Драма «Возврата нет» (1974) по результатам голосования зрителей журнала «Советский экран» вошла в десятку лучших картин 1974 года, а исполнительница главной роли, можно сказать, бенефисной, Нонна Мордюкова получила титул «Лучшая актриса года» за роль в этом фильме. Сама актриса позже говорила, что роль Антонины Кашириной, женщины безграничной мужественности, любви и порядочности, была для неё важной. А кинокритики сошлись во мнении, что дав роль Нонне Мордюковой, режиссёр Алексей Салтыков сделал филигранно точный выбор.
Начиная работу над картиной, режиссёр рассказал, что именно привлекло его в повести: «Особая нравственная красота простой деревенской женщины, человека наших дней».
Благодаря Нонне Мордюковой и зрители смогли рассмотреть, какая необыкновенная сила таится в той самой простой деревенской женщине, которая способна не только беззаветно любить, но и прощать.
Кадр из фильма. «Возврата нет»
Повесть «Возврата нет», которая легла в основу ленты, вышла в 1971 году. Её написал Анатолий Калинин, и этого автора больше знают как создателя эпопеи о Будулае. Роман «Цыган» он создавал и дорабатывал полтора десятка лет, а его экранизация стала настоящим телехитом, от которого зрители не могли оторваться. Но предшествовала этому успеху другая киноистория — драма «Возврата нет». Сценаристом и режиссёром её стал Алексей Салтыков, к тому моменту уже опытный и хорошо известный кинематографист.
Продумывая сценарий, Алексей Салтыков с самого начала главную роль предполагал отдать Нонне Мордюковой: по его мнению, только она могла сыграть столь мощный, но одновременно чувственный характер.
Кадр из фильма.. Нонна Мордюкова в роли Антонины Кашириной
Надо сказать, что в фильме почти нет сцен, где не было бы Нонны Мордюковой, она присутствует на экране большую часть времени. И кроме того, Алексей Салтыков постарался максимально сохранить всех персонажей, сюжетные линии и обстоятельства, имеющиеся в повести Анатолий Калинина. Фактически получился не фильм по мотивам повести, а действительно полноценная экранизация. Собственно, об это и говорят первые два кадра с титрами, на которых написано «Анатолий Калинин» и «Возврата нет».
О чём фильм. Начинается он в послевоенные годы. Антонина Каширина, специалист-винодел, председатель колхоза на Кубани, ради колхозной выгоды совершила проступок, который теперь разбирают на бюро райкома. Заодно Кашириной припоминают, что в войну она жила на оккупированной территории, а в её доме на постое был немецкий майор. А вот подруга Кашириной Антонина Короткова рассказывает, что
та спасла раненого советского бойца. Она спрятала мужчину в яме в глубине сада, выхаживала его, носила еду, прячась от фашистов. Между мужчиной и Антониной возникли романтические чувства, хотя он был младше. Уходя, выздоровевший Николай Никитин (так его звали) обещал Антонине вернуться.
И вот, спустя годы, он и в самом деле возвращается. На Антонину сваливается то самое женское счастье, о котором мечтает каждая: любимый и любящий муж, уютный дом, сын Гриша от первого брака. Женщина уступает Николаю пост председателя колхоза, и он прекрасно себя показывает на работе: колхоз становится преуспевающим. А спустя ещё несколько лет Гриша, отучившись в городе, возвращается с молодой красавицей-женой, у них рождается сынишка, и все вместе они живут одной большой дружной семьёй. Но что-то происходит в душе Николая: даже рядом с преданной Антониной, он думает о другой. Эта другая — Ирина, жена Гриши. И быстро это становится понятно окружающим.
Кадр из фильма. Владислав Дворжецкий в роли Николая Никитина и Нонна Мордюкова в роли Антонины Кашириной
Роль Нонны Мордюковой, которая сыграла Антонину Каширину, после премьеры и зрители, и критики сразу признали крупнейшим достижением в карьере (на тот момент). Киновед Николай Савицкий писал:
«Образ внушает доверие столь сильное, что невольно ловишь себя на мысли: происходящее на экране видится глазами этой изумительной женщины, её суждения созвучны твоим собственным, её любовь, её ненависть разделяешь целиком и безоговорочно.Для меня самым ценным качеством таланта Нонны Мордюковой является именно этот редкий дар, это исключительное умение приблизить себе зрителя, привлечь его на свою сторону. Сживаясь с образами своих героинь, актриса и нас заставляет жить их жизнью».
