И она стала для него не просто долгожданным ребенком, а настоящим центром вселенной.
Говорят, поздние дети — самые желанные, и в случае Тихонова это была чистейшая правда.
Он не просто любил, он буквально боготворил свою Анечку.
Сам с удовольствием стоял у плиты, чтобы приготовить ей что-то вкусное, окружал ее невероятной заботой.
А однажды, когда дочка до беспамятства влюбилась в творчество итальянца Тото Кутуньо, отец сотворил настоящее чудо — устроил им личную встречу. Только вообразите себе восторг юной девушки!
Но, как любой любящий отец, он видел и другую сторону ее натуры — невероятную ранимость. И мысль о том, что эта тонкая душа может окунуться в жестокий актерский мир, его откровенно пугала.
Все помнят его первый, громкий брак с великой Нонной Мордюковой. Казалось, это союз двух равновеликих планет, а рождение сына Володи должно было положить начало блестящей актерской династии.
Красавец, обаятельный, талантливый — он был гордостью родителей. Но в сорок лет его жизненный путь трагически оборвался.
Эта потеря стала для Тихонова незаживающей раной, которая болела до самого конца.
И, возможно, именно поэтому его вторая семья — жена Тамара и маленькая Анечка — стали для него не просто близкими людьми, а настоящим спасением, тихой гаванью, где его израненная душа могла найти покой.
Личная жизнь
Свою вторую супругу, Тамару, он встретил на «Мосфильме». И кто бы мог подумать, что легендарный Штирлиц, эталон выдержки и самообладания, в жизни окажется совершенно обезоружен обаянием молодой преподавательницы французского языка.
Тамара Ивановна с улыбкой вспоминала, как готовила какие-то бумаги для дубляжа, когда в ее кабинет заглянул сам Тихонов.
По ее словам, вид у него был какой-то растерянный, совсем не звездный. Девушка смутилась, а он, заметив ее, вдруг улыбнулся и, чтобы скрыть неловкость, предложил ей сигарету.
Тамара, хоть и не курила, от волнения машинально согласилась, но первая же затяжка вызвала у нее приступ кашля. Великий актер смутился, кажется, еще больше ее и принялся извиняться за свою неловкость.
Этот забавный и немного нелепый эпизод стал началом их истории.
Уже на следующий день Тихонов целенаправленно искал в павильонах «Мосфильма» ту самую скромную девушку с, как он выразился, «чеховскими глазами».
Позже он признался Тамаре, что именно в тот момент, когда она, смущенная и беззащитная, закашлялась от его сигареты, в нем проснулось острое, почти отцовское желание ее защитить.
Вячеслав Васильевич, привыкший к обожанию тысяч поклонниц, вдруг понял, что эта случайная встреча была совсем не случайной.
Он нашел изящный предлог для новых встреч, несколько раз приглашая Тамару к себе домой под видом помощи с переводом писем от французских почитательниц его таланта.
Актер с улыбкой наблюдал, как густо краснеет скромная девушка, зачитывая вслух особенно пылкие признания в любви.
Да, их разделяла почти шестнадцатилетняя разница в возрасте, но для Тихонова, уже пережившего один сложный брак, это не играло никакой роли.
Она стала для него именно той женщиной, которая не соревновалась с ним в славе, а просто ждала дома с ужином и смотрела на него с неподдельным обожанием.
А потом случилось главное — в их жизни появилась Анечка, подарок, о котором актер, казалось, уже и не смел мечтать.
Папина любовь
Тихонов с головой окунулся в отцовство. Соседи с умилением перешептывались, глядя, как всенародный любимец развешивает на балконе вереницы крошечных ползунков.
А среди поклонниц новость «У Штирлица родилась дочка!» передавалась из уст в уста.
В их доме сложилась совершенно особая философия воспитания, построенная не на запретах, а на безграничном доверии и понимании.
Маленькой Ане позволялось многое: она могла разрисовать обои или устроить шумный переполох, познавая мир без строгих окриков и наказаний.
Актер, который одним взглядом мог передать на экране сложнейшую гамму чувств, в общении с дочерью обходился без строгости.
Самым страшным «наказанием» для Ани был его изменившийся, холодный тон. Этого было более чем достаточно.
Анна на всю жизнь запомнила один случай. Однажды она заигралась и спряталась так хорошо, что не слышала, как ее ищет и зовет бабушка. Пожилая женщина разволновалась до сердечного приступа.
Когда отец узнал об этом, он не кричал, но его тихие, полные боли слова — «Ты понимаешь, что сегодня из-за твоей игры мы могли потерять бабушку?» — подействовали сильнее любого ремня.
