, что она стоит на некоей поворотной платформе.

Тому свидетельствуют и передние колёса: они чуть приподняты над землёй. По снегу же за ними остаётся след, будто от ролика или от полоза. Задние, кстати, в начале движения вполне реалистично вращаются.

Но если бы не ухищрения для съёмок, мог бы в реальной жизни человек так вот развернуть подобную машинку?

Да, мог бы.

Вес у малютки «СМЗ С-3А» всего четыре центнера. И главное, её не нужно поднимать, как какой-нибудь {туристический} мотоцикл, который весит подчас столько же. А нужно “всего лишь” повозить по льду. ))

Возможно, у этого человека даже получилось бы так красиво оставить выхлопную часть автомобиля на месте и сманипулировать только передком. Потому как мотор тут сзади и, соответственно, пригружает центр вращения.

В общем, думается, смог бы. ))

5. Чудесная бутылка

Троица готовится выходить «на работу».

Бывалый собирает товарищей к столу и разливает духоподкрепляющую жидкость (по идее, она должна быть спиртосодержащей; звук соответствует). Трус облизывается, Балбес пожимает плечами.

Камера отъезжает и зритель видит, что это — молоко! ))


Бывалый: «Ну… Пора! На работу.»

А дальше уже не шутки.

Дальше становится ясно, что Бывалый сотворил Чудо!!! )))

Поллитровую бутылку он умудрился розлить на три гранёных стакана. А они, между прочим, по 250 мл каждый!!

6. Загадка номерных знаков

Шайка разъезжает на мотоколяске с номером: ББТ 75-21.

Конечно же, тут Гайдай зашифровал прозвища своих неунывающих подопечных: Бывалого, Балбеса и Труса.

Это читается всеми и сомнений не вызывает.

Цифры, правда, не разгадываются… Однажды встретилась версия, что это — перифраз стоимости вина. Типа, бутылка 0,75л стоила 2,10 рубля. Вот только наименований вина в СССР вряд ли кто назовёт точное количество. Как и объём – он был разный (хотя, конечно, 750мл-бутылки были наиболее распространены). Разбежка цен и вовсе была многодиапазонной – от 70, кажется, копеек до десяти и больше рублей. Так что данная интерпретация не состоятельна.


ББТ – Бывалый, Балбес, Трус

Интереснее со вторым знаком, который подельники вешают поверх старого: Д 1-01.

В Интернете существует ровно одна версия – это дипломатические номера.

Но пачиму???

Или хотя бы почему версия ровно одна?

Вообще, так – про дипломатические номера – написано в {богомерзкой} википедии. Всё, расходимся. Это высший авторитет. Тема закрыта! )))

А теперь => к сомнениям. И фактам.

Прежде всего (и это главное!), Гайдай узко не шутил. А тут прям очень специализированная ирония, очень локальное знание; и надо сильно заморочиться (особенно в то время – без уики;)), чтобы о таком ведать.

И то: с 1965 года (а картину продолжали делать несколько месяцев 65-го) это самое дипломатическое “Д” вообще отменили. И такую букву можно было видеть только на тракторах.

Ещё нужно понять, в чём юмор: с чего вдруг дипломаты? чем они вообще могут быть смешны??

Также, Гайдай как комедиограф должен был быть уверен, что этот юмор дойдёт до зрителя. Иначе зачем такое вообще нужно?

И даже если история с дипломатами нечто личное, то такое, считавшись, должно иметь фактологию из жизни режиссёра.

Между тем. Есть такая штука – ГОСТы. И на номерные знаки в том числе. Жёлтый номерной знак выполнен по ГОСТ 3207-46, принятый в 1946 году. Потом была реформа 1958 года, когда появились знаки чёрно-белые. Затем 1965-го… Но всё это было довольно мягко-рекомендательным, пока в начале 70х не навели порядок. А до тех пор на дорогах можно было встретить и, да, жёлтые знаки образца 46-го года.

Они и в фильме постоянно встречаются. Причём, как правило, на специальных машинах – дорожных, строительных. Даже у перевозящего заключённых автобуса – такой знак.

…(на легковых машинах в фильме – номера нового образца, по ГОСТ 3207-58)…

Что характерно: ГОСТовские знаки имеют две буквы (и четыре цифры). Соответственно, номера у гайдаевской троицы – фантазийные. И должны означать что-то своё. Как раз подобно ББТ.

Как же можно разгадать “Д” у Леонида Иовича? Да чтоб было понятно всем?

У меня два варианта. Внешний и внутренний.

Внешний. Смысл, который может быть доступен широким народным массам.

Троица собралась на своё первое организованное преступление. Бывалый так и говорит: «Пора на работу». Иными словами, ребята идут на Дело!

И даже (не ГОСТовские) цифры намекают: мол, первое Дело, ох, первое! )))

Внутренний вариант. То есть, отражающий “кухню” кинопроцесса.

А “кухня” была жаркой!

Над лентой-то работало два режиссёра!!

И в момент съёмок основных сцен третьей новеллы второго режиссёра отстранили от картины. По настоятельной просьбе самого Гайдая. Не сработались-с!

Фамилия второго режиссёра была Должиков.

=> Тогда интерпретация номерного знака очень красиво выстраивается: Д 1-(минус)-01.

