Отчим влюбился в жену пасынка. Что делать его жене?

Драма «Возврата нет» (1974) по результатам голосования зрителей журнала «Советский экран» вошла в десятку лучших картин 1974 года, а исполнительница главной роли, можно сказать, бенефисной, Нонна Мордюкова получила титул «Лучшая актриса года» за роль в этом фильме. Сама актриса позже говорила, что роль Антонины Кашириной, женщины безграничной мужественности, любви и порядочности, была для неё важной. А кинокритики сошлись во мнении, что дав роль Нонне Мордюковой, режиссёр Алексей Салтыков сделал филигранно точный выбор.

Начиная работу над картиной, режиссёр рассказал, что именно привлекло его в повести: «Особая нравственная красота простой деревенской женщины, человека наших дней».

Благодаря Нонне Мордюковой и зрители смогли рассмотреть, какая необыкновенная сила таится в той самой простой деревенской женщине, которая способна не только беззаветно любить, но и прощать.

Кадр из фильма. «Возврата нет»

Кадр из фильма. «Возврата нет»

Повесть «Возврата нет», которая легла в основу ленты, вышла в 1971 году. Её написал Анатолий Калинин, и этого автора больше знают как создателя эпопеи о Будулае. Роман «Цыган» он создавал и дорабатывал полтора десятка лет, а его экранизация стала настоящим телехитом, от которого зрители не могли оторваться. Но предшествовала этому успеху другая киноистория — драма «Возврата нет». Сценаристом и режиссёром её стал Алексей Салтыков, к тому моменту уже опытный и хорошо известный кинематографист.

Продумывая сценарий, Алексей Салтыков с самого начала главную роль предполагал отдать Нонне Мордюковой: по его мнению, только она могла сыграть столь мощный, но одновременно чувственный характер.

Кадр из фильма.. Нонна Мордюкова в роли Антонины Кашириной

Кадр из фильма.. Нонна Мордюкова в роли Антонины Кашириной

Надо сказать, что в фильме почти нет сцен, где не было бы Нонны Мордюковой, она присутствует на экране большую часть времени. И кроме того, Алексей Салтыков постарался максимально сохранить всех персонажей, сюжетные линии и обстоятельства, имеющиеся в повести Анатолий Калинина. Фактически получился не фильм по мотивам повести, а действительно полноценная экранизация. Собственно, об это и говорят первые два кадра с титрами, на которых написано «Анатолий Калинин» и «Возврата нет».





О чём фильм. Начинается он в послевоенные годы. Антонина Каширина, специалист-винодел, председатель колхоза на Кубани, ради колхозной выгоды совершила проступок, который теперь разбирают на бюро райкома. Заодно Кашириной припоминают, что в войну она жила на оккупированной территории, а в её доме на постое был немецкий майор. А вот подруга Кашириной Антонина Короткова рассказывает, что

та спасла раненого советского бойца. Она спрятала мужчину в яме в глубине сада, выхаживала его, носила еду, прячась от фашистов. Между мужчиной и Антониной возникли романтические чувства, хотя он был младше. Уходя, выздоровевший Николай Никитин (так его звали) обещал Антонине вернуться.

И вот, спустя годы, он и в самом деле возвращается. На Антонину сваливается то самое женское счастье, о котором мечтает каждая: любимый и любящий муж, уютный дом, сын Гриша от первого брака. Женщина уступает Николаю пост председателя колхоза, и он прекрасно себя показывает на работе: колхоз становится преуспевающим. А спустя ещё несколько лет Гриша, отучившись в городе, возвращается с молодой красавицей-женой, у них рождается сынишка, и все вместе они живут одной большой дружной семьёй. Но что-то происходит в душе Николая: даже рядом с преданной Антониной, он думает о другой. Эта другая — Ирина, жена Гриши. И быстро это становится понятно окружающим.

Кадр из фильма. Владислав Дворжецкий в роли Николая Никитина и Нонна Мордюкова в роли Антонины Кашириной

Кадр из фильма. Владислав Дворжецкий в роли Николая Никитина и Нонна Мордюкова в роли Антонины Кашириной

Роль Нонны Мордюковой, которая сыграла Антонину Каширину, после премьеры и зрители, и критики сразу признали крупнейшим достижением в карьере (на тот момент). Киновед Николай Савицкий писал:

«Образ внушает доверие столь сильное, что невольно ловишь себя на мысли: происходящее на экране видится глазами этой изумительной женщины, её суждения созвучны твоим собственным, её любовь, её ненависть разделяешь целиком и безоговорочно.Для меня самым ценным качеством таланта Нонны Мордюковой является именно этот редкий дар, это исключительное умение приблизить себе зрителя, привлечь его на свою сторону. Сживаясь с образами своих героинь, актриса и нас заставляет жить их жизнью».