Роль Николая Никитина получил Владислав Дворжецкий. Как и в фильме, между актёрами была разница в возрасте в 14 лет. Хотя справедливости ради отмечу, что Нонне Мордюковой, которой на момент съёмок почти 50, её возраст не дашь, она выглядит от силы лет на 40. И на мой очень субъективный взгляд, Владислав Дворжецкий выглядит примерно на те же годы, хотя в реальности моложе. Но не настаиваю на своём видении.
Кадр из фильма. Владислав Дворжецкий
Нужно отметить, что этот выбор исполнителя сочли менее удачным. Тот же Николай Савицкий подметил следующее:
«Сухой, интеллигентный, рациональный Дворжецкий, умеющий одним только выражением глаз передать драму смятенной души, предчувствие катастрофы, печальную мудрость точного знания («Бег», «Солярис»), мало сказать — не сумел, он, наверное, и вообще не мог сыграть колхозного председателя, который так легко — по номиналу замысла — ладит и с землёй, и с людьми, что на ней трудятся».
Роль Гриши, сына Антонины, осталась за Николаем Ерёменко, его жену Ирину сыграла Ольга Прохорова, жена режиссёра Алексея Салтыкова и постоянная его актриса.
Кадр из фильма. Ольга Прохорова и Николай Ерёменко
Кстати, Нонна Мордюкова, Ольга Прохорова и Николай Ерёменко перейдут и в следующий фильм режиссёра «Семья Ивановых» (1975), но немного в ином виде: там Ольга Прохорова будет не невесткой героини Мордюковой, а дочерью, а Николай Ерёменко — не сыном, а зятем. И вот ещё любопытная деталь: в доме Антонины Кашириной висит портрет её первого мужа, отца Гриши. И по-моему, на фото не кто иной, как Николай Ерёменко-старший.
Кадр из фильм. Николай Ерёменко-старший?
В роли подруги Антонины, её тезки Антонины Коротковой, — Нина Меньшикова,
Кадр из фильма. Нина Меньшикова
одну из колхозниц, строптивую Настюру Шевцову, сыграла (очень неожиданно) Татьяна Самойлова,
Кадр из фильма. Татьяна Самойлова
а в роли молчаливого паромщика, который, похоже, влюблён в Настю, — Вячеслав Котёночкин. Это ещё более неожиданно, потому что
Вячеслав Котёночкин — это один из лучших советских мультипликаторов, создатель мультфильмов-шедевров, включая «Ну, погоди!». К сожалению, не удалось найти информацию, как Вячеслав Котёночкин попал на съёмки к Алексею Салтыкову. Но эта кинороль осталась в его карьере единственной.
Кадр из фильма. Вячеслав Котёночкин
Второстепенных персонажей в «Возврата нет» сыграли Алексей Баталов, Борис Кудрявцев, Николай Смирнов.
Кадр из фильма. Алексей Баталов
Довольно гадкий образ достался латвийцу Вилнису Бекерису: его герой, денщик майора, остановившегося в доме Антонины в войну, понял, что она что-то (или кого-то) скрывает и вынуждал её к близости, шантажируя.
Кадр из фильма. Вилнис Бекерис
На съёмки киногруппа отправилась на юг страны, в Ростовскую область. Там жил и Анатолий Калинин, написавший повесть «Возврата нет», там жили и герои повести, а потом и фильма. Актёров местные жители встречали приветливо, но особое отношение было у них к Нонне Мордюковой, которую за артистку многие вообще не признавали, будучи уверенными, что она — настоящая казачка, приглашённая в фильм из соседней станицы.
В прокат драма «Возврата нет» вышла весной 1974 года. Зрители приняли ленты замечательно, в прокате она собрала внушительную аудиторию, заняв девятое место в списке лучших фильмов года. И это достижение было заслуженным. Добавлю, что подавляющее большинство зрителей и критиков оценили финал картины, ставший визуальным отражением слов «возврата нет». Снова сошлюсь на Николая Савицкого:
«А. Салтыков нашёл точную концовку ленты, показав в последних кадрах, как Антонина, не торопясь, методично зарывает старую обвалившуюся яму на крутом берегу Дона, где прятала Никитина. Посмотреть со стороны — самое будничное занятие! И только сухая горечь в глазах да чуть нахмуренные брови выдают тяжёлые переживания женщины: не яму она закапывает — подводит черту своему прошлому, к которому возврата нет…».
А как вы думаете, как могли бы развиваться события дальше? Что выбрал бы Никитин — любовь или долг?