«По семейным обстоятельствам» — эффектная мама-Изольда и козырной сын-Николай

Вчера я начала беседу о комедии Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам» (1977) – о том, как трудно ужиться родственникам в едином пространстве и, конечно же, отметила Галину Аркадьевну (Галина Польских), попеременно игравшую две противоположные роли – въедливой тёщи и покорной невестки.

Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам» (1977). Скриншот.

Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам» (1977). Скриншот.

Она относительно молода, ей чуть за сорок, но у неё уже есть взрослая дочь, зять и даже крохотная внучка Леночка. Почему бы Галине снова не выйти замуж? И она выходит! Да не за какого-нибудь пьющего сантехника – ей достался настоящий патриций – художник-урбанист Николай Павлович (Евгений Евстигнеев).

Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам» (1977). Скриншот.

Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам» (1977). Скриншот.

В этом фильме показан интереснейший срез общества – от подпольного маклера и балерины-рукодельницы на пенсии – до смешного логопеда, не выговаривавшего половину букв. Это, кстати, было высмеиванием «модного» тогда тезиса, что тренер необязательно должен быть сам чемпионом… А какой там усатый нянь, зарабатывающий своей дочери …на няню!

Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам» (1977). Скриншот.

Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам» (1977). Скриншот.

Но вернёмся к Николаю Павловичу и его маме – роскошной Изольде Тихоновне (Евгения Ханаева). В 1970-х годах творческая интеллигенция была подъёме, занимая давно пустовавшую нишу потомственной аристократии. Посмотрите, как живёт это замечательное семейство. Тут есть традиции, разговоры о прекрасном, творческие планы, и такие же друзья, приходящие посмотреть новые работы…

Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам» (1977). Скриншот.

Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам» (1977). Скриншот.

Изольда постоянно говорит о том, что трудиться обязан именно мужчина, а женщина, вероятно, красоваться в шляпках. Она так и говорит Галине: дескать, иди, поднимай свою промышленность, если её не могут поднять мужчины. И зачем, когда ей достался такой козырной муж-творец? В те годы художники действительно царили, особенно, если состояли в Союзе Художников…

Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам» (1977). Скриншот.

Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам» (1977). Скриншот.

…Николай, судя по всему, там состоит – не по похож он на мятежного диссидента, рисующего картинки для себя и для узкого круга друзей. Это членство давала многие привилегии, но вот почему-то у Николая нет мастерской – он пишет дома. Обычно у таких мастеров были какие-нибудь дополнительные каморки для штудий. К слову, там художники и встречались с друзьями, а бывало и бухали.

Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам» (1977). Скриншот.

Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам» (1977). Скриншот.

Этот момент был опущен, видимо, специально, чтобы показать: Николай – художник, он – пишет маслом. Ибо Галина застаёт его в момент работы. Интересна его творческая биография – он писал окрестности Арбата, и был не особенно кому-то интересен, а потом, когда стали ломать старину, возводя проспект Калинина (ныне – Новый Арбат), вдруг выяснилось, что работы Николая имеют высокую историческую ценность.

Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам» (1977). Скриншот.

Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам» (1977). Скриншот.

Что же до художественной ценности, то подобных живописцев тогда было очень много, а потому она невелика. Теперь маменька требует писать Домниковку – мол, надо успеть! И, что характерно, в этом доме всем заправляет Изольда. Каким должен быть чай. Как надо его подавать. Судя по всему, она крутила и своим покойным мужем, а уж, если сын до пятидесяти лет не посмел жениться, тут всё запущено, несмотря на крутизну.

Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам» (1977). Кинопоиск.ру.

Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам» (1977). Кинопоиск.ру.

Он и женившись на Галине, всё ещё находится под каблуком у матери. Вообще, в этом фильме показаны чудовищные обстоятельства (семейные), однако, всё сглаживается лёгкостью и незлобивым юмором повествования. Что касается мамы, одно успокаивает – она уехала с горцем-долгожителем, и теперь её ждёт своя свекровь, наверняка, не менее ретивая, чем она сама.