Роль Николая Никитина получил Владислав Дворжецкий. Как и в фильме, между актёрами была разница в возрасте в 14 лет. Хотя справедливости ради отмечу, что Нонне Мордюковой, которой на момент съёмок почти 50, её возраст не дашь, она выглядит от силы лет на 40. И на мой очень субъективный взгляд, Владислав Дворжецкий выглядит примерно на те же годы, хотя в реальности моложе. Но не настаиваю на своём видении.

Кадр из фильма. Владислав Дворжецкий

Кадр из фильма. Владислав Дворжецкий

Нужно отметить, что этот выбор исполнителя сочли менее удачным. Тот же Николай Савицкий подметил следующее:

«Сухой, интеллигентный, рациональный Дворжецкий, умеющий одним только выражением глаз передать драму смятенной души, предчувствие катастрофы, печальную мудрость точного знания («Бег», «Солярис»), мало сказать — не сумел, он, наверное, и вообще не мог сыграть колхозного председателя, который так легко — по номиналу замысла — ладит и с землёй, и с людьми, что на ней трудятся».

Роль Гриши, сына Антонины, осталась за Николаем Ерёменко, его жену Ирину сыграла Ольга Прохорова, жена режиссёра Алексея Салтыкова и постоянная его актриса.

Кадр из фильма. Ольга Прохорова и Николай Ерёменко

Кадр из фильма. Ольга Прохорова и Николай Ерёменко

Кстати, Нонна Мордюкова, Ольга Прохорова и Николай Ерёменко перейдут и в следующий фильм режиссёра «Семья Ивановых» (1975), но немного в ином виде: там Ольга Прохорова будет не невесткой героини Мордюковой, а дочерью, а Николай Ерёменко — не сыном, а зятем. И вот ещё любопытная деталь: в доме Антонины Кашириной висит портрет её первого мужа, отца Гриши. И по-моему, на фото не кто иной, как Николай Ерёменко-старший.

Кадр из фильм. Николай Ерёменко-старший?

Кадр из фильм. Николай Ерёменко-старший?

В роли подруги Антонины, её тезки Антонины Коротковой, — Нина Меньшикова,

Кадр из фильма. Нина Меньшикова

Кадр из фильма. Нина Меньшикова

одну из колхозниц, строптивую Настюру Шевцову, сыграла (очень неожиданно) Татьяна Самойлова,

Кадр из фильма. Татьяна Самойлова

Кадр из фильма. Татьяна Самойлова

а в роли молчаливого паромщика, который, похоже, влюблён в Настю, — Вячеслав Котёночкин. Это ещё более неожиданно, потому что

Вячеслав Котёночкин — это один из лучших советских мультипликаторов, создатель мультфильмов-шедевров, включая «Ну, погоди!». К сожалению, не удалось найти информацию, как Вячеслав Котёночкин попал на съёмки к Алексею Салтыкову. Но эта кинороль осталась в его карьере единственной.

Кадр из фильма. Вячеслав Котёночкин

Кадр из фильма. Вячеслав Котёночкин

Второстепенных персонажей в «Возврата нет» сыграли Алексей Баталов, Борис Кудрявцев, Николай Смирнов.

Кадр из фильма. Алексей Баталов

Кадр из фильма. Алексей Баталов

Довольно гадкий образ достался латвийцу Вилнису Бекерису: его герой, денщик майора, остановившегося в доме Антонины в войну, понял, что она что-то (или кого-то) скрывает и вынуждал её к близости, шантажируя.

Кадр из фильма. Вилнис Бекерис

Кадр из фильма. Вилнис Бекерис

На съёмки киногруппа отправилась на юг страны, в Ростовскую область. Там жил и Анатолий Калинин, написавший повесть «Возврата нет», там жили и герои повести, а потом и фильма. Актёров местные жители встречали приветливо, но особое отношение было у них к Нонне Мордюковой, которую за артистку многие вообще не признавали, будучи уверенными, что она — настоящая казачка, приглашённая в фильм из соседней станицы.

В прокат драма «Возврата нет» вышла весной 1974 года. Зрители приняли ленты замечательно, в прокате она собрала внушительную аудиторию, заняв девятое место в списке лучших фильмов года. И это достижение было заслуженным. Добавлю, что подавляющее большинство зрителей и критиков оценили финал картины, ставший визуальным отражением слов «возврата нет». Снова сошлюсь на Николая Савицкого:

«А. Салтыков нашёл точную концовку ленты, показав в последних кадрах, как Антонина, не торопясь, методично зарывает старую обвалившуюся яму на крутом берегу Дона, где прятала Никитина. Посмотреть со стороны — самое будничное занятие! И только сухая горечь в глазах да чуть нахмуренные брови выдают тяжёлые переживания женщины: не яму она закапывает — подводит черту своему прошлому, к которому возврата нет…».

А как вы думаете, как могли бы развиваться события дальше? Что выбрал бы Никитин — любовь или долг?