В тот миг девочка впервые осознала, какими серьезными последствиями могут обернуться ее детские шалости.
И конечно, для своей Анечки папа был настоящим волшебником. Когда Москву с гастролями посетил Тото Кутуньо, от музыки которого сходила с ума юная Аня, Тихонов пустил в ход все свое влияние.
Он не просто достал билеты, он сотворил нечто невероятное: в антракте провел дочь за кулисы.
Сгорая от смущения, девочка вручила своему кумиру цветы. Но главный сюрприз был впереди.
Услышав, что перед ним дочь того самого «князя Болконского», итальянец пришел в восторг, расцеловал Тихонова, а потом вышел на сцену и на весь зал объявил, что следующую песню посвящает дочери великого русского артиста.
Зал взорвался аплодисментами, а Аня, рыдая от счастья, лишь крепче сжимала папину руку.
В тот вечер она поняла, что отцовская любовь способна превратить самую смелую мечту в реальность.
Достойная наследница
Но этот же вечер обнажил и другую черту ее характера — обостренную чувствительность, которая так тревожила отца.
Она могла разрыдаться на спектакле «Юнона и Авось», плакала над трогательной книгой, всем сердцем жалела каждую бездомную собаку.
Вячеслав Васильевич, прошедший огонь, воду и медные трубы в своей профессии, прекрасно понимал, что с такой тонкой кожей там делать нечего.
— Анечка, умоляю, не ходи туда! — говорил он. — Эта профессия для людей с кожей носорога!
Но в ней уже проснулась та самая тихоновская порода, то самое упрямство. Она все-таки поступила во ВГИК.
И, наверное, в глубине души отец гордился, что дочь, как и он когда-то, пошла наперекор всему и выбрала свой собственный путь.
Во ВГИКе в ее жизнь вошла первая большая любовь — Николай Вороновский. Их роман был настолько серьезным, что дело шло к свадьбе.
Но все разрушилось в один миг, когда избранник сообщил о планах эмигрировать в Канаду. Анна, не колеблясь ни секунды, разорвала помолвку.
Для нее, выросшей на идеалах отца, Родина и семья были не пустым звуком. Она просто не могла представить себя вдали от дома и родителей.
Прошло долгих 12 лет. Анна так и не вышла замуж, храня верность своей первой любви.
И тут судьба, словно вознаграждая ее за верность, подарила второй шанс: Николай вернулся. Их чувства, выдержавшие испытание временем, вспыхнули с новой силой.
Они поженились, и вскоре у них родились близнецы, которых назвали в честь дедушек — Славой и Гошей. Вячеслав Васильевич был на седьмом небе от счастья, обожая своих внуков.
Свой первый шаг в кинематографе она сделала еще подростком, в 15 лет, снявшись в небольшом эпизоде фильма «Европейская история» бок о бок со своим знаменитым отцом.
Потом были и другие работы, например, роли в картинах «В городе Сочи темные ночи» или «Взбесившийся автобус». Зрители ее запомнили, но громкой кинозвездой, сравнимой по масштабу с отцом, она так и не стала. И на то были свои, очень веские причины.
Возможно, потому, что в мире кино Анна Тихонова известна прежде всего своей редкой, почти старомодной творческой щепетильностью. От отца она унаследовала не только фамилию, но и железные принципы.
В лихие 90-е, когда многие ее коллеги не брезговали сниматься в сомнительных криминальных боевиках, она твердо отказывалась от подобных предложений, какими бы выгодными они ни были.
Та «чернуха», что хлынула тогда на экраны, была ей глубоко чужда.
Свое истинное призвание она нашла в другом. В 2000 году Анна встала у руля продюсерской студии «Фабрика грез», которую когда-то создал ее отец.
Именно здесь в полной мере раскрылся ее вкус и тонкое чутье на настоящее искусство.
Первым знаковым проектом стал пронзительный документальный фильм «Семнадцать мгновений Славы» — не просто биография, а настоящее признание в любви великому отцу от его благодарной дочери.
Под ее руководством студия выпустила такие нашумевшие проекты, как сериалы «Почка» и «Сергий против нечисти», а психологический триллер «Комплекс Бога» окончательно утвердил за ней репутацию продюсера, который умеет делать умное и качественное кино.
Как говорит сама Анна Вячеславовна, отец научил ее главному: настоящий успех — это не награды и не сборы, а возможность каждое утро смотреть на себя в зеркало без стыда.
И в сложном мире кинобизнеса этот совет, пожалуй, ценнее любого наследства.