И вот такое уже в духе Гайдая.

А не вычитанное в {идиотической} викиПедии. ;-Р

7. Коварная шина

Шурик пытается задержать Балбеса и наставляет не него ружьё. Балбес толкает на Шурика тележку, но тот не бабушка – перепрыгивает. Тележка укатывается дальше, а Шурик продолжает наступать на жулика.

Между тем, тележка доезжает до стены с воротами и отпружинивает от удачно лежащей там шины.

Отразившись таким образом, гружёная мешками миниплатформа начинает свой обратный путь.

Камера показывает общий план.

И — о, чудо! Покрышка исчезает!!

Причём в последующих кадрах металлокордовое изделие вполне себе возвращается обратно и преспокойненько лежит себе, как ни в чём не бывало.

Это, понятно, никакой не тайный умысел, а чистый ляп сродни метаморфозным часам Верзилы из первой новеллы или – исчезающему браслету Лиды из второй.

8. Балбес обратил вод(к)у в вино

Балбес рачительно прячет в правый карман куртки бутылку водки.

После дуэли с Шуриком он достаёт бутылку уже из левого кармана. Причём водка превращается в красное вино.

Это ли не ещё одно чудо? ;))

Хотя, конечно, персонаж мог носить обе бутылки сразу. Тогда всё логично разъясняется.

Но…

Мы же верим непрерывности течения кино и событий в нём — без привлечения дополнительных сущностей и без “может-быть-шных” объяснений?

9. «Какая ваша левая рука правая?» (С.Альтов)

Пока Бывалый тормошит потерявшего сознание от его кулака Балбеса, на плечо здоровяка опускается ладонь.

Зритель видит голую почти до локтя чью-то левую руку.

Бывалый вздрагивает и настороженно оглядывается.

Позади него стоит Трус.

И привлекает внимание Бывалого правой рукой! С рукавом шубы до запястья.

Левая же рука не только тоже в рукаве, но ещё и одета в вязаную перчатку.

Почему Гайдай оставил столь явный ляп – не понятно.

Перемену карманов с бутылками можно объяснить логически. А вообще ещё и тем, что гэг родился внезапно, прямо на съёмочной площадке. Потому разность сторон с содержимым решили развести таким образом.

На шину при монтажной склейке тоже вполне объяснимо не обратили внимания. Это – задний план, не важный.

Но с рукой… Хотя, может, это юмор такой? Как с перевёртышами в отражениях из короткометражки «Пёс Барбос и необычный кросс»?

10. Аккуратность

А

Балбес взламывает склад.

Он срывает два висячих замка и отваливает огромный засов.

В конце новеллы бабушка-сторож буксирует жуликов мимо вроде бы вскрытого склада.

Ворота были открыты всё время. Через них шло активное движение.

Но сейчас они вновь на засове!

И это как раз не ляп, а очень логичное наблюдение Гайдая.

Ведь бабушка на то и сторож, чтобы следить за складом. Поэтому она, уходя, гасила всех… прикрыла двери обратно и аккуратно накинула засов.

Б

Декораторы тоже сработали на славу. Хотя… как поглядеть! ;))

Буксируемому Балбесу, дабы обозначить его историю с вином, с левой стороны груди без затей намалевали круг красной краской!

Очень аккуратный круг.

11. Сквозные пятёрки

Гайдай очень любил прошивать свои произведения какими-то деталями насквозь.

Есть и более явная общая особенность всех трёх новелл.

Это — цифра пять.

В «Напарнике» она являет номер отделения милиции, где заключён Верзила.

В «Наваждении» – это номер трамвая.

Ну а в «Операции “Ы”» пятёрка красуется на вывеске склада.

Хотя можно вспомнить ещё и “сквозные” пятерни:

Верзилы — когда он разочарованно потрясает ею у лица Шурика, не сумев натянуть тому кепку на нос;
Шурика — когда он показывает оценку за экзамен;
Бывалого — когда он протягивает её зав.складом Петухову для скрепления договорённости на «330 каждому».

Но это уже лишнее! ;)))

12. Кто самый смешной

Несмотря на то, что главный герой Шурик, самыми комичными персонажами выступают герои ролей второстепенных — Верзила (А.Смирнов) и тройка жуликов (Е.Моргунов, Ю.Никулин, Г.Вицин).

Комиссии, отсматривающие фильм перед выходом его на киноэкраны страны, отмечают ещё Прораба (М.Пуговкин). Но он слишком эпизодичен, чтобы всерьёз рассматривать его участие в этой главе. ;))

Про Смирнова упомянул только режиссер А.Мачерет (человек, чья роль в киноискусстве СССР была очень значительна, но его работы мало кто вспомнит): «Интересен Смирнов, хотя во внешности этого Мрачного типа что-то не найдено».

Ну а про троицу высказался сам И.Пырьев, режиссёр и худ.рук. «Мосфильма»: «Вот Моргунов. Он не смешон, а часто неприятен. То же самое, в меньшей, правда, степени, случается и с Вициным. Его манера поведения была прекрасной в «Псе Барбосе», здесь же многое кажется фальшивым. Нельзя всё время работать на одной и той же краске… В этом отношении прекрасен Никулин. В каждой сцене он оригинален, нов и всегда разный».