Почему Борис Барнет снял в главной роли свою жену, хотя считал её плохой актрисой

Борис Барнет не относится к высшему сословию советских режиссёров, но и у него есть фильмы, которые вполне можно смотреть и в наше время.

Режиссёр Борис Барнет

Борис Барнет был потомственным англичанином. В Россию когда-то приехал его дед Томас, который занялся у нас типографским бизнесом. После революции, когда типографией уже владел брат Бориса, она была национализирована. Будущий режиссёр пошёл воевать в Красную армию, а после войны профессионально занялся боксом.

Можно сказать, что в кино он оказался случайно. Режиссёр Лев Кулешов пригласил его на главную роль в одном из своих фильмов исключительно из-за его внешности:

…он был боксёром, и мы не видели человека более красивого на ринге, чем Барнет. Его движения были красивы, как бывают красивы движения тигра или льва.

После первого опыта участия в киносъемке Борис Барнет увлекается кинематографом. Он пишет сценарии, снимается в кино, а также начинает работать в качестве режиссёра.

Кадр из фильма «Мисс Менд». Борис Барнет в роли репортёра Барнета

Начало карьеры

К моменту начала съёмок фильма «У самого синего моря» в активе Бориса Барнета уже было 8 фильмов, в которых он принимал участие в качестве актёра.

Также в качестве режиссёра он снял семь художественных фильмов и три научно-популярных. Часть художественных фильмов снята в немом варианте.

Кадр из фильма «У самого синего моря». Николай Крючков в роли Алёши и Лев Свердлин в роли Юсуфа

У самого синего моря

Фильм «У самого синего моря» вышел на экраны весной 1936 года.

30-е годы были временем становления советского кинематографа, поиском тем для фильмов и поиском актеров для реализации этих тем. Можно сказать, что эта лента стала одним из первых образцов фильмов на производственную тематику.

Но основная линия всё-таки любовная. Производственные отношения остаются на втором плане.

Кадр из фильма «У самого синего моря». Елена Кузьмина в роли Маши и Николай Крючков в роли Алёши

Сюжет

Два друга попадают в рыболовецкий колхоз и три месяца трудятся в нём, помогая выполнить план по улову рыбы. Алеша и Юсуф влюбляются в бригадира Машу и весь фильм пытаются добиться её расположения, попадая при этом как в комические, так и в трагические ситуации.

Николай Крючков и Лев Свердлин

Будущие Народные артисты СССР Николай Крючков и Лев Свердлин ещё только начинали тогда свой творческий путь. Для одного это была всего лишь вторая роль в кино, а для другого — третья. Оба актёра замечательно исполнили свои роли, хотя мне больше понравился Лев Свердлин.

Кадр из фильма «У самого синего моря». Лев Свердлин в роли Юсуфа

Мне всё же показалось, что актёры несколько скованы стилистикой, которая была предложена режиссёром. В игре всех актёров чувствуется некоторая театральность, свойственная скорее немому кино.

Кадр из фильма «У самого синего моря». Николай Крючков в роли Алёши

Елена Кузьмина

В фильме три главных персонажа. О двух я уже рассказал.

Актриса Елена Кузьмина сыграла девушку Машу, в которую без памяти влюбились Алёша и Юсуф.

Во время съёмок фильма Елена Кузьмина была женой режиссёра Бориса Барнета. Однако их отношения в тот момент были не самыми лучшими. Об этом говорит тот факт, что в год выхода фильма на экраны Кузьмина и Барнет развелись, и Елена вышла замуж за Михаила Ромма.

Кадр из фильма «У самого синего моря». Елена Кузьмина в роли Маши

Вот, что пишет об этом в своих воспоминаниях актриса:

Он был очень недоволен, так как, помимо его воли, на роль Машеньки меня утвердила дирекция. Барнет уговорил себя, что из меня актрисы не выйдет, и целые дни старался небезуспешно внушить мне то же самое.

Кого хотел бы видеть в роли Маши режиссёр Борис Барнет неизвестно.

Конечно Елена Кузьмина не была столь популярна, как например, Марина Ладынина или Любовь Орлова, но три Сталинских премии за свои роли в кино она всё же получила.

Да и звание Народной артистки РСФСР (1950) просто так не давали!

Кадр из фильма «У самого синего моря». Елена Кузьмина в роли Маши

Стоит ли смотреть фильм

Стоит, но не всем.

Если Вы надеетесь открыть неизвестный для вас шедевр советского кинематографа 30-х годов, то это вряд ли.

Если вас интересует творчество Бориса Барнета или вам интересно увидеть игру молодых Николая Крючкова и Льва Свердлина, то посмотреть фильм непременно стоит.